Рабочие программы по рисунку, живописи, композиции
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Потапов Сергей Егорович

Рабочие программы по рисунку, живописи, композиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_programmy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «Детская художественная школа им. М.К.Тенишевой» города Смоленска

Утверждена

Приказ № _____

от «___» _________20___г.

Директор _____________________

Согласована

«___» __________________20___ г.

Зам. директора по учебной работе_______________________

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по предмету: Композиция

Класс 2

Класс 4

Преподаватель: Потапов Сергей Егорович

                                   

                                   

                                     

                                   

Пояснительная записка

        

        Цель занятий по композиции - сделать творчество значимой частью жизни каждого учащегося независимо от его будущей профессии; научить понимать язык искусства, ориентироваться в сложных явлениях современной художественной жизни, видеть связь между внутренней сутью и внешними чертами предметов и явлений; способствовать развитию образного мышления, воображения, фантазии, росту творческого потенциала, помогают активно участвовать в совершенствовании окружающего мира.

        Задачи курса обучения:

        1. Знакомство с художественным языком.

        2. Освоение основных композиционных законов.

        3. Развитие образного мышления.

        4. Знакомство с цветовой гармонизацией.

        5. Последовательная работа над этапами создания картины (реальное изображение, стилизация, ассоциативность и т. д.).

        6. Освоение правил построения композиций.

        7. Развитие навыков в построении композиций.

        По окончании обучения ученик должен

        знать

        основные законы и приёмы композиции;

        уметь

        самостоятельно разрабатывать эскизы, представлять и строить рисунок в окончательном варианте на большом формате, выполнять его в материале;

        иметь навыки

        использования разнообразных техник в соответствии с темой и замыслом композиции, грамотно вести работу.

        У учащихся должно сформироваться желание использовать свои умения в практической деятельности.

        Первое полугодие каждого года обучения посвящается освоению композиционных задач, категорий, понятий, второе - вопросам, связанным со средствами изобразительного искусства.

        Темы, перечисленные в тематическом плане, в какой-то степени определяют выбор сюжета.

Наименование раздела

Количество часов

2 класс

1 полугодие                                                                                              

Трехмерное пространство и его изображение на плоскости

Многоплановость                                                                                                                                                                                                                

Линейная перспектива

Воздушная перспектива

Масштаб и пропорции

Темы предлагаются согласно общешкольному плану          

36

12

 8

 8

 8

        Многоплановость.

        Передний и задний планы. Загораживание одного предмета другим, расположенным ближе к зрителю.

        Линейная перспектива.

        Линия горизонта, точки схода. Зрительное уменьшение расстояний и размеров с удалением объектов от наблюдателя. Использование низкого горизонта для придания монументальности и высокого - для панорамной композиции.

        Воздушная перспектива.

        Изменение цвета и уменьшение контрастов при удалении объектов от наблюдателя.

        Масштаб и пропорции.

        Человек в композиционном пространстве. Соразмерность элементов композиции друг другу и человеку.

Наименование раздела

Количество часов

4 класс

1 полугодие                                                                                              

Изображение движения

 

Статика и динамика

Ритм как способ передачи движения

Темы предлагаются согласно общешкольному плану

48

24

24

        Статика и динамика.

        Передача движения линией, пятном. Статичные и динамичные фигуры и направления на плоскости.

        Ритм как способ передачи движения.

        Ритм в жизни человека и в изобразительном искусстве. Ритм - нарастание изменений, динамика; метр - повторение без изменений, статика.

        Ритмы форм, размеров, расстояний, направлений, тона, нескольких параметров.

МБУДО «Детская художественная школа им. М.К.Тенишевой» города Смоленска

Утверждена

Приказ № _____

от «___» _________20___г.

Директор _____________________

Согласована

«___» __________________20___ г.

Зам. директора по учебной работе_______________________

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по предмету: Рисунок

Класс 2

Класс 4

Преподаватель: Потапов Сергей Егорович

                                   

                                   

                                     

                                   

Пояснительная записка

        Задача данного курса заключается в том, чтобы дать учащимся конкретные знания но изобразительной грамоте, научить их видеть и анализировать, грамотно изображать объемную форму на плоскости.

