РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Основы изобразительной грамоты и рисунка»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Шорсткая Наталия Ивановна

         В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей детского эстетического воспитания, лигой художественного воспитания. Киев. 1993 г. В связи с тем, что данная программа предполагает  распределение часов, изучение тем, разделов на усмотрение преподавателя, часы, отведенные на изучение программы, распределены в соответствии с нормативными документами школы: 2часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств №13

муниципального образования город Краснодар

                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                                                              решение педсовета  

                                                                                              протокол №                                                                                                                                      

                                                                                              от______20__года

                                                                                              Председатель педсовета

                                                                                              Л.Я.Сизоненко

                                                                                                                                                     

                                  РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

МОДИФИЦИРОВАННАЯ

По предмету «Основы изобразительной грамоты и рисунка»

Ступень обучения (класс) 1 класс – 3 класс 7 –летнего срока обучения

Количество часов - 216 часов

Уровень — дополнительный

Преподаватель: Шорсткая Наталия Ивановна

Программа разработана на основе

Программа (примерная) по рисунку для учащихся детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ  искусств. Министерство культуры Российской Федерации. Киев. 1993 г.

Краснодар

2012 г

            ОСНОВЫ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ГРАМОТЫ  И  РИСУНКА

Пояснительная записка

         В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей детского эстетического воспитания, лигой художественного воспитания. Киев. 1993 г. В связи с тем, что данная программа предполагает  распределение часов, изучение тем, разделов на усмотрение преподавателя, часы, отведенные на изучение программы, распределены в соответствии с нормативными документами школы: 2часа в неделю.

         Цель программы   развитие творческих способностей детей средствами профессионального изобразительного искусства, способствовать формированию общей и профессиональной культуры, ученика в мире искусств. Специфика данной системы художественного образования является: системное обучение, начиная с раннего возраста; развивающая функция искусства; активация ассоциативного мышления; возрастающая роль композиции; диагностическая функция в младших классах. Для активизации образно – художественного мышления учеников, постижения языка искусства рекомендуется: развитие художественного замысла на основе фактуры и цвета художественного материала, силуэта графических линий; восприятие природы и художественных произведений с яркими, контрастами эмоционально выразительными образами; «представление» образа при помощи линии произвольной конфигурации, произвольного пятна; возникновение необходимости в рабочих рисунках при работе в графических техниках.

         Творческий процесс представляет собой качественно высшую ступень любой деятельности. Основной мотив творческой деятельности заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств.Важно, чтобы педагог помог овладеть ребенку новыми способами творческого отображения окружающей действительности.

   Младшему возрасту свойственно стремление к фронтальности, симметрии, плоскостному рисунку, творческому преображению пропорций предметов, преувеличение частностей, неожиданные композиционные решения.

   В основе обучения детей живописи лежит единство спонтанного, обучения и развития образного, ассоциативного мышления на основе знания законов и приемов искусства живописи, а также формирование их художественного воображения, зрительной памяти и культуры эмоций. Только проникновение в существо изображаемого — через активное цветовое восприятие - можно

подвезти учеников к осознанному поиску изобразительных средств и художественного образования.

   В процессе обучения осваиваются понятия формата, размера,  пропорции, тоновых и цветовых отношений, колористической деятельности, цветового, пятна и декоративности. Каждая постановка должна будить воображение детей.

    При обучении основам изобразительной грамоты и рисунка необходимо целенаправленно формировать зрительную память. На этой основе созревает и воплощается художественный замысел, рождаются ассоциаци. Основу изобразительных средств составляют: рисунок, линия, цвет и некоторые способы композиционной организации, посредством которых дети отображают окружающий мир и выражают свое к нему отношение. Помочь ребенку овладеть основами изобразительной грамоты, научить пользоваться ею как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выразить свои представления и ощущения – одна из основных задач детской школы искусств.

                                            Новизна   программы

заключается в решении комплекса актуальных методических, познавательных проблем , вопросов художественного развития учащихся. Программа вклюгает задания по ознакомлению и изучению кубановедения ; предполагает посещение выставок , музеев Краснодара.

Содержание и объем программы определяются спецификой художественного отделения школы искусств.

                                                   Актуальность

программы – в развитии гармоничной , духовно-нравственной , творческой личности , в формировании у учащихся интелектуальных умений и навыков , художественной культуры школьников ; в создании условий для раскрытия индивидуальных способностей.

                                  Педагогическая  целесообразность 

программы заключается в следующем :

- приобретение знаний об основах изобразительной грамоты и рисунка из области ее теории и практики;

- умение выражать свои впечатления об окружающей среде через художественные средства выразительности;

- программа нацелена на пробуждение и развитие интереса детей к практической художественной деятельности , способствует занятости их свободного времени.

                                              Цель  программы:

- формирование общей культуры личности ;

- развитие у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству через его увлечения , интереса к изобразительному искуству;

- приобщение к достижениям художественной культуры ;

- освоение элементов выразительного языка изобразительного искусства;

- освоение основ цветоведения;

- передача характерных черт предметов, образов.

                                                       Задачи:

  1. Образовательные:

В практике руководства изобразительной деятельностью принят поэтапный способ обследования объекта изображения. Изображению того или иного объекта   предшествуют:

- восприятие объекта как целостности ;

- вычленение основных элементов объекта;

- определение  признаков объекта  (форма, цвет, величина);

-определение пространственных положений элементов (слева, справа, посредине, выше, ниже) и пропорциональных отношений этих элементов (больше, меньше, одинаковые);

- определение второстепенных элементов, их признаков и пространственного положения по отношению к главному элементу;

- повторное целостное восприятие образа.

1 класс

     На данном этапе особое значение приобретает метод показа учителем рациональных способов в выполнении поставленной изобразительной задачи. Педагог при этом решает три задачи : демонстрирует последовательность воспроизведения формы объекта, дает пример композиционного решения рисунка (масштаб, расположение на плоскости листа) и учит технике работы с тем или иным художественным материалом (цветными карандашами, гуашью, акварелью, пастелью).

     Первоначально решаются задачи , связанные с размещением изображения на плоскости листа. Затем следует построение рисунка от общего к частному. Завершается работа прорисовкой и обобщением.  

