Рабочая программа по рисунку.
рабочая программа

Никитина Ольга Борисовна

Дополнительная общеразвивающая программа по " Рисунку" для детей 11-15 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по рисунку.175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.С.Голубкиной»

 Принята на заседании                                                                         Утверждаю

методического совета                                                             Директор МБУ ДО

ДШИ от 31 августа 2017 г.                                          «Детская школа искусств

(протокол № 1)                                                                  им. А.С. Голубкиной»

                                                                                                          О.В. Масакова                                                  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 СЕТЕВОГО     ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

по предмету «Рисунок»

составил: преподаватель Никитина О.Б.

                                                                  Программа для детей 11- 15 лет

                                                            Срок реализации    -  4 года

                Зарайск. 2017 год

                               Оглавление:

1. Пояснительная записка                                                       стр.3-7

 2.Тематический план        стр.7-20

3.Содержание предмета        стр.7-20

4.Литература        стр.23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе рабочей программы по рисунку для детских художественных школ и школ искусств Детской школы искусств  (автор П. И. Буюков, 2007 г).

Программа рассчитана на четырёхлетний  курс обучения и строится по принципу "от простого к сложному", от рисования плоских предметов к тональному рисунку натюрморта из гипсовых геометрических тел  с драпировкой , а последующем и изображению портрета человека.

В первый класс принимаются дети в возрасте 11- 12 лет без конкурсного отбора.

Основная цель программы – развитие у учащегося творческого мышления, способности видеть, понимать строение формы и изображать эту форму в воображаемом пространстве.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • научить учащихся видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, тоном;
  • учить видеть красоту в предметах и явлениях действительности;
  • развить чувство тона, пятна, линии;
  • развить глазомер;
  • выработать умение вести работу последовательно (от общего к частному) и обобщенно;
  • научить детей технике работы различными материалами, и в различных видах рисунка.

Учебный процесс строится на чередовании краткосрочных и длительных учебных заданий, что активизирует процесс обучения.

Краткосрочные учебные задания содействуют развитию творческих способностей учащихся, обостряют восприятие, расширяют кругозор, развивают наблюдательность и зрительную память.

Длительные учебные задания основаны на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, дают навыки последовательной работы над рисунком (от общего к частному и от частного к общему). Содействуют воспитанию таких качеств, как усидчивость, терпение, трудолюбие, целеустремлённость.

Программные задания усложняются по годам обучения, вместе с тем повышаются и требования, предъявляемые к качеству выполнения рисунка. Законченность рисунка определяется не количеством сделанных деталей, а качеством решения поставленной учебной задачи.

Новизна.

Новизна данной образовательной программы заключается в предложении профориентационных путей решения ряда проблем дополнительного образования через внедрение образовательного процесса, повышающего уровень художественного образования и полнее раскрывающего творческий потенциал учащихся.

Актуальность.

Актуальность внедрения данного учебно-воспитательного процесса базируется на материалах отечественных научных исследований, касающихся необходимости профориентационной работы в образовательных учреждениях любого типа.

Актуальность предложенной образовательной программы определяется также необходимостью обеспечения жизнедеятельности системы непрерывного художественного образования (Детская школа искусств – Средне-специальное учебное заведение – ВУЗ).

Многие средне-специальные художественные учебные заведения обращают внимание на слабую, уже на протяжении многих лет, академическую подготовку большинства выпускников детских художественных школ (школ искусств). Творческие Сузы вынуждены открывать у себя подготовительные курсы для абитуриентов, где зачастую идет болезненное «переобучение» выпускников детских художественных школ.

Данная образовательная программа позволяет повысить общий уровень академической подготовки взрослых выпускников школы. .

Педагогическая целесообразность.

Предложенная образовательная программа педагогически целесообразна потому, что отобранный дидактический материал для занятий и соответствующие приемы и методы обучения имеют не только профориентационную направленность, но и позволяют воспитывать в массе своей грамотного зрителя, ценителя культурного наследия страны и зарубежной художественной культуры.

Достижению подобных результатов способствует применение, наряду с традиционными, таких дидактических принципов как:

- индивидуализации;

-оптимизации;

- создания благоприятного эмоционального фона обучения.

Принцип индивидуализации является центральным в системе дополнительного образования и направлен на формирование индивидуального стиля в процессе реализации практической, самостоятельной деятельности ребенка.

