Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
презентация к уроку по литературе на тему

Ягова  Оксана  Константиновна
Презентация о поэтапном приобщении учащихся к исследовательской дея тельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Слайд 2

Актуальность темы Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» «Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми»

Слайд 3

Мотивация выбора темы «Фундаментальное ядро содержания общего образования»: «Цель преподавания литературы - воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором ».

Слайд 4

Реальная ситуация большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают терять интерес к учeбе ; интерес школьников к изучению литературы, впрочем, как и к чтению классических произведений, с каждым годом утрачивается; ведущими методами преподавания « по старинке » остаются словесные и наглядные среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного образования и развития, не формируется как развитая, мыслящая, культурная и личность;

Слайд 5

П ротиворечие Заказ общества и государства на «нового» человека Невозможность воспитания «нового» человека старыми методами и приемами обучения

Слайд 6

Способ решения проблемы – вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность на уроках литературы Цель - создание системы работы на основе проблемного обучения, способствующего становлению деятельностной , предприимчивой, созидательной личности. Основная педагогическая идея создания данной системы - поэтапное приобщение учащихся к исследовательской деятельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности.

Слайд 7

П реимущества Обучение с включением исследовательской деятельности Традиционное обучение Развитие личностных качеств учащегося: мышление, речь, общение, поведение, эффективное внимание, смысловая память, все каналы восприятия, творчество Механическая память Возрастает интерес к учебно-познавательной деятельности Интерес падает со взрослением Коллективная мыслительная деятельность, возможность попробовать разные роли Репродуктивная деятельность, статичность ролей Возрастает глубина понимания, мотивация Поверхностное понимание, отсутствие или неосознанность личной мотивации Стремление к самореализации Стремление к достижению конкретного учебного результата

Слайд 8

Механизмы реализации 5 класс Частично-поисковый метод, метод проблемного обучения, групповые технологии вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких еѐ составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, у учащихся формируются первоначальные навыки выдвижения гипотез, сбора материала, его группировки и классификации 6 класс учитель продолжает работу по формированию навыков выдвижения гипотез, наблюдению над материалом, его сбору и классификации. Вводится понятие позитивно и негативно окрашенных слов. 7-8 класс + Технология мастерских обучающиеся продолжают отрабатывать навыки выдвижения гипотез, наблюдения над материалом, его сбора и классификации; учатся работать с различными источниками информации, оформлять список литературы, Интернет-ресурсов; формируется навык формулировки цели, задач и выводов исследовательской работы, описания еѐ методики. Определения тактики исследования – последовательности конкретных шагов (исследовательских задач) 9-11 класс + Развивающее обучение индивидуальная исследовательская деятельность

Слайд 9

Механизмы реализации Виды ученических исследовательских работ : работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: « Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова », « Приёмы изображения полесских жителей « полесского цикла » повестей А. И. Куприна », « Поэтика рассказов « Тёмные аллеи » И. Бунина »; работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы « Повесть временных лет » (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, « Слово о полку Игореве » (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова , Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова ; работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: « Образ « маленького человека » в русской литературе X І X », « Литературный тип « лишнего человека » в русской литературе »;

Слайд 10

Необходимые условия Чтобы организовать исследовательскую деятельность, необходимо наличие следующих элементов: индивидуальность ребенка; и ндивидуальность педагога; и нтересный объект исследования СИСТЕМА не работает, ЕСЛИ ХОТЬ ОДИН ЭЛЕМЕНТ ВЫПАДАЕТ

Слайд 11

Прогнозируемый результат Выпускник - мыслящий в категориях культуры читатель, способный самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором

Слайд 12

Перспективы решения проблемы б удет разработана программа исследовательской деятельности на уроках литературы; система алгоритмов исследовательской деятельности разных уровней сложности; б удет собрана «копилка» методов и приемов исследовательской деятельности будет разработана система мониторинга качества обучения на основе диагностики уровня творческой активности и сформированности навыка исследовательской деятельности

Слайд 13

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала. Питер Клайн .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся во внеурочной деятельности.»

laquo;Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихсяво внеурочной деятельности.»...

Проектная деятельность на уроках литературы как средство развития способностей учащихся по роману Ч. Айтматова "Плаха". "Как выжить человеку и человечеству?"

По произведению Ч. Айтматова "Плаха" был составлен проект:" Как выжить человеку и человечеству?". Определена цель, выявлены проблемы исследования, сформулирована гипотеза, про...

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...

Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...