Рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Рабочие программы по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

объединения «Волшебная школа рисования»

(художественно-эстетической направленности)

для 5-6 классов

на 2023-2024 учебный год

Составитель:

Спицына М.Н.

Пояснительная записка

Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа кружка «Оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  • Закон российской Федерации «Об образовании».
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 года.
  • Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Устав гимназии.
  • Инструкции по технике безопасности.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Оформитель» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Занятия в детском объединении предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 35 часов в год.

Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Основными задачами являются:

  1. Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.
  2. Развитие стремления к углублению знаний.
  3. Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
  4. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
  5. Формирование чувства коллективизма.
  6. Создание комфортной обстановки на занятиях.
  7. Развитие аккуратности, опрятности.

Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.

Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:

1. Многообразия.

  • разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
  • разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
  • разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.

Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

Формы занятий:

  • беседы;
  • практические занятия;
  • создание проектов;
  • индивидуальные и групповые занятия;
  • коллективная работа;
  • экскурсии.

Литература.

  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
  2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
  3. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
  4. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  6. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
  7. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  8. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
  9. А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  10. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
  11. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2013 год.
  12. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003

Тематический план  5,6 класс

Тема занятия, раздел

часы

1.

Вводное занятие

Техника безопасности

1

2.

Иллюстрация к сказке

Персонаж к сказке

1

1

3.

Оформительская деятельность. Беседа

Синтез слова и изображения.

Стилистика изображения.

Способы композиционного расположения.

1

1

1

1

4.

Иллюстрация Беседа.

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

 Композиция листа.

Выразительные свойства линии, основные и составные цвета.

1

1

1

1

5.

Художественное конструирование

. Конструирование поделок..

1

1

6.

Шрифт

Создание композиции из произвольного количества букв.
Создание композиции из линии строкового текста.
Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв.

2

1

1

1

7.

Полиграфический дизайн.

Творческая  композиция «Старинные книги».
Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор».

Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).

1

1

1

2

8.

Плакат.

 Виды печатной продукции.

Плакат как вид графики.

Живописные и декоративные средства в изображении плаката.

1

1

1

1

9.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента.

Растительные, зооморфные элементы орнамента.

Работа по замыслу

1

1

1

1

10.

Природа, ребенок, творчество и дизайн.

Коллективная работа из природного материала.

 Выполнение проектов оформление актового зала

1

1

1

 

 Итого

34

Краткое содержание учебных тем

Раздел

Теоретическое описание

Практическое

1.

Набор детей в кружок

Набор детей в кружок

 

2.

Вводное занятие

Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя.

Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

3.

Оформительская деятельность

Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.

Участие в оформлении выставки ко Дню учителя. Нового года, Дня матери. 8 марта. 23 февраля

4.

Иллюстрация

Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета.

Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек».

5.

Художественное конструирование

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.

1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок.
2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков.
3. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа.

6.

 

 

 

Шрифт.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

1. Создание композиции из произвольного количества букв.
2. Создание композиции из линии строкового текста.
3. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв.

7.

Полиграфический дизайн.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста.

1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги».
2. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).

8.

Плакат.

Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката.

1.Выполнение эскизов плакатов. Н-р: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др.

9.

Орнамент.

Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу.

1. Зарисовка мотивов.
2. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов.

10.

Природа, ребе нок, творчество и дизайн.

Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала.

Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление актового



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

объединения «Волшебная кисть»

(художественно-эстетической направленности)

для 6 классов

на 2023-2024 учебный год

Составитель программы:

                                        Спицына М.Н.

г. Нижневартовск,‌ 2023г‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников.Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации учащихся 6-ых классов находят свое развитие в процессе добавления дополнительного часа изобразительного искусства.

    Программа художественно-эстетического объединения «Волшебная кисть» для 6-ых классов была составлена в соответствии с примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств» Москва, 2022.

Программа рассчитана на  обучение учащихся 6х классов, с недельной нагрузкой – 1 час, в течение года - 34 часа.

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисть» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования(утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы основного общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).

Цель программы - обеспечить достижение планируемых результатов обучения, создать условия для развития личности обучающегося через восприятие многообразия видов и жанров визуально - пространственных искусств, через освоение различных видов и жанров визуально-пространственных искусств, через освоение различных видов художественного творчества и самореализацию в области изобразительного искусства.

Задачи программы:

  • формирование у обучающихся навыков эстетического ви́дения и преобразования мира;
  • освоение художественной культуры как формы материального воплощения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  • приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов и техник в разных видах  визуально-пространственных  искусств: изобразительных(живопись,графика,скульптура) декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии; работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
  • формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
  •  овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
  •  развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
  •  воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры.