Принцип оптимизации обеспечивает максимально возможную эффективность решения педагогических задач путем выбора оптимальных форм обучения, оптимальности распределения активности учащихся, оптимального выбора методов и средств обучения, а также оптимального сочетания методов преподавания и контроля.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с пятью видами рисунка:

1. Линейный рисунок ставит своей задачей легко и свободно определять пропорции и размеры предмета двухмерного видения. Применяется при построении предмета, а также в коротком наброске. Линейный рисунок имеет и самостоятельное значение. Художник одной линией, в миг, воспроизводит предмет или фигуру.

2. Конструктивный рисунок даёт полное представление о характере и особенностях формы предмета. При рисовании нужно учитывать силу нажима карандаша, это помогает предавать пространство. Можно рисовать и с лёгкой светотенью. Конструктивно рисовать – значит отделять плоскости предмета от пространства и изображать его в перспективе.

3. Объёмный рисунок ставит своей  задачей  на основе изучения геометрических тел рисовать предмет объёмно при любом освещении. Особенно умело этим методом пользовались старые мастера – гравёры. Зная, как рисовать шар, куб, конус, можно нарисовать любой предмет по памяти.

4. Светотеневой рисунок выполняется при конкретном освещении, лучше при электрическом, когда источник света направлен на предмет. Тень определяет большую форму предмета. Светотеневой рисунок позволяет достигнуть больших художественных результатов. При умелом использовании полутени рисунок приобретает особую выразительность. Рисунок может быть выполнен различными материалами: тушь, гуашь, акварель, сангина, сепия, уголь, соус.

5. Тональный рисунок. Вершиной рисования является длительный тональный рисунок, вмещающий в себя все пять видов рисунка. Тон – это удалённость предмета от источника света. Как правило, рисовать тоном сложно. Такие задания требуют большого количества времени, трудолюбия, терпения и внимательного изучения натуры. Основная задача тонального рисунка – это передача пространства.

Наряду с длительными постановками учащимися выполняются краткосрочные учебные зарисовки и наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память.

В 1-2 классах рисунки выполняются, в основном, в размере ¼  листа ватмана, в 3-4 классах – ½ листа ватмана.

Основным рабочим материалом являются: графитный карандаш различной твёрдости, уголь, сангина, соус, угольный карандаш.

Для более полного уяснения формы изображаемого предмета рисунок проводится с направленным источником света.

Занятия проводятся в групповой форме. Для реализации данной программы необходимы: хорошо освещенный класс, мольберты, стулья, софит, доска, натюрмортный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках, шкафы для хранения реквизита и детских работ, раковина, подборка репродукций произведений различных художников

Технологии:

Здоровьесберегающие технологии  

 Технология проблемного обучения

  Игровые технологии

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ.

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу  в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за полугодие и год. Промежуточная аттестация осуществляется  в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой.. Оценивается как качество работ,  так и развитие способностей,

художественного вкуса. Итоговая аттестация осуществляется в виде  просмотра в конце курса обучения  после пленэра.

ПЕРВЫЙ КЛАСС.

В первом классе  даются   начальные   понятия   о   рисунке. Обучение начинается с «воспитания глаза», с развития глазомера, т.е. способности к безошибочному определению размерных отношений натуры (пропорций).

Большое значение придаётся постановке руки, умению правильно держать карандаш, проводить выразительную линию в любом направлении одним движением (от того, как ученик сидит за мольбертом, его выразительность и художественные качества), штриховке.

С первых же заданий обращается внимание учащихся на компоновку в листе и последовательность ведения рисунка.

Точности построения от учащихся в первом классе не требуется, речь идёт только о передаче характера предметов.

Основные требования к рисунку:

- эмоциональность,

- выразительность,

- передача характера предмета.

Фон не вводится. Все рисунки выполняются мягким карандашом. В набросках используются мягкий карандаш, угольный карандаш, сепия, черный маркер.

В конце первого класса учащимися выполняется итоговая работа.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование тем

Количество

часов

Тема 1.

Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами. Методы работы          карандашом. Проведение линий в различных направлениях.

1-3

Тема 2.

Штриховка. Тон.

1-3

Тема 3.

Упражнение «3 тона».

1-8

Тема 4.

Линейные наброски . (деревьев, фрагментов деревьев).

1-5

Тема 5.

Плоскостной рисунок кухонной доски.

1-8

Тема 6.

Силуэтные зарисовки растений, простых по форме, или листьев, наклеенных на бумагу.