Младшему возрасту свойственно стремление к фронтальности, симметрии, плоскостному рисунку, творческому преображению пропорций предметов. Фантазия ребенка активно преображает окружающий мир: ей присущи преувеличение частностей, неожиданные композиционные решения. К тому же рисунки детей – это их закодированное отношение к миру и близких людей , что доказано и частично расшифровано психологией.

- организация листа пятном и линией; фактуры и виды линий;

- тоновой контраст и тоновой нюанс;

- контраст величин и форм;

- первоначальные сведения о простых и сложных формах;

- статика и динамика;

- симметрия и асимметрия.

- ознакомление с хроматическими (красный, желтый, зеленый, синий) и ахроматическими (черный, белый) цветами;

- при работе с красками используются  приемы заливки;

- рисуя карандашом , осваивают равномерную штриховку;

- линия выступает как средство образной характеристики объекта – легкие пушистые облака, кудрявая крона березки, стройный тополь.

2 класс

      Закрепляются знания и умения полученные в первом классе . На основе наблюдения у детей развивается чувство равновесия , прививаются навыки организации изобразительной плоскости , продолжается освоение средств  выразительности . Ученики выделяют главное в композиции , учатся подчинять второстепенное , понимать , какими  приемами  добиться художественной целостности.

- дать сведения о листе как об изобразительной и выразительной плоскости;

- расширение знаний о различных видах ритма через рисунок;

- овладение различными графическими средствами;

- дать понятие о форме и контрформе;

- освоение фактурности предметов;

- закрепляются представления о цветах и их оттенках;

- учатся конкретизировать признаки объектов;

3 класс

    Развитие образно-эмоционального мышления и чувства ритма. Фигура человека изображается в пейзаже, интерьере, связывается смысловым единством с животным миром и происходящими вокруг событиями. Появляются тематические натюрморты из нескольких предметов ,что совсем не исключает буйство детской фантазии.

- усвоение понятия о глубине ;

- освоение графических способов передачи понятий «ближе-дальше»;

- овладение градациями тона ;

- переход от плоскостной системы изображения к объемной (трехмерной).

2. Развивающие.

Развитие у учащихся способностей :

- творческого отношения к художественной  деятельности ;

- ассоциативного мышления;

- эстетического вкуса;

- расширения кругозора;

- интелектуального развития;

- осмысление языка изобразительного искусства.

3.Воспитательные:

- воспитание культуры труда;

- формирование общей культуры личности;

- приобщение к достижениям художественной культуры;

- воспитание нравственных качеств личности учащегося;

- воспитание эстетики поведения средствами изобразительного искусства;

- воспитание самостоятельности, инициативности, стремление к соморазвитию.

                                          Ожидаемые   результаты

      В процесе обучения по данной  программе учащиеся должны овладеть основными понятиями и навыками в области основ изобразительной грамоты и рисунка. Они должны показывать в работе освоение ремесляной стороной искусства – умение смешивать краски, добиваясь сложных цветов и их гармоничных сочетаний. Грамотно пользоваться художественными материалами. Учащийся должен уметь видеть и отображать на бумаге различия форм предметов, их расположение на плоскости.  

                           УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

1 год обучения — 72 часа

Наименование темы

Кол-во часов

1

«Линии в природе». Линия: короткая, длинная, вертикальная, горизонтальная, наклонная, прямая.

2

2

Три  основных  цвета.  Композиция «Лето».

2

3

Пятно и линия. «Клякса» и ее интерпретация при помощи линий.

2

4

Основные и производные цвета. Смешивание. «Радуга».

2

5

 Очертание – силуэт. Восприятие очертаний в природе. «Листья».

2

6

Характерные признаки объекта. «Пейзаж» (голубизна неба, причудливый изгиб дороги).

2

7

Тоновой контраст. «Сон» (белое на черном), «Тени»(черное на белом).

2

8

Тоновой нюанс. «Белые голуби в белых облаках», «Черная кошка в темном подвале».

2

9

Очертания в природе и их передача пятном на бумаге.«Осенний букет».

2

10

Композиция и ее функции. Равновесие цветовых пятен на плоскости листа. «Осеннее  небо и листопад».

2

11

Линия, пятно, контраст.«Дом, в котором ты живешь ».

2

12

Контраст величин. «Дети и родители в мире животных».

2

13

Контраст форм. Натюрморт «Кувшины на прогулке».

2

14

Пейзаж.Способы изображения деревьев: масляная пастель, пастельные мелки (сухие).

2

15

 Пейзаж. Способы изображения деревьев: гуашь (пятном и широкими мазками).

2

16

Композиционный центр. «Зимняя сказка».

2

17

 Ахроматическая гамма (черно-белая). «Заснеженный горный  пейзаж».

2

18

Смешанная техника и ее выразительные возможности. «Зимний лес».

2

19

Основные пропорции и характер животных. «Белые медведи среди снега и льда».

2

20

Основные пропорции и характер животных. «Пингвины и тюлени на южном полюсе».

2

21

Восприятие зимней природы и движение фигуры человека. «Зимние игры детей».

2

22

Холодные и теплые цвета. Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен «Шум» (громкие, беспокойные  звуки).

2

23

Холодные цвета. Цвет и настроение. Движение цвета к белому. Абстрактная композиция из цветовых пятен  «Прохлада».

2

24

Навыки изображения человека.Стилизованные лица. «Мой друг, брат, папа».

2

25

Теплые цвета. Цвет и настроение.Абстрактная композиция из цветовых пятен «Жара».

2

26

Навыки изображения человека. Стилизованные лица. «Моя  подруга, сестра, мама».

2

27

Пейзаж. Способ изображения деревьев: акварель, кисть,губка, фломастер.

2

28

 Применение контраста  величин  в  композиции. Иллюстрация к сказке Джонатана Свифта «Гулливер в стране лилипутов».

2

29

Цвет и настроение. Движение цвета к черному. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Таинственность».

2

30

Восприятие весенней природы. Изменения в природе : «Цветение садов».

2

31

Прием фрагмента в композиции. Динамика и статика в композиционных рисунках. «Цирк».