Взаимосвязь с программой воспитания.

Программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисть» разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это проявляется: в особой значимости личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, направленной на понимание обучающимися ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества, их ориентации на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве; в возможности включения обучающихся в деятельность, организуемую образовательной организацией и направленной,например, на знакомство обучающихся с разными видами творческих профессий в рамках курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству и получение знаний опрофессиях, содержание которых связано с содержанием учебного предмета; в возможности комплектования разновозрастных групп и в формах организации занятий в данных группах,например,мастер-класс, экскурсии в тематические музеи,  художественные галереи, представление опыта старшеклассников,игры и др., для реализации воспитательного потенциалапрофориентационной работы, значение которой отмечается в Примерной программе воспитания;в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педа-гогом и другими участниками деятельность (создание художественных выставочных проектных работ, проведениетворческих конкурсов и др.), а также в возможности образования разных по устремлениям детско-взрослых общностей(сетевое взаимодействие,творческий союз и др.), значение которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания.

Каждый модуль имеет дополнительное название, как самостоятельная программа по внеурочной деятельности. Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей ипринципам компоновки учебных тем. Тематическое наполнениемодулей предоставляет возможность объединять, перекомпоновывать, вносить изменения по количеству часов, отводимых на изучение того или иного раздела, темы в зависимостиот учебного плана и возможностей образовательной организации.Модульный принцип позволяет учителю моделироватьпрограмму внеурочной деятельности с учётом своей рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство», выбирать из соответствующих модулей изучаемые по календарно-тематическому плану темы и вносить их в свою программувнеурочной деятельности, словно конструктор. При этом педагог вправе изменить порядок изучения модулей, использоватьвозможность перераспределения учебного времени междуними, выбрать раздел и тему для организации внеурочной деятельности. Модульный принцип также даёт возможность использовать содержание отдельных модулей в качестве самостоятельной программы по внеурочной деятельности.

Для реализации программы внеурочной деятельности поизобразительному искусству учитель может применять сетевую, электронную форму обучения, дистанционные  образовательные технологии, использовать возможности как самогообразовательного учреждения (компьютерный класс, актовыйзал, библиотеку), так и учреждения дополнительного образования и культуры.

Формы внеурочной деятельности (формы проведения занятий) в соответствии с данной программой следующие:

  • художественно-творческая практика и проектирование;
  • художественно-творческий проект:
  • выставка-конкурс;
  • WEB-квест;
  • пленэр и фотопленэр;
  • онлайн-игра;
  • мастер-класс;
  • экскурсии и др.

Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческихгруппах, коллективная), поэтому в программе максимальноеколичество времени отводится для художественно-творческой практики.

Материал программы предполагает межпредметную связь стакими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология».

Система оценки планируемых результатов

Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах:

  • выставки: внутри параллели, класса, группы, общешкольные (в медийном или реальном формате), районные, городские и т. д.;
  • выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);
  • защита проектов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ»

Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству структурировано и представлено как система тематических модулей.

МОДУЛЬ  «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

Программа «Мир изобразительного искусства»  6классы

Вводное занятие. Общие сведения о видах искусства. Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства. Приёмы работы и техники.

Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, экскурсия в музей региона.

Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»

Содержание. Рисунок. Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок. Навыки размещения рисунка на листе, выбор формата. Тон и тональные отношения. Ритм и ритмическая организация плоскости листа. Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве, понятие цветовых отношений, колорит в живописи. Композиция. Графические и живописные техники. Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Статика и движение в скульптуре.

Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики.

Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: изображение форм растительного и животного мира в графической и живописной техниках, рисунки простых предметов с заданными свойствами, изображение предметов в цвете с заданными свойствами, лепка животных, упражнения по выполнению набросков фигуры человека и лепка фигуры человека, упражнения по композиции и цветоведению.

Форма организации: художественно-творческая практика, полевая художественная практика в зоологическом музее или

краеведческом музее региона.

Раздел «Жанры изобразительного искусства»

Вводное занятие. Жанровая система в изобразительном искусстве. Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.

Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, в региональный художественный музей.

Натюрморт. Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических техник. Смешанная техника. Живописное изображение натюрморта. Декоративный натюрморт.

Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению, создание творческого натюрморта в разных графических техниках, создание живописного и декоративного натюрморта.

Форма организации: художественно-творческая практика;

участие в выставке или конкурсе.

