Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся: система работы
проект по изобразительному искусству (изо)

В современном обществе возрастает потребность в людях творческих, неординарно мыслящих, активных и способных к нестандартным решениям.

В наши дни задача выявления и поддержки талантливых детей ставится очень серьёзно правительством и Президентом. Минобрнауки России уделяет особое внимание работе по поддержке талантливых детей и молодёжи в нашей стране. Сегодняшние дети – это будущие граждане нашей страны, в руках которых будет судьба России, её развитие и благополучие, поэтому необходимо сделать всё, чтобы выявить и полностью раскрыть таланты детей, помочь в их развитии. 

Школа призвана всесторонне развивать всех школьников и тем самым выявлять и учитывать наиболее яркие способности каждого.

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательных учреждений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся: система работы

В.Н. Полякова

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа

имени генерала Захаркина И.Г.» города Кременки

«В каждом человеке есть солнце,

только дайте ему светить»

Сократ

В современном обществе возрастает потребность в людях творческих, неординарно мыслящих, активных и способных к нестандартным решениям.

В наши дни задача выявления и поддержки талантливых детей ставится очень серьёзно правительством и Президентом. Минобрнауки России уделяет особое внимание работе по поддержке талантливых детей и молодёжи в нашей стране. Сегодняшние дети – это будущие граждане нашей страны, в руках которых будет судьба России, её развитие и благополучие, поэтому необходимо сделать всё, чтобы выявить и полностью раскрыть таланты детей, помочь в их развитии.

Школа призвана всесторонне развивать всех школьников и тем самым выявлять и учитывать наиболее яркие способности каждого.

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательных учреждений.

Цель данной работы заключается в определении и реализации новых подходов, способствующих качественному выявлению и развитию талантов обучающихся на уроках изо.

Задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития способностей и талантов у школьников;

2. Обобщить систему работы по выявлению, поддержке и развития способностей и талантов у школьников на уроках изо;

3. Доказать эффективность разработанных подходов, способствующих более точному выявлению, качественной поддержке и полноценному развитию способностей и талантов у школьников на уроках изо.

Методологической основой исследования явились труды по психологии, рассматривающие проблемы творческих способностей: Выготского Л.С., Матюшкина А.М., Лейтеса Н.С., Леонтьева А.Н., Ярошевского М.Р., Тихомирова О.К., Рубиштейна С.Л., Теплова Б.М., Крутецкого В.А., Крылова А.А., и других;

Работы ведущих педагогов, раскрывающие развитие творческой личности ребенка: Смирнова А.А., Дубровиной И.В. Шадрикова В.Д., Бермуса А.Г., Зака А.З., Кругловой Л., Ксензовой Г.Ю., Ледневой С.А., Миронова Н.П., Субботиной Л.Ю., Талызиной Н.Ф., Тюникова Ю., Флериой Е.А., Хуторского А.В. и другие.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанная система и освоенные своевременные подходы, эффективны и могут быть использованы учителями изо.

Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей и конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.

Этой проблемой занимались такие мастера отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения.

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев и Б.М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы (в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выготскому).

Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М. Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими функциям.

Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. Он и предложил три определения понятия способности и выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1. способности - это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2. только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3. способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

Итак, под способностями понимаются индивидуально–психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

Условия успешной работы со способными учащимися:

1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы со способными детьми.

3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы со способными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

4. Присутствие у педагогов, работающих со способными детьми следующих качеств:

учитель для способного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя со способным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Система работы с учащимися строится на 4 базовых идеях:

1. на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

2. на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

3. на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

4. на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

В процессе поиска и выявления способностей и талантов учащихся я применяю следующие формы работы:

  1. Участие в олимпиадах.
  2. Дополнительные групповые занятия с учениками, у которых высокий уровень познавательной компетентности. С каждого класса параллели группа детей остается после уроков и выполняет работу по разным темам. Например, «Пожарная безопасность», «День Учителя», «День Победы» и т.д.
  3. Кружки по интересам (1-4). Все желающие дети, которые учатся в начальной школе, посещают кружок «Акварелька». Даже если у ребенка нет явного художественного таланта, рисование дополнительно помогает развитию мелкой моторики руки, улучшает концентрацию ученика, дает возможность самовыражаться, развивает воображение, а также помогает ребенку выплеснуть свои страхи, тревоги и негативные эмоции с помощью рисунка. Выставки проводятся 2 раза в месяц. Это детей дополнительно мотивирует.
  4. Проектная деятельность. Начиная с 7 класса ребята защищают проекты. Они самостоятельно выбирают тему, я курирую их работы. Ученики должны не только подготовить теоретическую часть по своей работе, но и сделать практическую часть. Готовят небольшое выступление, учатся выступать на публику, рассказывая о результатах своей работы. Темы проектов «Аппликация с листьями», «Портрет в живописи» и тд.
  5. Научно – практическая конференция. Рассмотрим эту форму работы более подробно.

На что хочется обратить внимание - это наличие исследовательской и практической деятельности, правильно подобранные методики их проведения. Выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.