2

32

Цвет и тон в природе. Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Пасмурный день».

2

33

Цвет и тон в природе.Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Кучевые облака над полем и дальним лесом».

2

34

Цвет и тон в природе. Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Дождь, низкие тучи, одинокое дерево в степи».

2

35

Выражение эмоционального ощущения праздника в композиции. Ритм пятен. «Вечер. Городской парк в огнях».

2

36

Выразительные возможности цвета. Симметрия – асимметрия. «Цветы и бабочки».

2

 

Итого учебных часов:

72ч.в том числе 4 контрольных урока

2 год обучения — 72 часа

Наименование темы

Кол-во часов

1

Повторение. Пятно и линия. Цвет и настроение. «Мой самый веселый день каникул».

2

2

Пятно и  линия. Цвет и настроение. «Мой самый грустный день в году".

2

3

Лист как изобразительная плоскость.«Ходы крота под землей», «Автогонки», «Полет пчелы с цветка на цветок».

2

4

Виды ритмов: затухающие, нарастающие. «Морские волны», «Ручей, струящийся между камней».

2

5

Виды направления движения в изобразительной плоскости. Вверх: «Пускаю змея», «Выпускаю птиц из клетки»,  «Шарик улетел».

2

6

Виды направления движения в изобразительной плоскости. Вниз: «Дождик», «Листопад».

2

7

Виды направления движения в изобразительной плоскости. В центр: «Футбол», «Мяч», орнамент.

2

8

Виды направления движения в изобразительной плоскости. От центра: «Солнце», «Фонарь», «Часы», «Паутина».

2

9

Движение и ритм. Преобразование рисунка листьев в кружевной  узор «Осенние листья».

2

10

Ритмы статические и динамические. «Праздник сладостей», «День учителя». Направление движения.

2

11

Изготовление оттиска с закрашенным фоном вокруг. Отражение в воде. «Город у реки Кубань».

2

 12

Фигура человека в статичном и динамичном положении. «Школьная жизнь»,

2

13

 Выделение главного в композиции. «На неведомой планете».

2

14

Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен. « Радость».

2

15

Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Грусть».

2

16

Ритм как организация целого и композиционный центр. Композиция по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».Холодная цветовая гамма.

2

17

Контраст: теплые и холодные цвета «Новогодний праздник».

2

18

Ритм линий. «Салют», «Фейерверк».

2

19

Ритм пятен. «Снежинки», «Снегопад».

2

20

Ритм объемов. «Сказочный город и его обитатели».

2

 21

Цвет и тон. Тональные градации теплого цвета «Жар-птица».

2

 22

Цвет и тон. Тональные градации холодного цвета «Синяя птица».


2

23

Фигура  человека  в  статичном  положении. Пропорции фигуры. Изучение  костюма. «Кубанский  казак».

4

24

Равновесие в листе. Композиция «Кубанское подворье».

4

25

Изучение  атребутов  казачьего быта.«Тематический  кубанский  натюрморт».

4

26

Фигура  человека  в  статичном  положении. Пропорции фигуры. Изучение  костюма. «Кубанская  казачка».

4

27

Изучение атребутов казачьего быта. Интерьер жилища. «Внутреннее убранство кубанской хаты».

4

28

Равновесие в листе. Пейзаж. «Кубанская станица».

2

29

Эмоциональная насыщенность рисунка. Черноморское побережье Краснодарского края. Атамань. Фанагория. Море: спокойное, пасмурное, разбушевавшееся, веселое, солнечное.

6

Итого учебных часов:

72ч. в том числе 4 контрольных урока

3 год обучения — 72 часа

Наименование темы

Кол-во часов

1

Движение, ритм линий и пятен.

«Ветренный день», «Дождь», «Листопад», «Звездопад».

2

2

Статика. Груповой портрет. «Папа, мама, я – дружная семья».

2

3

Повторение основ композиции. «Летний отдых», «На море».

2

4

Ритм в природе и изобразительном искусстве. Несложный природный мотив: «Аллея», «Ягоды», «Семья деревьев».

2

5

Ритм в композиции. «Натюрморт» (черное на белом - белое на черном).

2

6

Доминанта.Введение одного цвета. «Цирк».

2

7

Образ в искусстве. «Профессия моих родителей».

2

8

Динамика и статика. «Бегуны», «Прыгуны».

2

9

Понятие о глубине (перекрытие формы). «Лес и его обитатели».

           2

10

Тоновые градации. «Вид из окна» и «Предмет на подоконнике».

           2

11

Понятие о глубине.Автопортрет на фоне пейзажа.

           2

12

Понятие о глубине. Простой натюрморт. Линейное решение.

           2

13

Понятие о глубине. Простой натюрмотр. Тоновое решение в 2 -3 тона.

           2

14

Акцент в тоне. «Рыбка в аквариуме».

           2

15

Переход от плоскостной системы изображения к объемной. «Подарки, обвязанные ленточкой».

           2

16

Цветная графика. Плакат. «Что в мешке у Деда Мороза?».

           2

17

Контраст образов. Сказочные персонажи. «Снегурочка», «Баба-Яга».

           4

18

Окно в мир прекрасного. «Зимняя фантазия».

            2

19

Контрасты форм. Натурная постановка. «Кубанские кувшины и крынки».

            2

20

Восприятие формы. Деталь, как часть целого. «Пиктограммы животных и птиц».

            2

21

Портрет, как выявление характерных особенностей образа. «Люди разных профессий».

2

22

Контраст цветовой и тоновой. Контрасты форм.      «Нептун и его подводное царство».

2

23

Контрасты. Изображение ярких птиц на нейтральном фоне.

2

24

Эмоциональное восприятие цвета и образное содержание. Концептуальная композиция -«Мир».

2

25

Эмоциональное восприятие цвета и образное содержание. Концептуальная композиция - «Война».

2

26

Движение. «Птицы в полете».

2

27

Колорит в живописи. Натюрморт «Весенние цветы и ягоды» на теплом фоне.

2

28

Композиция «День смеха» (групповой портрет класса). Карикатуры.

2

29

Сближенные, разбеленные цвета. «Ландыши на фоне мхов», «Ветка цветущей вишни».

