«История вышивки»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Касперович Анжелика Ивановна

Художественно-педагогическая  идея  урока:  Народные  вышивка  –  это  история жизни человека, семьи, традиции целого народа. Символы вышивки разговаривают с нами через времена, радуют и защищают.

Умный, сильный наш народ,

Свою землю бережет,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolyanovskaya_izo.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по изобразительному искусству № 7

Дата проведения урока:

УМК: Декоративно-прикладное и народное искусство. 5 класс. Горяева Н. А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М.

Автор  разработки:  Доляновская Маргарита Михайловна, учитель

МОУ «Маломаякская школы», г.Алушта

Тема учебного раздела: Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека.

Тема урока: «История вышивки»

Тип урока: урок общеметодологической направленности (обобщающий)•.

Форма проведения урока: урок-игра «Театр вышивки».

Художественно-педагогическая  идея  урока:  Народные  вышивка  –  это  история жизни человека, семьи, традиции целого народа. Символы вышивки разговаривают с нами через времена, радуют и защищают.

Умный, сильный наш народ,

Свою землю бережет,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Цель:  выполнение  декорирования рубахи  с  использованием  изученных  элементов  народных вышивок.

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся проявляют:

сравнивать, анализировать декоративные решения, осваивать принципы декоративного обобщения в изображении, перехода от частного к общему и наоборот;

знания о применении произведений художественных промыслов в быту;

 обучающиеся  повторят  изученный способ действий в рамках изучаемого раздела, материал 5 класса в игровой соревновательной форме (интерактивная игра «Театр вышивки»);

-  обучающиеся выполнят декоративную композицию самостоятельно на свой выбор, использовав при этом изученные элементы и заготовки.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные  –  обучающиеся проявляют умение обобщать, строить теоретические предположения о дальнейшем  развитии  темы,  видения  нового  знания  в  структуре  общего  курса,  его  связь  с  уже

приобретенным опытом и его значение для последующего обучения ;

регулятивные – обучающиеся проявляют наблюдательность, умение сравнивать, анализировать декоративные решения традиционных орнаментов вышивки России, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

коммуникативные –  обучающиеся  проявляют  умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Личностные: обучающиеся понимают роли ценностного отношения к знаниям, как важным и необходимым для личности и общества; приобщатся к культуре своего народа, основам культурного наследия народов России; проявляют интерес к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Ресурсы урока:

Оборудование: компьютер, музыкальное сопровождение

Художественные материалы (для уроков ИЗО): акварель, карандаши, фломастеры, большие и маленькие кисти, бумага, простые карандаши для эскиза, линейка, ножницы, клей, заготовки орнамента.

ХОД УРОКА

Эпиграф урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

вступлени

Приветствие, представление, проверка готовности к уроку.

- Доброго дня! Сегодня мы с вами представляем урок «Театр вышивки». Мы проводим его в рамках конкурса педагогического мастерства «Грани таланта»

Мы это учащиеся 5 класса и я учитель предметов эстетического цикла МОУ «Маломаякская школа» города Алушта Доляновская Маргарита Михайловна.

Приветствие учителя

2 мин

2.

Экспозиция

- В этом году мы изучаем тему «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».  У нас сегодня именно театр вышивки. Вышивка играет везде: на полотенцах, элементах одежды, на ваших иллюстрации с прошлых уроков, где вы изображали традиции русского народа.

Посмотрите на представленные на доске высказывания русского народа и  Святослава Рериха. (читаю)

«В красоте мы объеденены. Красотою мы молимся. Красотою мы побеждаем» ; «Искусство не есть то, что мы видим,- но лишь то, что мы имеем в самих себе»; «Украсить, улучшить, вознести жизнь- значит пребывать в добре»; «Умелец да рукоделец себе и другим радость приносит». Они говорят о том, что все что у нас в душе, мы создаем сердцем и руками. Мы этим живем и имеем в своей душе.

 - Как, на протяжении многих столетий, женщины украшали свою одежду? (узорами и орнаментами из различных материалов) Это бисер, паетки, нитки и т.д.

А теперь послушайте отрывок из народной песни:

« И в дорогу далекую ты меня на заре провожала, И рушник вышиваный на счастье, на долю дала.»

-  О каком «вышиваном рушнике» идет речь?

- И так, речь сегодня пойдет о чем?

Ответ (вышивка)

Цель нашего урока:

1.Узнать историю вышивки

2. Создать орнаменты

3.Декорировать макет рубахи

Участвуют в беседе и целеполагании.

- Искусство украшать жизнь.

- Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил.