1-8

Тема 7.

Рисунок плоских геометрических фигур, различных по тону.

1-8

Тема 8.

Наброски предметов.

1-2

Тема 9.

Рисунок инструментов. Плоскостное изображение предметов.

1-8

Тема 10.

Рисунок плоских геометрических фигур, различных по тону, в симметричном орнаменте.

1-8

Тема 11.

Плоскостной рисунок предметов симметричной формы.

1-8

Тема 12.

Наброски предметов, чучел.

1-2

Тема 13.

Силуэтный рисунок чучела птицы

1-5

Тема 14.

Итоговая работа: силуэтный рисунок предмета и чучела птицы.

2-7

Итого:

102

Содержание курса.

Тема 1. Вводная беседа о рисунке. Проведение линий в различных направлениях.

Цель: знакомство с материалами, методами работы карандашом, «постановка руки» учащихся.

Задачи: проведение линий, одним, движением добиваясь выразительности линии, в штриховке добиваться равномерности.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 2. Штриховка.

Цель: знакомство с методами работы карандашом, «постановка руки» учащихся.

Задачи: добиваться равномерности штриховки, правильно держать карандаш.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 3. Упражнение "3 тона". Выполнить три рисунка на одну любую из предложенных тем - "Животное", "Дом", "Дерево". В каждом рисунке повторить одинаковые элементы, но по - разному использовать тон - светлый, средний, темный (пример: белый дом - темная земля - серое небо). Рисункам дать название. Наиболее удачный рисунок выполнить на увеличенном формате.

Цель: развитие творческого мышления, изучение значения тона, и его влияния на настроение работы, развитие навыка штриховки, развитие навыка в компоновке рисунка, чувства тона.

Задачи: компоновка в листе рисунка по воображению, соблюдение тональной разницы.

Материалы: графитный карандаш, 1/8  листа ватмана.

Тема 4. Линейные наброски на пленере.

Цель: развитие глазомера, смелости в работе, зрительной памяти, навыков в проведении линий.

Задачи: кратковременные зарисовки деревьев, веток, фрагментов забора, растений.

Материалы: на выбор учащегося - графитный карандаш, карандаш сепия, угольный, 1/8 листа ватмана.

Тема 5. Плоскостной рисунок кухонной доски.

Цель: развитие глазомера, навыка в построении предметов с использованием оси симметрии, навыков компоновки и штриховки рисунка.

Задачи: компоновка в листе, передача пропорций, в штриховке добиваться равномерности.

Материалы: графитный карандаш, 1/4 листа ватмана.

Тема 6. Силуэтные зарисовки растений, простых по форме, или листьев, наклеенных на бумагу.

Цель: развитие чувства тона, навыков в компоновке и штриховке, глазомера.

Задачи: добиваться выразительности в построении и штриховке (работа ведется от пятна)

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 7. Рисунок плоских геометрических фигур, различных по тону.

Цель: развитие навыка в проведении линий, штрихов, в компоновке рисунка в листе, развитие глазомера, чувства тона.

Задачи: компоновка в листе натурной постановки из 2-х, 3-х плоских геометрических фигур, передача пропорций, поиск тональной разницы.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 8. Наброски предметов.

Цель: развитие глазомера, смелости в работе, зрительной памяти.

Задачи: наброски предметов (плоские по форме столярные инструменты, предметы быта несложной формы)

Материалы: на выбор учащегося - графитный карандаш, маркер, карандаш сепия, угольный, 1/8 листа ватмана.

Тема 9. Рисунок инструментов, разных по тону: ножовка, киянка, ножницы и т.д. Плоскостное изображение предметов.

Цель: развитие чувства тона, навыков компоновки и штриховки рисунка, развитие глазомера.

Задачи: плоскостное изображение предметов, добиваться выразительности в построении и штриховке (работа ведётся от пятна избегать контурных линий).

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 10. Рисунок плоских скругленных геометрических фигур, различных по тону, в симметричном орнаменте..

Цель: развитие навыка в построении фигур с использованием оси симметрии, в проведении округлых линий, развитие глазомера, чувства тона.

Задачи:

- определение размеров частей орнамента,

- построение округлых линий относительно осей симметрии,

- тональное решение.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 11. Плоскостной рисунок предметов симметричной формы.

Цель: развитие навыка в построении предметов с использованием оси симметрии, ознакомление с последовательностью ведения рисунка.