2

30

Фигура человека и ее пропорции. Изучение форменной        одежды родов войск периода ВОВ. Композиция «Солдат   Победы».

4

31

Три тоновые градации для решения объема шара. «Где утро, день, вечер и ночь на Земле?».

2

32

Передача фактуры линией. «Узорчатое оперение филина».

2

33

Передача фактуры линией и пятном (мех и кожа).  Иллюстрация к басни И.А.Крылова «Слон и Моська».

4

Итого учебных часов:

72ч. в том числе 4 контрольных урока

                                                   Содержание  курса

1   КЛАСС

Задание 1. Линия в природе. Линия: короткая, длинная, вертикальная, горизонтальная, наклонная, кривая. Прогулка.

Цель: Выявление творческих способностей.

Задача: Знакомство с принадлежностями для рисования и живописи.

Задание 2. Три основных цвета. Композиция «Лето».

Цель:  Организация листа. Знакомство с новыми понятиями.

Задача: Работа большими цветовыми пятнами: небо-синее, песок-желтый, солнце-красное.

Материал: плотная бумага, гуашевые краски, кисть.

Задание 3. Пятно и линия. «Клякса» и ее интерпритация при помощи линии.

Цель: Развитие фантазии, образного мышления.

Задача: Освоение изобразительной плоскости.

Материал: плотная бумага, черная краска, палочка.

Задание 4. Основные и производные цвета. Смешивание. «Радуга».

Цель: Знакомство с новыми понятиями, организация листа.

Задача: Овладение навыками получения производных цветов.

Материал: плотная бумага, гуашевые краски, кисть, палитра.

Задание 5.Очертание – силуэт.Восприятие очертаний в природе. «Листья». Цель: Знакомство с новыми понятиями.Организация листа.

Задача: Составить узор из  листьев располагая их друг возле друга.Освоение приемов работы в смешанной технике.

Материал: плотная бумага, восковые мелки, акварельные краски, кисть.

Задание 6. Характерные признаки объекта. «Пейзаж»(голубизна неба, причудливый изгиб дороги).

Цель: Знакомство с новыми понятиями: пейзаж, линия горизонта.

Задача: Освоение приемов работы в смешанной технике.

Материал: плотная бумага, масляная пастель(восковые мелки), акварельные краски, кисть.

Задание 7. Тоновой контраст. «Сон»(белое на черном), «Тени»(черное на белом).

Цель: Знакомство с новыми понятиями: тон, контраст. Развитие образного мышления. Выразительность рисунка в тоне, организация листа.

Задача: Создать контрастные рисунки с игрой тени и света.

Материал: плотная белая и тонированная бумага, белая масляная пастель или белая гуашь, кисть, черная масляная пастель или черная гуашь, кисть.

Задание 8. Тоновой нюанс. «Белые голуби в белых облаках», «Черная кошка в темном подвале».

Цель: Знакомство с новыми понятиями: тон, нюанс. Развитие образного мышления. Выразительность рисунка в тоне, организация листа.

Задача: Создать неконтрастный рисунок.

Материал: плотная белая и тонированная бумага, масляная пастель, гуашь, кисть, палитра.

Задание 9. Очертания в природе и их передача пятном на бумаге. «Осенний букет».От знакомого линейного рисунка к изображению предметов с натуры.

Цель: Организация листа пятном и линией. Виды линий. Фактуры пятен.

Задача: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Материал: плотная тонированная бумага, гуашевые краски, кисть, возможна работа пальцами, палитра.

Задание 10. Композиция и ее функции. Равновесие цветовых пятен на плоскости листа. «Осеннее небо и листопад».

Цель:  Закрепление навыков смешивания красок и создания производных (сложных) цветов.

Задача: Развить чувство равновесия. Научить пользоваться акварелью.

Материал: акварельная бумага, масляная пастель, акварельные краски, кисть, палитра.

Задание 11. Линия, пятно, контраст. «Дом, в котором ты живешь».

Цель: Освоение изобразительной плоскости, организация листа.

Задача: Закрепление навыков использования линии, пятна, контраста в композиции.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 12. Контраст величин. «Дети и родители в мире животных».

Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.Знакомство с новым понятием –контраст величин (большое и маленькое).

Задача: Сложную форму животного разбить на простые геометрические фигуры, все части фигуры обвести одной линией. Тоже выполнить в уменьшенном варианте.

Материал: акварельная бумага, карандаш, акварельные краски, кисть.

Задание13. Контраст форм. Натюрморт «Кувшины на прогулке».

Цель: Знакомство с новым понятием – контраст форм (узние, широкие и др.).

Задача: От знакомого линейного рисунка к изображению предмета с натуры. Натюрморт как понятие -«тихая жизнь вещей».

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 14. Пейзаж. Способы изображения деревьев: масляная пастель, пастельные мелки (сухие).

Цель: Закрепление  понятий – пейзаж, линия горизонта.

Задача: Изучение и закрепление способов изображения деревьев и всего пейзажа масляной пастелью: листья короткими диагональными линиями или маленькими пятнышками (кружками); сухими пастельными мелками: вертикальные короткие штрихи , кончиком пальца мягко рзотрите нанесенные линии. Необходимо изучить правильные способы изображения стволов и ветвей разных деревьев.

Материал:  плотная бумага масляная пастель, сухие пастельные мелки.

Задание 15.Пейзаж. Способы изображения деревьев: гуашь (пятном и широкими мазками).

Цель: Закрепление понятий  -пейзаж, линия горизонта.

Задача: Изучение способа изображения деревьев и всего пейзажа гуашевыми красками: листва изображается большим темно-зеленим пятном, а затем поверх него накладываются широкие светло-зеные мазки.

Материал: плотная бумага, гуашь, кисть, палитра.

Задание 16. Композиционный центр. «Зимняя сказка».

Цель: Развитие фантазии, воображения, образного мышления. Знакомство с  новым понятием и применением его в композиции.

Задача: Закрепление навыков полученных на предшествующих занятиях.

Материал: плотная бумага, гуашь,кисть или белая масляная пастель, акварель.

Задание 17. Ахроматическая гамма (черно-белая). «Заснеженный горный пейзаж».