- Нет, декор имел и символическое значение, выступал в качестве защиты, оберега.

- Вышивкой.

- О полотенце

- «Русская народная вышивка».

1.Выяснить назначение рушников-полотенец и  их роли в народной жизни.

2.Узнать, какими узорами они украшались.

3.Применить полученные знания в творческой работе.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

5 мин

3.

Разработка

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки. Под присмотром матери они постигали секреты вышивки и начинали готовить себе приданое к свадьбе, в т.ч и полотенца. А их по названию и назначению было огромное разнообразие (более 100).

- Предлагаю вам игру. Я буду показывать название полотенца, а вы попробуйте  определить его назначение.

 1. рукотер

2. заветное

3. божница

4. поколенное

5. рукобитное

- Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни. Ребёнок рождался - его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой и непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были особые полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь  птицы символизировали счастье. И в последний путь человека тоже провожали полотенца, на них опускали в могилу.

А теперь послушаем выступление одноклассников. (выступления учащихся)

Приступаем к изготовлению элементов орнамента. Кто-то из вас уже сделали заготовки, кто-то воспользовался материалами с электронного дневника, где я размещала примеры. Молодцы, хорошо подготовились. Работаем внимательно, размечаем по заданным размером орнамента.

Повторить технику безопасности во время работы с ножницами и клеем.

- Что надо сделать, чтобы нарисовать симметричную работу?

- Как без линейки найти середину листа?

- Для чего нам нужна середина?

 (звучит музыка во время выполнения работы) песни «Соловушка», «Улетай на крыльях ветра», «оранжевая песенка», «Матушка»

Участвуют в игре.

1.Полотенце для вытирания рук.

2.Полотенце, которое вышивали по завету, т.е по обещанию.

3. Полотенце, украшавшее иконы в красном углу.

4.Полотенце, передаваемое по наследству, обычно свадебное.

5. участвующее в свадебном обряде

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

общеучебные:знаково-символические – моделирование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

27 мин

4

Кульминация

Ребята, как только у вас будет готовы фрагменты орнамента, подходим определяем куда можно приклеить: горловина, рукава, низ рубахи или на швы.

- вспомните, почему вышивками покрывали эти места в одежде? (ответ)

- У кого в семье занимаются вышивкой?

- Что вышивают?

 -Гладью или крестиком?

-Какие цвета используют?

(украшают макет рубахи)

Работа с примерами.

Ответы детей.

 – сказочные птицы. Они декоративны и это тоже символ тепла и солнца.

Красный цвет – символ жизни, красоты, силы; 

белый – символ света, чистоты;

чёрный –символ плодородия, земли.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.

8

мин

5

Рефлексия

Сколько мудрости в народных пословицах и поговорках! Выберите ту пословицу или поговорку, которая нравится вам и созвучна вашему настроению и почему? (ответ ребят)

- Что вам больше всего понравилось в уроке? (ответ ребят)

Алгоритм работы:

1. продумать композицию. 2.закомпоновать изображение (ось симметрии).

 3. выполнить изображение (заштриховать клеточки).

4.наклеить работу на цветной фон.

5. оформить работу.

Ребята проверяют правильность алгоритма.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические: построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии "Вышивка в истории русского женского костюма"

Развёрнутый план-конспект урока технологии в 6 классе. Тип урока - комбинированный. Урок богат разнообразием форм и методов. Смена деятельности учащихся позволяет оптимизировать темп урока. Ур...

Презентация к занятию: История казачьей вышивки

Презентация к занятию: История казачьей вышивки"...

История возникновения вышивки.

Материал для учеников 5-7 классов....

Мастер – класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».

Мастер – класс был дан для воспитателей детского дома с целью выработать единые требования для маркировки одежды воспитанников, расширения кругозора, повышения интереса к работе кружка «Умелые руки»....

Мастер – класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».

Мастер – класс был дан для воспитателей детского дома с целью выработать единые требования для маркировки одежды воспитанников, расширения кругозора, повышения интереса к работе кружка «Умелые руки»....

реферат на тему: история вышивки

Описание зарождения и возникновения вышивки, применение в быту, мотивы орнамента. Предлагаются варианты композиции, инструменты и материалы необходимые для работы, технологию выполнения, себестоимость...

Тема урока: «История вышивки, инструменты и приспособления» 5 класс

Урок-игра "Что? Где? Когда?" по технологии 5 класс.Раздел: "Рукоделие. Вышивка."Выполнила: Орловская Надежда Ивановна,ГБОУ СОШ №253,Санкт-Петербург...