Задачи:

- определение габаритных размеров предметов,

- определение размеров частей предметов,

- тональное решение,

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 12. Наброски предметов.

Цель: развитие глазомера, смелости в работе, зрительной памяти.

Задачи: наброски предметов (форме столярные инструменты, предметы быта несложной формы, чучела птиц) от пятна или линией (без отрыва от бумаги). Добиваться выразительности пятна, линии.

Материалы: на выбор учащегося - графитный карандаш, маркер, карандаш сепия, угольный, 1/8 листа ватмана.

Тема 13. Силуэтный рисунок чучела птицы.

Освещение – контражур.

Цель: закрепление последовательности ведения рисунка.

Задачи: компоновка рисунка в листе, силуэтное решение птицы, выразительность, передача характера и движения (при построении применять вспомогательные осевые линии).

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 14. Итоговая работа: силуэтный рисунок предмета и чучела птицы.

Цель: выявление знаний учащихся.

Задачи: компоновка рисунка в листе, передача пропорций, тональное решение.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

ВТОРОЙ КЛАСС.

Во втором классе ставятся постановки преимущественно с верхним боковым освещением.

Учащиеся получают первоначальные сведения о наблюдательной перспективе, освещенности предметов, их конструкции.

Основные требования к рисунку:

- эмоциональность,

- выразительность,

- передача характера предмета,

- освещённость

Часть рисунков выполняется мягким материалом. Постепенно вводится фон. Вводятся наброски фигуры человека. Особое внимание уделяется двум типам наброска - от пятна (мягким материалом), линейному (маркер, карандаш, гелевая ручка)

В конце второго класса – итоговая работа.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Количество

часов

Тема 1.

Силуэтный рисунок чучела птицы.

2-7

Тема 2.

Рисунок мягкой игрушки.

1-5

Тема 3.

Рисунок портфеля.

1-5

Тема 4.

Наброски предметов быта, инструментов, растений.

1-5

Тема 5.

Наброски листа бумаги в разных положениях.

1-2

Тема 6.

Рисунок кирпича.

1-5

Тема 7.

Рисунок предмета, имеющего форму параллелепипеда. 

2-7

Тема 8.

Наброски фигуры человека.

1-5

Тема 9.

Рисунок группы из двух предметов: топор, полено.

1-5

Тема 10.

Рисунок предметов шарообразной формы.

1-7

Тема 11.

Рисунок предметов цилиндрической формы.

1-5

Тема 12.

Зарисовки мелких предметов быта в натуральную величину.

1-3

Тема 13.

Линейные наброски инструментов, предметов быта, видов из окна.

1-2

Тема 14.

Натюрморт из двух предметов, разных по форме.

1-5

Тема 15.

Натюрморт из трех предметов, разных по форме.

1-8

Тема 16.

Натюрморт из двух или трех предметов, разных по форме. Итоговая работа.

1-8

Итого:

102

 

Содержание курса.

Тема 1. Силуэтные зарисовки чучела птицы.

Освещение – контражур.

Цель: повторение изученного в первом классе. Закрепление последовательности ведения рисунка.

Задачи: компоновка 2-х зарисовок в листе, силуэтное решение птицы, выразительность, передача характера и движения (при построении применять вспомогательные осевые линии).

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 2. Рисунок мягкой игрушки.

Освещение верхнее, контрастное.

Цель: закрепление последовательности ведения рисунка.

Задачи: передача характера, освещения (построение вести только прямыми линиями).

Материалы: мягкий карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 3. Рисунок портфеля.

Освещение верхнее, контрастное.

Цель: закрепление последовательности ведения рисунка.

Задачи: передача характера, освещения.

Материалы: мягкий карандаш, уголь, сангина, ¼ листа ватмана.

Тема 4. Наброски предметов быта, инструментов, растений.

Цель: развитие глазомера, смелости в работе, зрительной памяти.

Задачи: компоновка в листе, передача основных пропорций.

Материалы: на выбор учащегося - графитный карандаш, маркер, карандаш сепия, угольный, 1/8 листа ватмана.

Тема 5. Наброски листа бумаги.

Освещение верхнее, боковое.

Цель: развитие способности «объёмно видеть» натуру и объёмно изображать её в рисунке, сообщение элементарных сведений по наблюдательной перспективе.

Задачи: построение  5-8 набросков прямоугольников, расположенных под разным углом к учащемуся  с натуры.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 6. Рисунок кирпича.

