Проектная деятельность на уроках литературы как средство развития способностей учащихся по роману Ч. Айтматова "Плаха". "Как выжить человеку и человечеству?"
проект по литературе (10 класс) по теме

Кузнецова Галина Ивановна

По произведению Ч. Айтматова "Плаха" был составлен проект:" Как выжить человеку и человечеству?". Определена цель, выявлены проблемы исследования, сформулирована гипотеза, продуман ход деятельности в группах, распределены обязанности. Каждая группа обобщила результаты, сделала выводы. Учитель подвёл итоги проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках литературы как средство развития способностей учащихся                                   (по роману Ч. Айтматова «Плаха»).

Основополагающий вопрос:

Как выжить человеку и человечеству?

Цель: осмыслить тему Апокалипсиса.

Задачи:

1. Осознать извечную борьбу добра со злом;

2. Понять библейскую легенду об Иисусе  и Понтии Пилате;

3. Уяснить смысл названия романа, поняв позицию автора.

Гипотеза: Человеку и Человечеству можно выжить, если осознать, что нельзя совершать насилие над  людьми, землёй, природой.

План работы групп:

№1.

Проблемный вопрос.

Можно ли назвать Авдия Каллистратова правдолюбцем?

Исследовать эпизоды:

воспитание, образование героя;

идея Бога, вера в вечную жизнь;

борьба со злом (наркоманией) проповедью, убеждением

(Гришан, Петруха, Лёнька);

столкновение с отстрельщиками животных, хунтой

(Обер-Кандалов, Мишаш, Гамлет-Галкин, Кепа, Абориген, Узюкбай);

распятие.

№2.

Проблемный вопрос.

Зачем даётся жизнь волков?  Что они олицетворяют?

Проанализировать

 гибель первого выводка (отстрел сайгаков и волков в саванне);

второго (пожар в камышах при строительстве дороги);

 третьего (похищение Базарбаем волчат Акбары и Ташчайнара).

№3.

Проблемный вопрос.

В чём смысл легенды об Иисусе Назарянине?

Прочитать и  понять легенду.

Спор Иисуса и Понтия Пилата о Страшном Суде.

№4.

Проблемный вопрос.

Почему так называется роман?

Восхождение Иисуса Христа на Голгофу.

Распятие Авдия Каллистратова.

Страдание Бостона, нарушение нравственного закона, плаха.

Выводы групп под руководством учителя.

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Четвёртая группа

Авдия Каллистратова можно назвать правдолюбцем, потому что он пытается с помощью проповеди, убеждения поговорить с охотниками  за анашой, (Гришаном, Петрухой, Лёнькой), переубедить отстрельщиков животных, но становится их жертвой. Суть его религии в том, чтобы разбудить в душах людей совесть. Он считает, что путь к истине через раскаяние и любовь.

В романе волки очеловечены, обладают нравственными качествами, страдают, пытаются спасти детёнышей, но выводки один за другим погибают из-за безалаберности, безответственности, жестокости человека, который ведёт себя как преступник, хищник.  В Моюнкумской саванне во время отстрела сайгаков с вертолётов  браконьерами погибает  первый выводок волчат; в период строительства железной дороги загораются камыши, где гибнет второй выводок. И наконец,  Базарбай ради выгоды, наживы похищает волчат, чтобы их продать. Автор осуждает  такое поведение людей.

Спор Иисуса и Понтия Пилата о Страшном Суде («Конец света не от меня, не от стихийных бедствий, а от вражды людей грянет»). Легенда об Иисусе Назарянине – стержень романа, так как автор хотел показать, что Иисус ради своей идеи пожертвовал собой, он хотел облегчить участь  всех и каждого (идея гуманизма). «Бог – мученик, который пошёл на плаху, на крестную муку ради идеи спасения людей».

Плаха – это лобное место, где происходит казнь. По мнению Ч.Айтматова, «название говорит о том, какой ценой даётся плаха, восхождение к ней, и есть ли в этом смысл, в этом пути на крестную муку». На свою Голгофу всходит не только Иисус Христос, но и Авдий Каллистратов, хотя его проповедь никого не убедила, жертва не спасла души людей.  Бостон Уркумчиев убивает сына Кенджеша, Акбару, Базарбая. «Это была его великая катастрофа, это и был конец его света».

Итак, Ч. Айтматов поднимает в романе злободневные проблемы: проблему нравственного кризиса общества  (бездуховность,  преступность, наркомания, бесхозяйственность), приближение экологической катастрофы из-за хищнического обращения с природой. Роман – это предостережение о том, что нельзя совершать насилие над людьми, землёй, природой, так как это ведёт к Апокалипсису, если люди будут продолжать творить зло, то человечество ждёт катастрофа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...

Практическая направленность уроков физики как средство развития способностей к познавательной и творческой деятельности учащихся

Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и ...

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Презентация о поэтапном приобщении учащихся к исследовательской дея тельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности....

«Проектная деятельность по истории биологии как средство развития познавательной активности учащихся».

Выступление на городской конференции СПб АППОУчителя биологии ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»Герасимовой Ларисы Сергеевнына тему: «Проектная деятельность по ис...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...