        Содержание программы предполагает расположение учебных заданий в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до изображения человека как наиболее сложной и разнообразной по форме и выразительности натуры. Наряду с длительными постановками выполняются краткосрочные учебные зарисовки и наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память учащихся.

        Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и выставки.

2 класс

Содержание курса

        Дальнейшее совершенствование умений и навыков, приобретенных в течение первого года обучения.

        Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Умение грамотно строить предметы в соответствии с их различным расположением к линии горизонта.

        Увеличение требований к качеству передачи фактуры предметов, законченности рисунка.

        Рисование гипсовых орнаментов, рельефов, драпировок со складками.

        Рисование натюрмортов из 3-4 предметов более сложной формы, различных по фактуре (дерево, гипс, металл, стекло, керамика).

        Продолжение рисования набросков с фигуры человека в классе и домашних заданиях.

        Размер рисунка от 1/4 до 1/2 листа бумаги.

Тематический план

Наименование раздела

Количество заданий

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Беседа о целях, задачах предмета во 2 классе. Повторение правил перспективы. Зарисовки каркасных геометрических тел.

Натюрморт из 2—3 геометрических тел, а также близких к ним по форме бытовых предметов. Связь предметов в пространстве, обобщение тоном.

Зарисовка однотонной драпировки, повешенной вертикально к поверхности стола. Освещение верхнее боковое.

Рисунок несложного орнамента (гипс) или розетки. Освещение контрастное. Изучение конструкции орнамента, его формы, пропорций. Лепка форм светотенью.

Постановка в интерьере из предметов крупной формы. Освещение верхнее, рассеянное. Построение интерьера с использованием правил перспективы. Компоновка и выбор формата для рисунка.

Наброски с фигуры человека. Зарисовки по памяти. Тренировка зрительной памяти.

Натюрморт из 3 предметов: бытовые предметы, близкие по форме к геометрическим телам. Передача фактуры и материала предметов натюрморта

Натюрморт из 3 предметов. Натюрморт включает несложный орнамент.

Итоговая постановка из 3 предметов быта на фоне драпировки с 2-3 складками. Суммирование приобретенных навыков и знаний за учебный год. Проведение мероприятии промежуточной аттестации

1

1

2

1

1

3

2

1

1

3

9

9

9

12

9

24

12

15

4 класс

Содержание курса

        Изучение строения головы человека, мимических мышц лица, костей черепа.

        Конструктивное построение и лепка светотенью гипсовой головы и портрета. Владение линией, штрихом, пятном.

        В натюрмортах, поставленных в интерьере, требуется осознанное и грамотное использование приемов линейной и воздушной перспективы, уверенное моделирование формы сложных предметов тоном.

Тематический план

Наименование раздела

Количество заданий

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

Рисунок черепа человека.

Рисунок анатомической гипсовой головы человека. Знакомство учащихся с анатомическим строением головы.

Рисунок гипсовой античной головы. Требование законченности.

Рисунок головы с живой модели. Изучение пластической формы головы человека.

Рисунок натюрморта в интерьере.

Рисунок фигуры человека с передачей характерных черт натуры.

Рисунок натюрморта с включением гипсового слепка с античных произведений. Проведение мероприятий итоговой аттестации.

2

1

1

1

1

1

1

8

16

16

16

16

12

20

МБУДО «Детская художественная школа им. М.К.Тенишевой» города Смоленска

Утверждена

Приказ № _____

от «___» _________20___г.

Директор _____________________

Согласована

«___» __________________20___ г.

Зам. директора по учебной работе_______________________

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по предмету: Живопись

Класс 2

Класс 4

Преподаватель: Потапов Сергей Егорович

                                   

                                   

                                     

Пояснительная записка

        Курс живописи является одним из важнейших разделов учебного процесса в детской художественной школе.

        В его задачу входит развитие у учащихся способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветосветовых отношений. Пользуясь живописными средствами, научиться «лепить» форму цветом, овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуашью и  основами цветоведения.

        В результате работы учащиеся должны научиться последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения, передавать свето-воздушную  среду и материальность предметов.

        За время обучения учащимися должны быть усвоены некоторые сведения по цветоведению: понятие спектра, о его цветах – основных и дополнительных, теплых и холодных, контрастных и сближенных, о понятии «локальный цвет», о влиянии на него света, о роли тона в передаче формы и материальности предмета, о светосиле цвета в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе.