Освещение верхнее, боковое.

Цель: развитие способности «объёмно видеть» натуру и объёмно изображать её в рисунке, сообщение элементарных сведений по наблюдательной перспективе.

Задачи: построение ведётся методом сквозной прорисовки с передачей освещения.

 Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 7. Рисунок предмета, имеющего форму параллелепипеда.

Освещение верхнее, боковое.

Цель: закрепление сведений по наблюдательной перспективе.

Задачи: построение предмета методом сквозного рисования с передачей освещения.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 8. Наброски фигуры человека.

Цель: развитие наблюдательности и зрительной памяти, повторение основных пропорций фигуры человека.

Задачи: компоновка в листе, передача основных пропорций, большой формы светом и тенью.

Материалы: на выбор учащегося - графитный карандаш, карандаш сепия, угольный, карандаша 4 - 7 В, 1/8 листа ватмана.

Освещение: сильное.

Тема 9. Группа из 2-х предметов, один из которых имеет цилиндрическую форму: топор, полено.

Освещение верхнее, боковое.

Цель: закрепление сведений по наблюдательной перспективе, пояснение учащимся удачного и неудачного решения композиции.

Задачи: компоновка группы предметов при помощи вспомогательных линий, определение с помощью осевой линии угла наклона топора, передача освещения.

Материалы: мягкий карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 10. Рисунок предметов шарообразной формы: тёмный, средний и светлый клубки шерсти.

Цель: ознакомление с особенностями передачи объёма шара.

Задачи: передача при помощи штриха объёма клубков (штрих энергичный, накладывается по форме).

Материалы: соус, ¼ листа ватмана.

Тема 11. Зарисовка мелких предметов быта в натуральную величину.

Цель: повторение изученного, развитие глазомера.

Задачи: компоновка в листе, передача материальности и фактуры.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Освещение: искусственное.

Тема 12. Линейные наброски инструментов, предметов быта, видов из окна.

Цель: развитие глазомера, смелости, чувства линии.

Задачи: компоновка в листе, работа одной линией.

Материалы: маркер, гелевая ручка, графитный карандаш, 1/8 листа ватмана.

Освещение: искусственное.

Тема 13. Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы: жестяная банка, стоящая на кирпиче.

Цель: закрепление правил построения предметов призматической и цилиндрической формы и передачи их объёма с помощью светотеневых отношений.

Задачи: компоновка в листе, передача светотеневых отношений.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Освещение: верхнее, боковое.

Тема 14. Рисунок 3-х предметов (призматическая, цилиндрическая, шарообразная формы).

Цель: закрепление законов построения формы и передачи освещения.

Задачи: передача характерного и типичного в натуре.

Материалы: мягкий карандаш, 1\4 листа ватмана.

Тема 15. Итоговая работа. Натюрморт из 2-х предметов быта, разных по форме.

Освещение верхнее, боковое.        

Цель: выявление знаний учащихся.

Задачи: компоновка в листе, передача конструкции и освещения.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 16. Итоговая работа. Натюрморт из 2-х предметов, разных по форме .

Освещение верхнее, боковое.        

Цель: выявление знаний учащихся.

Задачи: компоновка в листе, передача конструкции и освещения.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

ТРЕТИЙ КЛАСС.

Третий класс - самый ответственный этап в обучении. Увеличивается формат листа (1/2 листа ватмана), усложняются постановки.

Большое внимание уделяется последовательности ведения рисунка, точной передаче пропорций, выявлению объёма предметов посредством светотени.

Вводятся понятия "тональный рисунок", "линейно - конструктивный рисунок".

Умение передавать линейную и воздушную перспективу (движение тона в глубину), плавность, объём предметов, материальность предметов – вот задачи, стоящие перед учениками в этом году.

Эмоциональность, выразительность по-прежнему являются главным достоинством каждого рисунка.

Начиная с третьего класса, обязательны предварительные поиски композиционного решения постановки.

В конце третьего класса – итоговая работа.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование тем

Количество

часов

Тема 1.

Зарисовки мелких предметов быта.

1-2

Тема 2.

Линейно - конструктивный рисунок ящика в 3-х положениях.

2-7

Тема 3.

Наброски фигуры человека.

1-5

Тема 4.

Зарисовки чучела птицы в  2-х положениях.

2-7

Тема 5.

Натюрморт из 2-х предметов.