Цель: Знакомство с новым понятием.

Задача: Освоение приемов работы в ахроматической гамме.

Материал: плотная бумага, гуашь, кисть, палитра.

Задание 18. Смешанная техника и ее выразительные возможности. «Зимний лес».

Цель: Организация изобразительной плоскости.

Задача: Закрепление навыков  работы в смешанной технике.

Материал: акварельная бумага, масляная пастель, кисть.

Задание 19. Основные пропорции и характер животных. «Белые медведи среди снега и льда».

Цель: Изучение способа построения фигуры животного: в сложном видим простые геометрические фигуры, соединяем их одной линией, дополняем характерными деталями.

Задача: Используя штрихи передать фактуру меха животных.

Материал: плотная бумага голубого тона, пастельные мелки белого и черного цвета.

Задание 20. Основные пропорции и характер животных. «Пингвины и тюлени на южном полюсе».

Цель: Изучение способа построения фигур животных.

Задача: Освоение приемов работы акварелью по контурному рисунку.

Материал: акварельная бумага, кисть, карандаш, палитра, акварельные краски.

Задание 21. Восприятие зимней природы и движение фигуры человека. «Зимние игры детей».

Цель: Работа над сюжетом композиции, выразительность целого.

Задача: Формирование навыков изображения человека в движении.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 22. Холодные и теплые цвета. Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен «Шум» (громкие, беспокойные звуки).

Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.

Задача: Изучение холодных и теплых цветов.

Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть.

Задание 23. Холодные цвета. Цвет и настроение. Движение цвета к белому. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Прохлада».

Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.

Задача: Освоение техники разбела, организация листа.

Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть, палитра.

Задание 24.Навыки изображения человека. Стилизованные лица. «Мой друг, брат, папа».

Цель: Знакомство с новым понятием – стилизация (упрощенное изображение).

Задача: Изучение строения человеческого лица, составление цвета лица из трех красок: белая, красная, желтая – их пропорции.

Материал: плотная бумага, карандаш, гуашь, кисть.

Задание 25. Теплые цвета. Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Жара».

Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.

Задача: Организация листа, закрепление знаний о теплой цветовой гамме.

Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть, палитра.

Задание 26. Навыки изображения человека. Стилизованные лица. «Моя подруга, сестра, мама».

Цель: Усвоение нового понятия, организация листа.

Задача: Закрепление навыков изображения лица человека: строение, цвет лица.

Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть, палитра.

Задание 27. Пейзаж. Способ изображения деревьев: акварель, кисть, губка, фломастер.

Цель: Закрепление понятий – пейзаж, линия горизонта.

Задача: Изучение метода изображения деревьев и всего пейзажа в акварельной технике. Листья можно изображать: кистью - большим пятном, точечками – древком кисти, губкой, зигзагообразными линиями – елки, …

Материал: акварельная бумага, кисть, губка, фломастер, палитра, акварель.

Задание 28. Применение контраста величин в композиции. Иллюстрация к сказке Джонатана Свифта «Гуливер в стране лилипутов».

Цель: Организация изобразительной плоскости с использованием доминанты.

Задача: Закрепление навыков изображения человека.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 29. Цвет и настроение.Движение цвета к черному. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Таинственность».

Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.

Задача: Организация листа, закрепление навыков по движению цвета к черному.

Материал: акварельная бумага, гуашь, палитра, кисть.

Задание 30. Восприятие весенней природы. Изменения в природе. «Цветение садов».

Цель: Закрепление и применение знаний и умений полученных в течении года.

Задача: Организация изобразительной плоскости.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 31. Прием фрагмента в композиции. Динамика и статика в композиционных рисунках. «Цирк».

Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти. Новые понятия: динамика – движение, статика – покой.

Задача: Организация изобразительной плоскости с использованием доминанты.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 32. Цвет и тон в природе. Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Пасмурный день».

Цель: Организация изобразительной плоскости – низкая линия горизонта, пишем небо.

Задача: Изучение приемов работы акварелью.

Материал: акварельная бумага, кисть, палитра, акварель.

Задание 33. Цвет и тон в природе. Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Кучевые облака над полем и дальним лесом».

Цель: Организация изобразительной плоскости – низкая линия горизонта, пишем небо.

Задача: Изучение приемов работы акварелью.

Материал: акварельная бумага, кисть, палитра, акварель.

Задание 34. Цвет и тон в природе. Многообразие их проявлений и закономерности сочетаний. «Дождь, низкие тучи, одинокое дерево в степи».

Цель: Организация изобразительной плоскости – низкая линия горизонта, пишем небо.

Задача: Изучение приемов работы акварелью.

Материал: акварельная бумага, кисть, палитра, акварель.

Задание 35. Выражение эмоционального ощущения праздника в композиции. Ритм пятен. «Вечер. Городской парк в огнях».

Цель: Организация изобразительной плоскости ритмом пятен: на темном фоне изобразить пятнами цвета контуры «колеса обозрения» и других атракционов .

Задача: Создать ощущение веселья, смеха, радостного возбуждения и шума при помощи ярких и светлых пятен.

Материал: черный картон, кисть. гуашь.

Задание 36. Выразительные возможности цвета. Симметрия – асимметрия. «Цветы и бабочки».

Цель: Знакомство с новыми понятиями.

Задача: Применение знаний и умений полученных в течении года.

Материал: акварельная  бумага, масляная пастель, кисть.

2    КЛАСС

Задание 1. Повторение. Пятно и линия.  Цвет и настроение. «Мой самый веселый день каникул».

Цель: Эмоциональная насыщенность графических символов.

Задача: Используя  характер линий , контраст и цвет передать настроение.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 2. Пятно и линия. Цвет и настроение. «Мой самый грустный день в году».

Цель: Эмоциональная насыщенность графических символов.

Задача: Используя характер линий с нюансировкой тона, а так же сближенные цвета передать настроение.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 3. Лист как изобразительная плоскость. «Ходы крота под землей», «Автогонки», «Полет пчелы с цветка на цветок».

Цель: Ритмы статические и динамические.

