«Символика крымско-татарского орнамента»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Касперович Анжелика Ивановна

Художественно-педагогическая идея урока: народный орнамент – хранитель древних образов и мотивов народного искусства

Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе создания композиции «Древо жизни»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- умение использовать образный язык изобразительного искусства : цвет, симметрия, композицию для достижения своих творческих замыслов,

- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),

- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.

Познавательные УУД:

- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи замысла композиции,

- самостоятельное создание алгоритма деятельности,

- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и вступать в диалог;

-принятие решения и его реализация;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД:

- самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работу в материале,

- выражение в словесной форме образного смысла творческой работы,

- оценивание результата своего труда. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kadri-zade_urok_izo.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе

УМК: Декоративно-прикладное и народное искусство. 5 класс. Горяева Н. А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М.

Автор разработки: Кадри-Заде З.Э., учитель ИЗО, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа Судак

Тема учебного раздела: Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека.

Тема урока: «Символика крымско-татарского орнамента»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок-мастерская

Художественно-педагогическая идея урока: народный орнамент – хранитель древних образов и мотивов народного искусства

Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе создания композиции «Древо жизни»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- умение использовать образный язык изобразительного искусства : цвет, симметрия, композицию для достижения своих творческих замыслов,

- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),

- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.

Познавательные УУД:

- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи замысла композиции,

- самостоятельное создание алгоритма деятельности,

- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и вступать в диалог;

-принятие решения и его реализация;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД:

- самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работу в материале,

- выражение в словесной форме образного смысла творческой работы,

- оценивание результата своего труда. 

Ресурсы урока:

Оборудование: рисунки с изображением орнаментов,  изображения национальных костюмов, украшений и предметов, стенд для коллективного панно, компьютер, мультимедийное оборудование.

Оснащение для обучающихся: клей, ножницы, карандаши, шаблоны отдельных элементов орнамента, цветная бумага.

Оформление доски: дата, тема урока, словарные слова, рисунки с изображением крымскотатарских орнаментов.

ХОД УРОКА

Эпиграф урока:

Орнамент узора восточных ковров,
За яркостью красок душа и работа.
Нам краски расскажут о счастье без слов,
Подарят тепло нам и радость полёта.

Этапы урока

Задачи каждого этапа урока

Последовательность действий учителя и учащихся

I.Вступление

Создание эмоционального тона урока (звучание музыки,

поэтическое словопр.)

Звучит музыка: крымскотатарский народный танец «Хайтарма» Учитель ИЗО:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Обратите внимание, какая музыка звучит.  

II.Экспозиция.

Формулировка и представление темы, проблемы урока.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Учитель: Посмотрите на оформление класса. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить?   (О крымскотатарской культуре).

Учитель: Правильно.

Давайте с вами попробуем определить тему нашего урока. (Наводящие вопросы – ответы детей).

Тема нашего урока: «Крымскотатарский народный орнамент». А именно, мы поговорим о декоративно-прикладном искусстве крымскотатарского народа.

Вопросы:

- Ребята, скажите, а какие народности населяют Крым? (Крымские татары, Караимы, Крымчаки, Русские, Украинцы, Греки, Армяне, Болгары, Немцы и . т.д.)

Учитель: 

Хорошо. Наверняка каждый из вас, хоть раз в жизни задумывался о том, откуда берется все то, что нас окружает? Откуда же взялись узоры на одежде, интерьере и посуде? И для чего они предназначались?

III.Разработка

Завязка сюжета, взаимодействие материала урока.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Словарная работа:

Стилизация - это упрощение без потери. Основными чертами стилизации являются: геометричность, простота форм, обобщенность, символичность.

Учкур – мужской парадный пояс крымских татар.

Орнамент – узор, построенный по принципу чередования геометрических и растительных элементов.

Оберег – символический знак, использующийся в древние времена в качестве защиты от сглаза.

Учитель ИЗО: Декоративно-прикладное искусство – это искусство украшения. “Декоро” означает “украшаю”, а прикладное – имеет практическое значение. Люди издревле стремились к прекрасному, украшали свое жилье, орудия труда, одежду, предметы быта и домашнюю утварь.

Материалом для декоративно-прикладного искусства может служить дерево, металл, глина, кость, камень и т.д.

Художественные приемы очень разнообразны: это резьба по дереву и камню, роспись стен и бытовых изделий, вышивка, чеканка и др.  

Существуют разные виды искусства это - слово (литература), звук (музыка), цвет пластические материалы (изобразительное искусство).

В области крымскотатарского декоративно-прикладного искусства особую роль занимает тема семьи и его ценностей. Следуя традициям художественного наследия, каждая мастерица вносит в оформление изделий ряд своих особенностей, умело, используя свойства разного материала.

Крым – это край, который населяют различные народы, и каждый народ, имея свою самобытную культуру, сохранил многообразие вековых традиций.

Культура каждого народа тесно связана с условиями обитания, окружающей среды. Народное искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции и оберегая опыт многих поколений.

Сегодня на уроке мы познакомимся с символикой крымскотатарского орнамента, которые используются в украшениях одежды и предметов быта.  

Кульминация

Эмоциональный пик урока.

Разрешение воспитательной задачи урока.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СИМВОЛИКИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ОРНАМЕНТА

Звучит музыкальная тема № 1, учитель рассказывает значения орнаментов.