1-3

Тема 6.

Рисунок однотонной драпировки, висящей на 2-х гвоздях.

1-3

Тема 7.

Линейно – конструктивные зарисовки отдельных предметов с ясно выраженной конструкцией.

1-2

Тема 8.

Линейно - конструктивный рисунок натюрморта из 3-х предметов, разных по форме

2-10

Тема 9.

Краткосрочные зарисовки натюрмортов из 2-3-х предметов.

1-9

Тема 10.

Линейно - конструктивный рисунок натюрморта из 3-х крупных предметов, разных по форме.

1-11

Тема 11.

Натюрморт с чучелом птицы.

9-1

Тема 12.

Натюрморт из крупных предметов.

1-11

Тема 13.

Наброски фигуры человека

1-2

Тема 14.

Натюрморт из 2 - 3-х предметов. Итоговая работа.

1-14

Итого:

102

Содержание курса.

Тема 1. Зарисовка мелких предметов быта в натуральную величину.

Цель: повторение задач 2 - го класса, развитие глазомера.

Задачи: компоновка в листе, передача материальности и фактуры.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Освещение: искусственное.

Тема 2. Линейно – конструктивный рисунок ящика в 3-х положениях.

Цель: развитие способности «объёмно видеть» натуру и объёмно изображать её в рисунке.

Задачи: компоновка 3-х рисунков в листе, постановка предмета на плоскость, передача собственной и падающей тени.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 3. Наброски фигуры человека.

Цель: развитие наблюдательности и зрительной памяти, повторение основных пропорций фигуры человека.

Задачи: компоновка в листе, передача основных пропорций, большой формы светом и тенью.

Материалы: на выбор учащегося - графитный карандаш, карандаш сепия, угольный, 1/8 листа ватмана.

Освещение: сильное.

Тема 4. Зарисовки чучела птицы в 2-х положениях.

Цель: разъяснение и закрепление этапов работы.

Задачи: компоновка 2-х рисунков в листе, определение с помощью осевых линий положения чучела птицы в пространстве (построение вести только прямыми линиями, в первой зарисовке выявить силуэт, во второй – нанести лёгкую светотень).

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 5. Натюрморт из 2-х предметов: кирпич, мастерок.

Цель: развитие композиционного и конструктивно-пространственного мышления.

Задачи: компоновка, постановка предметов на плоскость (применять сквозное рисование), показать освещенность.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 6. Рисунок однотонной драпировки, висящей на стене на 2-х гвоздях.

Цель: изучение характера и формы складок.

Задачи: выявление формы складок (работать отношениями света и тени).

Материалы: тонированная бумага, уголь, ластик.

Освещение: из одной точки для наиболее рельефного выявления складок драпировки.

Тема 7. Линейно – конструктивные зарисовки отдельных предметов с ясно выраженной конструкцией. Предметы располагаются выше и ниже линии горизонта.

Цель: изучение формы, знакомство с понятием "линия горизонта".

Задачи: линейное построение, прокладка теней.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 8. Линейно - конструктивный рисунок натюрморта из 3-х предметов, разных по форме (кувшин, книга, груша)

Цель: развитие композиционного и линейно – конструктивного мышления.

Задачи: компоновка, построение с учётом пропорций и перспективных сокращений.

Материалы: графитный карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 9. Краткосрочные зарисовки натюрмортов из 2 - 3-х предметов.

Цель: развитие композиционного мышления.

Задачи: компоновка, передача характера формы и освещенности (работа ведётся линией и пятном  одновременно, не доводить рисунок до тональной проработки).

Материалы: мягкий карандаш, ¼ листа ватмана.

Тема 10. Линейно - конструктивный рисунок натюрморта из 2-3-х крупных, простых по форме предметов (ведро, кабачок, тыква). Натюрморт располагается на полу, либо на невысоком столе, ниже линии горизонта.

Цель: развитие композиционного и линейно - конструктивного мышления.

Задачи: компоновка, перспективное размещение предметов в пространстве.

Материалы: графитный карандаш, 1/2 листа ватмана.

Тема 11. Наброски фигуры человека.

Цель: развитие наблюдательности и зрительной памяти, повторение основных пропорций фигуры человека.

Задачи: компоновка в листе, передача основных пропорций, работа одной линией.

Материалы: на выбор учащегося - графитный карандаш, маркер, гелевая ручка, 1/8 листа ватмана.

Освещение: сильное.