Задача: Формирование навыков изображения ритмических композиций.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 4. Виды ритмов: затухающие, нарастающие. «Морские волны», «Ручей, струящийся между камней».

Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Задача: Освоить приемы изображения волн и струй воды.

Материал: акварельная бумага, мыло, щетинистая кисть, плотная бумага, масляная пастель.

Задание 5. Виды направления  движения в изобразительной плоскости. Вверх: «Пускаю змея», «Выпускаю птиц из клетки», «Шарик улетел».

Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Задача: Воспитание творческого восприятия окружающего мира.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 6. Виды направления движения в изобразительной плоскости. В низ: «Дождик», «Листопад».

Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Задача: Воспитание творческого восприятия окружающего мира.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 7. Виды направления движения в изобразительной плоскости. В центр: «Футбол», «Мяч», орнамент.

Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Задача:  Воспитание творческого восприятия окрущающего мира.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 8. Виды направления движения в изобразительной плоскости. От центра: «Фонарь», «Часы», «Паутина».

Цель: Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Задача: Воспитание творческого восприятия окружающего мира.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 9. Движение и ритм. Преобразование  рисунка  листьев в кружевной узор. «Осенние листья».

Цель: Расширение знаний о различных видах искусства через рисунок о ритме.

Задача: Овладение различными графическими средствами выразительности.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 10. Ритмы статические и динамические. «Праздник сладостей», «День учителя». Направление движения.

Цель: Закрепление знаний полученных на предидущих занятиях. Организация изобразительной плоскости.

Задача: Овладение различными графическими средствами выразительности.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 11.  Изготавление оттиска с закрашенным фоном вокруг. Отражение в воде. «Город у реки Кубань».

Цель: Развитие образного мышления. Знакомство с новым понятием – оттиск.

Задача: Формирование навыков изготавления оттисков.

Материал: плотная серая бумага, белая и желтая масляная пастель, акварель, ложка для хорошего оттиска.

Задание 12. Фигура человека в статичном и динамичном положении. «Школьная жизнь».

Цель: Изучение пропорций  фигуры  человека и характерных движений.

Задача: Овладение различными графическими средствами.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 13. Выделение главного в композиции. «На неведомой планете».

Цель: Равитие фонтазии, воображения.

Задача: Использование цвета и размера для выделения главного в композиции.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 14. Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Радость».

Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.

Задача: Развитие навыков цветообразования.

Материал: акварельная бумага, гуашь, палитра, кисть.

Задание 15. Цвет и настроение. Абстрактная композиция из цветовых пятен. «Грусть».

Цель: Развитие абстрактного мышления на ассоциативной основе.

Задача: Развитие навыков цветообразования.

Материал: акварельная бумага, гуашь, палитра, кисть.

Задание 16. Ритм как организация целого и композиционный центр. Композиция на мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Холодная цветовая гамма.

Цель: Организация изоброзительной плоскости. Закрепление понятий ритм, композиционный центр, организация целого.

Задача: Формирование навыков работы в книжной иллюстрации.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание  17. Контраст: теплые и холодные цвета. «Новогодний праздник».

Цель: Закрепление навыков организации изобразительной плоскости.

Задача: Организовать пространство листа с учетом равновесия цветовых пятен.

Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть.

Задание 18. Ритм  линий. «Салют», «Фейерверг».

Цель: Расширение знаний о ритме.Организация изобразительной плоскости.

Задача: Формирование навыков изображения ритмических композиций.

Материал: плотная черная бумага, гуашь, кисть.

Задание 19. Ритм пятен. «Снежинки», «Снегопад».

Цель: Расширение знаний о ритме. Организация изобразительной плоскости.

Задача: Формирование навыков изображения ритмических композиций.

Материал: плотная синяя, фиолетовая, черная бумага, гуашь, кисть.

Задание 20. Ритм объемов. «Сказочный город и его обитатели».

Цель: Расширение знаний о ритме. Организация изобразительной плоскости.

Задача: Формирование навыков изображения ритмических композиций.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 21. Цвет и тон. Тональная градация теплого цвета. «Жар-птица».

Цель: Закрепление приемов цветообразования.

Задача:  Формирование навыков изображения сказочных персонажей.

Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть.

Задание 22. Цвет и тон. Тональные градации холодного цвета. «Синяя птица».

Цель: Закрепление приемов цветообразования.

Задача: Формирование навыков изображения сказочных персонажей.

Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть.

Задание 23. Фигура человека в статичном положении. Пропорции фигуры. Изучение костюма. «Кубанский казак».

Цель: Изучение пропорций фигуры человека. Организация листа.

Задача: Изучение костюма кубанского казака.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 24. Равновесие в листе. Композиция «Кубанское подворье».

Цель: Организация уравновешенной композиции.

Задача: Изучение материалов по кубанскому подворью для достоверного изображения.  

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 25. Изучение атребутов казачьего быта. «Тематический казачий натюрморт».

Цель: Организация уравновешенной композиции. Выделение главного.

Задача: Изучение материалов по казачьему быту для достоверного изображения.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 26. Фигура человека в статичном положении. Пропорции фигуры. Изучение костюма. «Кубанская казачка».

Цель: Изучение пропорций фигуры человека. Организация листа.

Задача: Изучение костюма кубанской казачки.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 27. Изучение атребутов казачьего быта. Интерьер жилища. «Внутреннее убранство кубанской хаты».

Цель: Организация уравновешенной композиции.

Задача: Изучение материалов по казачьему быту для достоверного изображения.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 28. Равновесие в листе. Пейзаж. «Кубанская станица».

Цель: Организация укавновешенной композиции.

Задача: Изучение материалов по кубановедению для достоверного изображению.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 29.Эмоциональная насыщенность рисунка. Черноморское побережье Краснодарского края.Атамань. Фанагория. Море: спокойное, пасмурное, разбушевавшееся, веселое, солнечное.

Цель: Закрепление навыков смешивания цветов.

Задача: Передать  цветом и линией настроение моря.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

3   КЛАСС

Задание 1. Движение, ритм линий и пятен. «Ветренный день», «Дождь», «Листопад», «Звездопад».

Цель: Повторение понятий изученных в прошлом году.