        Каждая постановка должна быть методически обоснована и творчески решена.. В процессе работы учащимся необходима напоминать о сохранении плановости и перспективы. От продуманной, решенной постановки, с ясно поставленной задачей зависит успешный ход работы в процессе обучения, приобретения и усвоения необходимых знаний.

        При построении натюрморта необходимо помнить, что сама постановка – это тоже искусство. В ней положено начало композиции.

2 класс

         Главные задачи 2 класса:

        композиционное решение листа; колористическая цельность решения постановки; углубление понятий холодной, теплой гаммы;

        натюрморты из бытовых предметов на однотонных фонах различного цвета драпировок помогают и подчеркивают выявление общего силуэта натюрморта;

        углубляются понимания учащихся тонального натюрморта, колористическое решение натюрморта; дальнейшее совершенствование пластического решения формы;

        для выполнения заданий но тоновое решение и выявление объема и факитуры следует отойти от многоцветия, ограничить учащхся количеством красок (2 – 3 цвета).

Наименование раздела

Количество часов

1

2

3

4

5

Постановка из 2-х предметов с четко выраженными цветовыми отношениям (овощи, фрукты) на нейтральном фоне.

Задача: цветовая характеристика предметов. Четкость силуэта (светлое на темном и темное на светлом).  Работа над эскизом. Поиски композиционного решения в предварительном эскизе. Развитие наблюдательности.

Постановка из 2-3 предметов, различных по материалу (гризайль).

Задача: передача светотеневых отношений и тональная передача объемной формы и пространства постановки.

Натюрморт из 2-3 контрастных по цвету предметов на равноокрашенном цветном фоне (предметы домашнего обихода, овощи, фрукты). – 2 варианта

Задача: единство многообразия цветовых оттенков. Связь предметов с окружающей средой. Лепка формы цветом (свет, тень, полутон, блик, рефлекс).

Постановка из нескольких близких по окраске предметов на цветном фоне. – 2 варианта

Задача: передача световоздушной среды, нюансов локального цвета предмета. Влияние цвета фона на цвет предметов

Постановка из нескольких различных по материалу предметов.  – 2 варианта

Задача: развитие колористического видения и лепка формы цветом. Передача фактуры предмета.

9

6

24

24

24

4 класс

Наименование раздела

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Постановка из цветов, свежих овощей, фруктов

Натюрморт из нескольких предметов, разных по материалу, усложненных по форме, с богатой по фактуре драпировкой

Букет в стеклянном сосуде с водой

Этюд головы человека

Фигура человека. Несложная тематическая постановка

Постановка из 3 – 4 предметов, разбросанных по фактуре с введением гипсового орнамента ил маски на заднем плане

Фрагмент интерьера: угол мастерской, письменный стол и т.д.

Тематический натюрморт из разнохарактерных предметов (домашняя утварь, инструменты и т.д.)

Экзаменационная постановка

9

15

9

9

12

12

12

12

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки по живописи, композиции

Эти карточки пердназначены для работы на уроках живописи и композиции Художественной школе и Детской школе искусств на отделении изобразительного искусства...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 "Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи".

Рабочая программа профессионального модуля  является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 072608.03  художник роспис...

Рабочая программа по предмету «Прикладная композиция»

Программа составлена на основе личного опыта с учетом специфических возможностей учебного заведения и конкретных учеников....

Рабочая программа дополнительного образования "Декоративная композиция"

Программа рассчитана на детей 12-15 лет. Срок реализации 2 года. Программа содержит календарно-тематическое планирование....

Программа 2. Рисунок. Живопись. Композиция

Программа 2. Рисунок. Живопись. Композиция...

Рабочая программа "РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ С НУЛЯ" (для групп с 14 лет и старше) для студии творческого рисунка и живописи

Автор работы:преподаватель художественного отделенияМАОУДОД «Троицкая детская школа искусств им. М.И. Глинки», Селезнева Л.А.     Москва– 2019 г.Содерж...

Рабочая программа по рисунку.

Дополнительная общеразвивающая программа по " Рисунку" для детей 11-15 лет...