Тема 12. Натюрморт: чучело сороки, темный, средний и светлый клубки.

Цель: развитие образного мышления, развитие композиционного мышления.

Задачи: создание выразительного образа, передача материальности.

Материалы: сангина, соус, сепия, ½ листа ватмана.

Тема 13. Натюрморт из крупных предметов быта: деревянное корыто, ведро на фоне драпировки.                          

Цель: закрепление знаний и навыков перспективного размещения предметов в пространстве, знакомство со способами передачи материальности предметов.

Задачи: перспективное построение, передача материальности предметов.

Материалы: графитный карандаш, ½ листа ватмана.

Тема 14. Итоговая работа. Натюрморт из 3-х предметов: разделочная доска, чугунок, скалка.

Цель: выявление знаний.

Задачи: компоновка в листе, постановка предметов на плоскость (применять сквозное рисование), перспективное размещение предметов в пространстве.

Материалы: графитный карандаш, ½  листа ватмана.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС.

В четвертом классе продолжается совершенствование полученных навыков. Не допускается зачерненность рисунка, небрежность штриха, затертость бумаги.

Закрепляется понятие «образ».

В натюрмортах требуется осознанное использование приёмов линейной и воздушной перспективы, моделирование формы тоном.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование тем

Количество

часов

Тема 1.

Линейно – конструктивные зарисовки предметов быта.

1-3

Тема 2.

Натюрморт «инструменты».

1-5

Тема 3.

Натюрморт тематический.

1-5

Тема 4.

Натюрморт с гипсовыми фигурами.

1-9

Тема 5.

Наброски фигуры человека.

1-3

Тема 6.

Натюрморт тематический.

1-9

Тема 7.

Тональный рисунок натюрморта из 2-3-х предметов с драпировкой.

1-11

Тема 8.

Рисунок натюрморта – букет из сухих цветов в кувшине.

1-5

Тема 9.

Тональный рисунок натюрморта из 3-х предметов.

1-13

Тема 10.

Зарисовки фигуры человека в среде.

1-5

Тема 11.

Итоговая работа.

1-13

Итого:

102

Содержание курса.

Тема 1. Линейно – конструктивные зарисовки предметов быта.

Цель: изучение формы, закрепление  изученного во втором классе.

Задачи: линейное построение, прокладка теней.

Материалы: графитный карандаш, 1/8 листа ватмана.

Тема 2. Натюрморт «инструменты»: ножовка, молоток, ножницы, висящие на стене. Натюрморт располагается выше линии горизонта.

Цель: развитие тонального видения.

Задачи: компоновка, работа «от пятна» (пятном размещаются большие массы и форма постепенно доводится до той степени законченности, при которой появляются её точные границы).

Материалы: графитный карандаш, ½  листа ватмана.

Тема 3. Натюрморт тематический: крынка, сушки, хлеб.

Цель: развитие образного мышления, закрепление культуры штриха, повторение приемов линейной и воздушной перспективы.

Задачи: компоновка в листе, поиск больших тональных отношений лепка

Материалы: графитный карандаш, ½  листа ватмана.

Тема 4. Натюрморт с гипсовым шаром и стаканчиком.

Цель: знакомство с особенностями передачи объёма шара.

Задачи: компоновка в листе, построение, выявление формы лёгкой светотенью, нахождение светотеневых отношений.

Материалы: графитный карандаш, 1/2 листа ватмана.

Освещение: из одного несильного верхнебокового источника света.

Тема 5. Наброски и зарисовки фигуры человека.                  

Цель: развитие наблюдательности.

Задачи: передача движения и характера фигуры (принцип работы «от общего к частному, а затем от частного к общему»).

Материалы: акварель, тушь, мягкий карандаш.

Тема 6. Тематический натюрморт из 2-х предметов: саквояж, зонтик.

Цель: развитие композиционного мышления.

Задачи: компоновка в листе, выразительность натюрморта.

Материалы: сангина, сепия, соус,  ½ листа ватмана.

Тема 7. Тональный рисунок натюрморта из 2-3-х предметов с драпировкой.

Цель: повторение и закрепление тонально – живописного метода.

Задачи: передача пространства и объёма предметов тоном.

Материалы: графитный карандаш, ½ листа ватмана.

Тема 8. Краткосрочный рисунок натюрморта – букет из сухих цветов в кувшине (тональное или линейно-пластическое решение).