Задача: Закрепление навыков приобретенных в прошлом году.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 2. Статика. Груповой портрет. «Папа, мама, я – дружная семья».

Цель: Анализ способов изображения покоя.

Задача: Организация изобразительной плоскости.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Зидание 3. Повторение основ  композиции. «Летний отдых», «На море».

Цель: Повторение понятий изученных в прошлом году.

Задача: Закрепление навыков приобретенных в прошлом году.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 4. Ритм в природе и изобразительном искустве. Несложный природный мотив. «Аллея», «Ягоды», «Семья деревьев».

Цель: Освоить примеры закономерного чередования элементов в природе.

Задача: Организация ритмической композиции.

Материал: на выбор учителя.

Задание 5. Ритм в композиции. «Натюрморт»(черное на белом – белое на черном).

Цель: Освоение ахроматической гаммы.

Задача: Организация ритмической композиции.

Материал: на выбор учителя.

Задание 6. Доминанта. Введение одного цвета. «Цирк».

Цель: Усвоение понятия - доминанта. Организация листа.

Задача: Формирование навыков изображения состояния движения и покоя.

Материал: на выбор учителя.

Задание 7. Образ в искустве. «Профессия моих родителей».

Цель: Развитие образно – эмоционального мышления.

Задача: Изучить атребуты соответствующие данной профессии.

Материал: на выбор учителя.

 Задание 8. Динамика и статика. «Бегуны», «Прыгуны».

Цель: Роль горизонтали, вертикали и диагонали как средства выражения состояния движения и покоя.

Задача: Освоение графических способов передачи различных состояний.

Материал: на выбор учителя.

Задание 9. Понятие о глубине (перекрытие форм). «Лес и его обитатели».

Цель: Игра толщин линий: толще – ближе, тоньше – дальше.

Задача: Формирование навыков изображения, при помощи толщин линий, глубины пространства.

Материал: на выбор учителя.

Задание 10. Тоновые градации. «Вид из окна» и «Предмет на окне».

Цель: Освоение графических приемов для передачи глубин. Сначала без тоновых градаций, затем с ними.

Задача: Формирование навыков изображения:  темное – ближе, светлое – дальше (3- 4 тоновые градации).

Материал: на выбор учителя.

Задание 11. Понятие о глубине.Автопортрет на фоне пейзажа.

Цель: Закрепление понятий предидущих занятий.

Задача: Закрепление навыков изображения глубины полученных на предидущих занятиях.

Материал: на выбор учителя.

Задание 12. Понятие о глубине. Простой натюрморт. Линейное решение.

Цель: Игра толщин линий: толще – ближе, тоньше – дальше.

Задание: Формирование навыков изображения, при помощи толщин линий, глубины пространства.

Материал: на выбор учителя.

Задание 13. Понятие о глубине. Простой натюрморт. Тоновое решение в 2-3 тона.

Цель: Освоение графических приемов для передачи глубин.

Задача: Формирование навыков изображения: темное – ближе, светлое – дальше.

Материал: на выбор учителя.

Задание 14. Акцент в тоне. «Рыбка в аквариуме».

Цель: Тоновое решение: ближе – дальше.

Задача: Овладение градациями тона. Введение тонового акцента.

Материал: на выбор учителя.

Задание 15. Переход от плоскостной системы изображения к объемной. «Подарки, обвязанные ленточкой».

Цель: Эмоциональное восприятие объемов.

Задача: Формирование навыков объемного восприятия.

Материал: на выбор учителя.

Задание 16. Цветная графика. Плакат. «Что в мешке у Деда Мороза?»

Цель: Закрепление понятий акцент в тоне и цвете.

Задача:  Формирование навыков изображения в технике – плакат.

Материал: на выбор учителя.

Задание 17. Контраст образов. Сказочные персонажи. «Снегурочка», «Баба-Яга».

Цель: Найти  выразительные  средства для воплощения добра и зла.

Задача: Закрепление навыков передачи характерных особенностей образов.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 18. Окно в мир прекрасного. «Зимняя фантазия».

Цель: Развитие фантазии и воображения.

Задача: Рисунок узора на морозном окне.

Материал: на выбор учителя.

Задание 19. Контраст форм. Натурная постановка. «Кубанские кувшины и крынки».

Цель: Изучение объема и пропорций предметов.

Задача: Формирование навыков изображения контрастных, объемных форм.

Материал: на выбор учителя.

Задание 20. Восприятие формы. Деталь, как часть целого. «Пиктограммы животных и птиц».

Цель: Структурность целого и необходимость детали.

Задача: Изучение метода составления сложной формы животного или птицы из простых геометрических фигур.

Материал: на выбор учителя.

Задание 21. Портрет, как выявление характерных особенностей образа.

«Люди разных профессий».

Цель: Изучение образа и его содержания – костюм, лицо, движение, головной убор, атребуты профессии.

Задача: Создание целостного образа.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 22. Контраст цветовой и тоновой. Контраст форм. «Нептун и его подводное царство».

Цель: Развитие фантазии, воображения и образного мышления.

Задача: Используя разные виды контрастов создать целостный образ.

Материал: на выбор учащихся или учителя.

Задание 23. Контрасты. Изображение ярких птиц на нейтральном фоне.

Цель: Закрепление навыков по рисованию птиц.

Задача: Использование навыков по цветообразованию.

Материал: плотная бумага нейтрального тона, гушь, кисть, палитра.

Задание 24. Эмоциональное восприятие цвета и образное содерщание. Концептуальная композиция – «Мир».

Цель: Развитие образного мышления на ассоциативной основе.

Задача:  Формировать навыки передачи эмоций в цвете.

Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть, палитра.

Задание 25. Эмоциональное восприятие цвета и образное содержание. Концептуальная композиция – «Война».

Цель: Развитие образного мышления на ассоциативной основе.

Задача: Формирование навыков передачи эмоций в цвете.

Материал:акварельная бумага, гуашь. кисть, палитра.

Задание 26. Движение. «Птицы в полете».

Цель: Дальнейшее изучение структурности целого и необходимости детали.

Задача: Для изображения летящих птиц использовать основные геометрические фигуры.

Материал: на выбор учителя.