В нашей школе обучаются активные и творческие дети, которые принимают участие в различных проектах. Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по подготовке учащихся к научно-практическим конференциям. Ежегодно учащиеся принимают участие и становятся лауреатами и победителями этого мероприятия.

Последние годы Татарникова Светлана стала лауреатом 2 степени, а Мокшина Евгения и Щербакова Мария - победители конкурса памяти Чижевского. Я хочу более подробно остановиться на работе Марии.

Тема ее выступления «Иконопись». Любимый предмет у Марии была история: ее интересовали события прошлых лет. Но особенно произведения искусства, которые стали частью общества сквозь века. «Жизнь коротка, искусство вечно». Смысл данного высказывания заключается в том, что произведения искусства по истечении определенного времени становятся частью культуры общества и продолжают существовать даже после смерти их создателя. Сам этот афоризм, впервые высказанный древнегреческим врачом Гиппократом, является наилучшим тому доказательством: хотя его создателя уже нет в живых вот уже две с половиной тысячи лет, его крылатое выражение продолжает жить до сих пор.

Также Мария любила рисовать. Я заметила, что у нее хорошо развиты творческие способности, прекрасная зрительная память и пространственное воображение. Ученица особое предпочтение уделяла портретам: каждая новая работа развивала навыки создания яркого выразительного образа.

Я предложила Марии тему ее работы на стыке таких предметов как история и изобразительное искусство: «Иконопись». Эта тема и у меня и у Марии особенно отозвалась в душе.

Мы прошли с ней долгий путь к победе. Иконопись это труднейшее и редчайшее искусство, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало.

Работа получилась необычной, познавательной, просветительской. И ученики и даже учителя задавали много вопросов. В городе Жуков Мария получила статус лауреат за свою работу. В конференции Калужской области работу особо отметили и признали лучшей.

Наш тандем с Марией был успешен и полезен друг другу: я как эрудированный, творчески работающий педагог умело находила индивидуальный подход, создавала условия для самореализации ребенка. Мария же имела свой набор инструментов для выражения собственных мыслей и чувств, свой особый талант и тягу к развитию своих способностей. Наличие эмоционального отклика на тему работы был немаловажным фактором.

Мария не только стала изучать историю иконописи, просвещать учеников нашей школы, но и также стала сама учиться рисовать иконы. Тема так откликнулась ее душе, что после окончания школы она решила связать свою жизнь с таким непростым особым родом искусства, как написание икон.

Учитель, если хочет этого и горит своей профессией, зарождает зерно любви к своему предмету. Учитель влияет на все. Он находится с учеником в тесном контакте в момент, когда ребенок формируется во взрослого человека: начиная от психологической и эмоциональной стороны и заканчивая моделью поведения и принципами.

Одна из главных целей в работе с детьми – это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение рождают детскую смелость, веру в свои силы. Результаты участия в конкурсах, выставках позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.

Таким образом, развитие способностей происходит через включение в учебный процесс, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленное изучение предмета, обучение самооценке результатов своей деятельности, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей, результатов решения различных задач повышенной сложности, проведение предметных недель, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах разного уровня, участие в проектной и исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях.

Педагог должен воспринимать каждого ученика не только как учащегося, который проявляет себя на уроках и внешкольных мероприятиях, но и как личность в целом. Нужно анализировать не только какие-то способности ребёнка, которые сразу заметны, но и весь спектр его умений, навыков, стремлений и достижений.

Я надеюсь, что мой вклад в своих учеников, в их работы и в их увлечения будет полезным опытом в будущем для формирования таких навыков как: коммуникабельность, умение ориентироваться в потоке информации, умение планировать, умение нестандартно мыслить, умение ставить цели и добиваться их. Владение такими умениями как: стрессоустойчивость и умение владеть своими эмоциями, настойчивость и усердие - поможет ребенку сократить путь к успеху.

Подводя итог, хочется определить работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся через некоторые положения:

1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

2. Проводить диагностику по изучению способностей учащихся и систематически анализировать результативность их развития.

Список использованной литературы

  1. Аллай В.В. Исследования проблемы развития творческого потенциала личности // Педагогический журнал. 2020. №1.
  2. Лепешев, Д. В. Актуальные проблемы по организации работы с одаренными и талантливыми детьми / Д. В. Лепешев // SCIENCE & REALITY. – № – С.15-20.
  3. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия / Федеральный институт оценки качества образования. – URL: munmeh (дата обращения: ).
  4. Новиков, Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами : учебное пособие / Д. А. Новиков. — Москва : Эгвес, 2019. — 157 c.
  5. Рябова, И. В. Муниципальная модель развития и сопровождения интеллектуальноодаренных детей / И. В. Рябова // Образовательная социальная сеть. – URL:

(дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Презентация о поэтапном приобщении учащихся к исследовательской дея тельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности....

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся во внеурочной деятельности.»

laquo;Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихсяво внеурочной деятельности.»...

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"...

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории».

В наши дни особенно остро встает вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных возможностей школьников, прежде всего, их...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...

Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...