Учитель:

Художественный язык орнамента образный и он является средством выражения народного мироощущения.

Сегодня орнамент становится актуальным, в оформление интерьера, дизайна одежды, с национальной вышивкой и ткачеством, с ручной росписью, где современные художники-прикладники умело, используют национальные традиции и его символику.

Значение символов крымскотатарских орнаментов мало чем отличается от других народов, потому как все народы объединяет любовь к Родине, значимости матери и отца продолжение рода и стремление к миру на Земле.

 От правильного понимания символа, знака зависит смысл, произведения искусства.

Каждый знак крымскотатарского орнамента несет смысловую нагрузку и имеет свое название. Вещи «рассказывали» о своем хозяине, несли в себе полную информацию о его мировоззрении, родовом сословии, семейном положении.

Орнаментальные элементы служили магическим средством защиты болезней, сглаза, злых духов.

К сожалению, язык символов постепенно стал забываться, так же, как и их названия. Мастера-прикладники успешно используют в различных композициях наиболее популярный мотив «древо жизни» «семейное древо» или «вазон», символизирующие семейный род и его продолжение.

В крымскотатарском орнаменте «древо жизни» связано с жизнью всего рода, его благополучием, пожеланием мужчине физической, мужской силы, достатка, мощи, а женщине плодородия и продолжения рода.

Изображение родового древа строится в симметричной композиции, где в центре расположен кипарис, как символ родоначальника мужчины отца, по краям женские (изображения граната, розы, гвоздики) и детские знаки, которое определяло его как родовой герб — амулет, знак мира, благополучия, единства семьи и процветания.

«Древо жизни» как изобразительный элемент часто применяют в росписях тканей, керамики, вышивки национальных костюмов и предметов декора интерьеров.

В крымскотатарском искусстве для изображения человека использовали аллегорию цветов.

(Демонстрация фрагментов орнаментов)

 Роза (Гуль) — символ человека в расцвете сил в своем жизненном и духовном воплощении — символ женщины-матери, как источника тепла и любви, добра и милосердия.

Тюльпан (Ляле) — символизирует мужчину и юношу символ объяснения в любви.

Ляле тюльпан, в орнаментики крымских татар обозначают молодого юношу.

Располагая тюльпан вокруг розы, тюльпаны символизируют заботу и защиту о женщине-матери.

Треугольник (Дувалык), обозначающий землю, основу существования, а также оберег от сглаза.

Кипарис символ защитника семьи, символ зрелого мужчины и символ духовного роста и вечности.

Бадем (миндаль) символ молодой девушки.

Нар (гранат) символ богатства и благополучия.

Учитель: Дети, после знакомства с крымскотатарским орнаментом, как вы можете описать этим узоры? (Ответы детей)

Вывод. На основании выше изложенного можно сказать, что современный крымско-татарский орнамент разнообразен, богат рисунком, техникой и технологией исполнения. Имеет широкую колористическую гамму, системообразующие элементы и типы орнамента, принципы группировки изобразительной формы.

Учитель: Как вы думаете, для того, чтобы сохранить культуру Крыма, которая является достоянием не только крымчан, но и всего мира, что необходимо предпринимать? (Ответы детей).

 Учитель: сохранение и продолжение бесценного наследия — один из путей, ведущих к согласию, взаимопониманию между народами, взаимообогащению культур, решению многих проблем, остро стоящих на сегодняшний день.

А чтобы орнамент получился хорошо, нам поможет крымскотатарская мелодия.  

Звучит музыка. Дети выполняют работу

Выполнение работы заключается в вырезании элементов из орнамента древо жизни по шаблону на цветных бумагах, а затем приклеиваем элементы в том смысловом порядке, в котором он располагается на «родовом древе».

IV.Реприза

Вывод, итог, оценка. Рефлексия.

1. Расскажите, пожалуйста, что нового Вы узнали на уроке? (ОТВЕТЫ)

2. Какой основной орнамент в крымскотатарской культуре?

3. Какие символы в крымскотатарском орнаменте вы узнали?

Как вы думаете, панно «Древо жизни» стоит сохранить для других учащихся и для себя? А где нам его расположить? Что им можно украсить? (Ответы детей: Кабинет ИЗО, кабинет крымскотатарского языка). Значит мы не только изучили много новых понятий, но и сделали методическое панно по изучению крымскотатарского орнамента.

Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке!

Вам понравилось? (ответы детей)

Выставление оценок.

До свидания ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Орнамент. Башкирский народный орнамент"

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием. Задачи: Разви...

Интегрированный урок "Орнамент и математические принципы построения орнамента".

Взаимосвязь школьных предметов увеличивает интерес учащихся к данным предметам....

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Методическая разработка урока по теме: "Виды орнаментов. Рисование орнаментов".

Методическая разработка урока рисования содержит информацию о видах орнаментов их применении в работе кондитеров....

Символика крымскотатарского орнамента

Коспект урока  по изобразительному искусству в 5 классе. Конспект  разработан на основе авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство....

Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».

Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...

История символики орнамента в славянской вышивке на Руси.

Русская народная вышивка не потеряла своего очарования и очень часто модельеры используют узоры русской вышивки  в современном костюме для создания новых коллекций. В спорте русская символика выр...