Задание 27. Колорит в живописи. Натюрморт «Весенние цветы и ягоды» на теплом фоне.

Цель: Создание уравновешанной композиции. Компоновка в листе.

Задача:  Закрепление навыков по цветообразованию.Составление гармоничных цветовых соченаний.

Материал: акварельная бумага, гуашь или акварель, кисть, палитра.

Задание 28. Композиция «День смеха» (груповой портрет класса). Карикатура.

Цель: Для рисования карикатурных рожиц использовать различные фигуры и формы.

Задача: Передать характер при помощи выражений лиц, которое зависит от  того, как  нарисовать глаза, брови, рот.

Материал: плотная бумага, акварель, кисть, черная гелевая ручка.

Задание 29.Сближенные, разбеленные цвета. «Ландыши на фоне мхов», «Ветка цветущей вишни».

Цель: Цельность колористического решения.

Задача: закрепление навыков цветообразования, движение цвета к белому.

Материал: акварельная бумага, гуашь, кисть, палитра.

Задание 30. Фигура человека и ее пропорции. Изучение форменной одежды родов войск периода ВОВ. Композиция «Солдат Победы».

Цель: Воспитание патриатизма, благодарности, любви к ветеранам - дедам и прадедам.

Задача: Организация изобразительной плоскости. Пропорциональное изображение человека.

Материал: на выбор учителя.

Задание 31. Три тоновые градации для решения объема шара. «Где утро, день, вечер и ночь на Земле?»

Цель:  Через образ Земного шара перейти к объемному изображению.

Задача: Ознакомление с тоновой  растяжкой и понятным аппаратом – свет, тень, падающая тень.

Материал: плотная бумага, графитный карандаш.

Задание 32. Передача фактуры линией. «Узорчатое  оперение филина».

Цель: Изучение графических способов передачи фактуры поверхности.

Задача: Упрощение рисунка перьев до шаблонного узора.

Материал: плотная бумага, акварель, кисть, тонкий и толстый черный фломастер.

Задание 33. Передача фактуры линией и пятном (мех и кожа). Иллюстрация к басни И.А.Крылова «Слон и Моська».

Цель: Изучение графических способов передачи фактуры меха и кожи.

Задача:  Создание простой сюжетной композиции.

                                         Формы  и виды контроля:

- контрольные уроки в конце каждой четверти;

- повседневное наблюдение за работой, устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме;

- текущие контрольные мероприятия.

                                 Методическое  обеспечение  знаний:

Методика и учебные пособия.

Методические пособия к учебным занятиям.

Работы выпускников школы, наглядные по цветообразованию, движению цвета к белому и черному, цветоведению.

Учебные работы из методического фонда школы.

Дидактические пособия по методике ведения занятий. Учебные фильмы.

                                                  Список литературы

Ф.Уотт «От части к целому»,А.Милборн «Причудливый мир животных», «Секреты мультипликации»,Р.Диккинс, Я.Маккафферти «Лицо – основа портрета»- М.; ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС»,2010.

Пауэл У.Ф. «Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет…»- М.:Артель:АСТ, 2008.

М. Алпатов,  «Композиция в живописи», М., 1940.

М. Гика «Эстетика пропорций в природе и искусстве» М., 1936.

А. Дейнека «Рисунок и композиция», «Учитесь рисовать» М., 1961.

О. Кочик, В. Э. Борисова - Муратова «Живописная система» М, 1980.

Леонардо да Винчи «Избранные произведения» М., 1935.

А. Лаптев «Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства» М., 1964.

“О композиции”. М., 1959.

Репин И. “Далекое — близкое”. М.-Л., 1937.

Рабкин Е. “Атлас цветов”. М., 1956.

Ю.Тимердинг Г. Золотое сечение”. Петербург, 1924.

Фаворский В. “О композиции”. Фрунзе, 1966.

Фальк Р. “Беседы об искусстве”. Письма. М., 1918.

Шафрановский И. “Симметрия в природе”. Л., 1968.

Шорохов Е. “Основы композиции”. М., 1979.

Шорохов Е. “Композиция”. М., 1986.

Шугаев В. “Орнамент на ткани”. М., 1979.

Чистяков П. “Письма, записные книжки, воспоминания”. М 1953.

Волков Н. “Цвет и живописи”. М., 1965.

Волков Н. “Композиция в живописи”. М., 1977.

Зайцев А. “Наука о цвете и живопись”. М, 1986.

Михайлов А. “Искусство акварели” Учебное пособие. М., 1995.

“Основы живописи” Перевод с нем. СПб., 1994.

Паррамон X., Фреснеч Г. “Как писать акварелью” Перевод с исп. СПб., 1995.

Фейнберг Л., Грейберг Ю. “Секреты живописи старых мастеров”. М., 1989.

“Школа изобразительного искусства”. В 10 - ти выпусках. Вып. 1. М., I960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Дисциплина: Основы изобразительной грамоты и рисование Возр

Пояснительная записка.Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она основывается на единстве задач обучения и эс­тетического развития учащихся. В первый кла...

"Фантастический натюрморт" план-конспект урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10077601","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"388","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10077602","...

План-конспект урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" на тему "Декоративная композиция.Осенний букет"

Урок может быть проведён с учащимися любой возрастной категории с той лишь разницей, что более старшим ребятам можно предложить составить более сложную композицию, на формате большего размера (наприме...

Открытый урок по предмету: Основы изобразительной грамоты На тему: «Тёплый и холодный колорит в живописи» Для 1 класса ШИ. (тема рассчитана на 1 урок)

Открытый урок на тему:«Тёплый и холодный колорит в живописи»Цель урока: Закрепить навыки в области живописи и рисования, научиться различать тёплые и холодные цвета, влияние цвета на воспр...

Открытый урок по предмету: Основы изобразительной грамоты На тему: «Тоновая растяжка цвета Портрет Деда мороза» Для 2 класса ШИ. (тема рассчитана на 1 урок)

Открытый урок на тему:«Тоновая растяжка цвета портрет Деда Мороза»Цель урока: Закрепить навыки в области живописи и рисования, научиться использовать и применять на практике тоновые растяж...

Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты

Образовательная Общеразвивающая  Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты...