План по самообразованию«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо)

Молочкова Виктория Игоревна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_molochkova.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Огонек» г.Топки

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Воспитатель : Молочкова Виктория Игоревна

Пояснительная записка

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Потенциал творческих возможностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации. Чтобы он стал находчивым и изобретательным. Именно такой человек способен легко перенести все невзгоды, трудности и не будет зависеть от обстоятельств. Дети дошкольники еще не знают, на что они способны. Вот почему следует максимально использовать их эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному, их тягу к открытиям для развития их творческих способностей во всех видах деятельности, а в изобразительной – особенно.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т. п. В то же время, это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.

В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.

Цель: всестороннее развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности.

Задачи:

1. Изучить различные методы и способы изобразительной деятельности, их применение на практике;

2. Развивать художественно-творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация, в том числе используя нетрадиционные способы;

3. Организовать предметно-развивающую среду для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

Формы проведения:

-подгрупповая и индивидуальная деятельность;

-дидактические игры;

-выставки рисунков и поделок;

-беседа;

-художественное экспериментирование;

-рассматривание иллюстраций;

Методы проведения:

-словесные;

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Приемы проведения:

-игра, которая является основным видом деятельности детей;

-сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

-просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

-музыкальное сопровождение;

-создание игровой ситуации;

-использование движения руки;

- проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

- доступность отбираемого материала;

- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

- индивидуальный подход к детям.

Форма обучения: ООД (Организация образовательной деятельности); игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению художественными техниками.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

1. У детей повысится уровень художественных способностей

2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;

3. Освоят технику изобразительной деятельности.

Педагогическая диагностика:

Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить, воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т. С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

Анализ продукта деятельности

1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деяельности

1. Изобразительные навыки : 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно.

2. Регуляция деятельности : 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена, заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности, творчества : 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень;17-21 – высокий уровень.

Теоретический аспект

Развитие творческих способностей у дошкольников способствует всестороннему развитию личности воспитанников, повышает возможности их дальнейшего обучения. В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.

В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.

Процесс изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха

План

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

1.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

2.Комарова Т.С. «Дети в мире творчества».

3.Комарова Т.С. «Детское художественное творчество»

4.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования».

5. Интернет-ресурсы.

6. Т. С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности   младшей группе детского сада

Конспекты занятий

Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

Работа с детьми

Сентябрь

Знакомство с музеем «Русская изба» и

Совместная творческая деятельность.

Октябрь

Осенние композиции: натюрморты, букеты (рисование, лепка, аппликация)русско-народные

Совместная творческая деятельность.

Ноябрь

Изобразительное творчество и игра (рисование, аппликация,

Совместная творческая деятельность.

Декабрь

Украшение разделочных досок под хохлому. Хохлома

Совместная творческая деятельность.

Январь

Коллективное творчество.

Совместная творческая деятельность.

Февраль

Творчество по мотивам художественных произведений.

Совместная творческая деятельность.

Март

Русское народное декоративно-прикладное искусство.

Совместная творческая деятельность.

Апрель

Нетрадиционные техники рисования.

Совместная творческая деятельность.

Работа с семьёй

Сентябрь

Выявить отношение родителей к художественному творчеству их детей.

Опросник «Как вы относитесь к творчеству своего ребёнка?».

Октябрь

Консультация «Ребёнок и творчество»

Выступление на родительском собрании.

Ноябрь

Подготовка к открытому мероприятию с участием родителей.

Открытое мероприятие с участием родителей «Чтобы никому не было скучно». 

Февраль

Выставка семейного творчества.

Конкурс «Наши руки не знают скуки!»

Март

Подготовка к открытой образовательной деятельности «Роспись тарелки».

День открытых дверей.

Май

Подготовка к фотоотчёту.

Фотоотчёт по итогам года на итоговом родительском собрании.

Самореализация

Сентябрь - май

Сбор папки с материалами по теме самообразования.

Папка с конспектами, отчётами, консультациями, детскими работами, фотографиями по теме самообразования.

Сентябрь

Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению.

План по теме самообразования.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Что мешает успешному развитию детского творчества?»

Выступление на педсовете.

Февраль

Мастер-класс «Коллективное создание изображений».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Итоговые продукты по теме самообразования :

1. Создание конспектов занятий по развитию творческих способностей

2. Подбор материалов для творческого развития : лепки, аппликации, рисования.

3. Создание атрибутов для развития творческих способностей : картофельные печатки, поролоновые тампоны для рисования и т. д.

4. Создание папки «Разнообразные техники, применяемые на занятиях по изобразительной деятельности. Делимся опытом»

5. Разработан буклет для родителей «Правила для родителей по развитию художественных способностей ребенка»;

6. Консультации для родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке», «Лепка»

7. Раскраски «Дома», «Герои сказок», «Игрушки», «Цветы», «Гжель», «Жестово», «Хохлома»

8.Водные раскраски

Изучение методической литературы по теме:

1.        А.А. Фатеева  «Рисуем без кисточек»

2.        Т.Н. Давыдова «Рисуем Ладошками»

3.        Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования»

4.        И.А. Лыкова «Цветные ладошки»

5.        Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель»

6.        А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7.        И.А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольного образовательного учреждения»

8.        А.А.Грибоской «Коллективное творчество дошкольников»

9.        Д.Н.Колдина «Апликация»

10.        Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»

11.        Изучение методик и технологий педагогов в сети Интернет;

12.  Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности   младшей группе детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности

Создание данного проекта вызвано необходимостью систематизации внеурочной работы по предмету. Учитель много внимания уделяет этой работе, но не всегда получается сохранить в памяти сделанное. Такая фо...

Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельности

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, орегинальное....

"Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.                                ...

План самообразования Родионовой В.И. на 2015 -2016 учебный год «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

План самообразования Родионовой В.И. на 2015 -2016 учебный год«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»...

Педагогический проект "Развитие художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности через систему социокультурного партнёрства школы-интерната"

Проблема: развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся во внеурочное время средствами дополнительного образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных ...

Работа по самообразованию: "Развитие творческих способностей детей, посредством проектной деятельности"

Тема  работы  по самообразованию была выбрана в связи накоплением опыта проектной деятельности воспитанников в коллективе дополнительного образования. Проектная деятельность воспитанников яв...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ    КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...