Цель: развитие чувства композиции и образного видения натуры.

Задачи: передача живого впечатления и характера букета.

Материалы: графитный карандаш или тушь, кисть, перо, ½ листа ватмана.

Тема 9. Тональный рисунок натюрморта из 3-х предметов (старые вещи: большой чайник, чугунный утюг, ухват) с драпировкой со складками.

Цель: повторение и закрепление тонально – живописного метода, развитие образного видения натуры.

Задачи: поиск больших тональных отношений, лепка объёма предметов, передача материальности.

Материалы: графитный карандаш, ½ листа ватмана.

Освещение верхнее, ,боковое.

Тема 10. Зарисовки фигуры человека в среде.

Цель: развитие целостного видения.

Задачи: компоновка рисунка, передача характера и движения фигуры.

Материалы: по выбору учащихся.

Освещение: верхнебоковое из одной точки.

Тема 11. Итоговая работа. Натюрморты на выбор:

- из предметов быта с драпировкой,

- из гипсовых геометрических тел.

Цель: выявление знаний, умений и навыков.

Задачи: использование приёмов линейной и воздушной перспективы, лепка формы предметов тоном, передача материальности.

Материалы: графические материалы на выбор, ½ листа ватмана.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать: -Основы конструктивного рисунка -Законы светотени; -Законы перспективы; Учащиеся должны уметь: -Решать композицию листа; -Последовательно вести работу над рисунком «от общего к частному»; -Владеть техническими приемами рисунка; -Наблюдать и запоминать натуру; -Анализировать свой рисунок в процессе работы; -Точно передавать пропорции предметов; -Поставить предметы на плоскость; -Передавать объем предметов с помощью светотени; -Передавать пространство 2 – 3 планов, материальность предметов;

Список рекомендуемой литературы:

Для учащихся:

  1. Барщ А. О. Наброски и зарисовки.  М.: Искусство, 1970.
  2. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Искусство, 1963.
  3. Беда В. Г. Основы изобразительной грамоты.  М.: Просвещение, 1981
  4. Белютин Э. М. Начальные сведения о рисунке и живописи.

     М.: Искусство, 1957.

  1. Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста.

     М.: Сварог и К, 1999.

  1. Журнал «Юный художник».
  2. Журнал «Искусство в школе»
  3. Журнал «Изобразительное искусство в школе».

        Для преподавателей:

  1. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа, 2001.
  2. Луковенко Б. А. Рисунок пером. М.: Изобразительное искусство, 2000.
  3. Молева И., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX  - начала XX века. М.: Искусство,1967.
  4. Рисунок. Рабочая программа для детских художественных школ и школ искусств (1-4 классы). П. И. Буюков, 2007 г.

Для родителей:

  1. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, Владос, 1995.
  2. Ростовцев Н. Н. Натюрморт. М.: Просвещение, 1974.
  3. Сокольникова Н. Основы рисунка. – Обинск, 1996.
  4. Терентьев А. Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и    

      живописи. М.: Просвещение, 1980.

  1. Материалы и техника рисунка. (под ред. В.А.Королёва).

     М.:  Изобразительное искусство, 1984.

  1. Школа изобразительного искусства. Сборник в десяти выпусках.

     М.: Изобразительное искусство, 1960 – 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Основы изобразительной грамоты и рисунка»

       В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей ...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 "Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи".

Рабочая программа профессионального модуля  является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 072608.03  художник роспис...

Рабочая программа "РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ С НУЛЯ" (для групп с 14 лет и старше) для студии творческого рисунка и живописи

Автор работы:преподаватель художественного отделенияМАОУДОД «Троицкая детская школа искусств им. М.И. Глинки», Селезнева Л.А.     Москва– 2019 г.Содерж...

Рабочая программа модуля внеурочной деятельности «Рисунок и схема» для 5 класса

Программа образовательного модуля «Рисунок и схема» разработана для учащихся 5 класса на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного об...

Рабочая программа модуля внеурочной деятельности «Рисунок и схема» для 6 класса

Программа образовательного модуля «Рисунок и схема» разработана для учащихся 6 класса на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного об...

Рабочая программа модуля внеурочной деятельности «Рисунок и схема» для 7-9 классов

Программа образовательного модуля «Рисунок и схема» разработана для учащихся 7 -9 классов на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта основно...

Рабочие программы по рисунку, живописи, композиции

Рабочие программы по рисунку, живописи, композиции...