Портрет. Разнообразие графических средств в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или по памяти. Портрет в скульптуре. Портрет в живописи. Опыт работы над созданием живописного портрета. Смешанная

техника.

Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение портрета графическими и живописными материалами, создание портретного изображения с помощью разных техник исполнения, работа над скульптурным портретом

Форма организации: художественно-творческая практика;участие в выставке или конкурсе.

Пейзаж. Правила построения линейной и воздушной перспективы в изображении пространства. Правила построенияпланов при изображении пейзажа. Особенности изображенияразных состояний природы и её освещения. Представления опленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы. Графический и живописный пейзажи. Городской пейзаж. Многообразие в понимании образа города. Опыт изображения городского пейзажа. Линогравюра и другие техники. Смешанная техника.

Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: создание композиционного живописного пейзажа Родины, живописное изображение различных состояний природы, графическая композиция на темы окружающей природы, изображение городского пейзажа в графической или живописной технике.

Форма организации: художественно-творческая практика, пленэрная практика, участие в выставке или конкурсе, мультимедийная выставка лучших работ на сайте школы.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине.

Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: работа над сюжетной композицией(детские игры, жанровые сценки из жизни).

Форма организации: художественно-творческая практика, участие в выставке или конкурсе.

Исторический жанр в изобразительном искусстве. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: сказочно-былинная и мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др. Этапы работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.

Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: поиск информации и сбор материала на тему выбранного исторического события; работа над композицией по задуманному сюжету на историческую тему с опорой на собранный материал; создание сказочно-былинной картины в технике, отвечающей идее, замыслу; работа над сюжетной композицией.

Форма организации: художественно-творческий проект, работа в творческих группах, участие в выставке или конкурсе, тематическая мультимедийная выставка на сайте школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ»

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примерная рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (5–7 (8) классы образовательных организаций).

Личностные результаты

Примерная рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству направлена на активное личностное развитие обучающихся, на приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, на социализацию.

Программа будет способствовать достижению обучающимися личностных результатов: формирование основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности; духовно-нравственное развитие; мотивация к познанию и обучению; готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.

1. Патриотическое воспитание

Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются через изучение истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Занятия искусством воспитывают патриотизм в процессе практической художественно-творческой деятельности обучающихся, которые учатся чувственно-эмоцио нальному восприятию и творческому созиданию - созданию художественного образа.

2. Гражданское воспитание

Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.

3. Духовно-нравственное воспитание

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета «Изобразительное искусство» и внеурочной деятельности. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира школьника и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.

4. Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, высокое и низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений школьников, способствует формированию ценностных ориентиров в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как са- мореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию, к труду. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

5. Ценности познавательной деятельности

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир, воспитывает эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе выполнения различных заданий (в том числе культурно-исторической направленности), проектов на занятиях изобразительным искусством.

6. Экологическое воспитание

Экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитываются в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой практике.

7. Трудовое воспитание

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной  художественно-творческой деятельности, освоения художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, умение преобразовать реальное жизненное пространство, меняя его оформление, создание реального творческого продукта в разных видах искусства. Воспитываются качества упорства, стремление к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. Обучающиеся учатся сотрудничать, участвовать в коллективной трудовой деятельности, работать в команде.

8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания, оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентиров и восприятие жизни.

Метапредметные результаты

В результате обучения в соответствии с примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности формируются следующие метапредметные результаты.

1. Овладение универсальными познавательными дей ствиями

  • Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
  • сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
  • характеризовать форму предмета, конструкции;
  • выявлять положение предметной формы в пространстве;
  • обобщать форму составной конструкции;
  • анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
  • структурировать предметно-пространственные явления;
  • сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
  • абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции. Базовые логические и исследовательские действия:
  • выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
  • сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
  • классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно по назначению в жизни людей;
  • ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по выбранной теме;
  • самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.

Работа с информацией:

  • использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач;
  • использовать электронные образовательные ресурсы;
  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах;
  • самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и уметь по-разному её представлять (в рисунках и эскизах, тексте, таблицах,  схемах, электронных презентациях).

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
  • вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
  • публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
  • взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе,
  • принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
  • планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных, художественно-творческих задач;
  • уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок и бережно относясь к используемым материалам;

Самоконтроль:

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами,
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность управлять собственными эмоциями,

стремиться к пониманию эмоций других;

  • уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
  • развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать,понимать намерения и переживания свои и других;
  • признавать своё и чужое право на ошибку;
  • работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и  межвозрастном взаимодействии.

Предметные результаты

Предметные результаты сгруппированы по учебным модулям, характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.

Модуль  «Живопись, графика, скульптура»

(программа «Мир изобразительного искусства»):

  • знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
  • различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;
  • иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью; иметь практические навыки лепки из пластилина; использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;
  • иметь представление о различных художественных техниках работы разными художественными материалами;
  • понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
  • знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости;
  • знать понятия графической грамоты изображения предмета: «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;
  • понимать содержание понятий тон, тональные отношения и иметь опыт их визуального анализа;
  • обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
  • иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;
  • иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;
  • знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета дополнительные цвета;
  • определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и  акварелью;
  • иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных.

Жанры изобразительного искусства:

  • объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве» перечислять жанры;
  • знать основные виды живописи, графики и скульптуры.

Натюрморт:

  • знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
  • знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;
  • иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного  соотношения всех применяемых средств выразительности;
  • иметь опыт создания графического натюрморта;
  • иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.

Портрет:

  • знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека пропорции лица, соотношение лице вой и черепной частей головы;
  • создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике;
  • иметь начальный опыт лепки головы человека;
  • иметь начальный опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;
  • иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера,  индивидуальности героя портрета.

Пейзаж:

  • знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в  рисунке;
  • знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
  • иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;
  • иметь опыт живописного изображения различных активные выраженные состояний природы;
  • иметь опыт пейзажных зарисовок, графическогоизображения природы по памяти и представлению;
  • иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интерес к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;
  • иметь опыт изображения городского пейзажа - по памяти или представлению.

Исторический жанр:

  • знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;
  • иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа  над композицией.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие(живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свойства; художественные техники и приёмы работы ;экскурсия (очная или виртуальная) в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве или художественный музей региона)

1

1

Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»

2-3

Растительные мотивы в графике, в живописи

(формы растительного и животного мира в графической и живописной техниках, работа в материале)

2

2

4-5

Мир животных и птиц Севера

(графика, живопись, скульптура: наброски фигуры животного; перевод реального образа в декоративный;

лепка животных)

2

2

6-7

Коллекция изображений простых предметов

(создание рисунков чёрно-белых или в цвете с заданными свойствами: линейный рисунок, штрих, пятно, декорированиеповерхности, контраст цвета и формы)

2

2

8-9

Фигура человека, рисунок, лепка

(упражнения: быстрые наброски фигур одноклассников с натуры, рисунок фигуры человека в движении; лепка фигурычеловека в движении или покое)

2

2

10

"Музыкальная палитра", неформальная композиция

(создать палитру картины художника (на выбор), использовать  эту палитру при  создании неформальной цветовой композиции на музыку своего любимого композитора; выставка -конкурс)

1

1

11

Изобразительный калейдоскоп

(по основной цветовой гамме картины художника (на выбор) сделатьвыкраску цветов и создать изображение,

используя эту гамму; выставка-конкурс)

1

1

12

Композиция-импровизация"Импрессионисты и постимпрессионисты - XIXв.П. Сезанн,В. Ван Гог,А. Матисс(по мотивам одного из одного произведений художника (на выбор) создать композицию-импровизацию, используя свойственную художнику манеру но в иной цветовой гамме; выставка-конкурс)

1

1

Всего

12

Раздел «Жанры изобразительного искусства»

13

Вводное занятие

(жанровая система в изобразительном искусстве; предмет изображения,сюжет и содержание произведения изобразительногоискусства; экскурсия (очная или виртуальная)в ГТГ в Москве или региональный художественный музей)

1

1

14-17

Натюрморт"Подарки северной осени"

(создание декоративного натюрморта в техниках графики, живописи(полная или ограниченная палитра),

смешанной технике; конкурс готовых работ)

4

4

18-21

Пейзаж"Северные фантазии"

(создание пейзажа в графике (смешанная техника), построение композиции, пленэр; пейзаж-настроение;

городской пейзаж в технике по выбору

(линогравюра, гравюра наклейками, граттаж, тиснение, ограниченная палитра)

4

4

22-25

Портрет

(выполнение портрета с натуры с декоративным элементом (павловопосадский платок); портрет в среде;

портрет литературного героя; исторический портрет; автопортрет)

4

4

26-27

Бытовой жанр в изобразительном искусстве

(изображение сцен обычной жизни людей, детских игр, жанровых сценок, праздников)

2

2

28-30

Исторический жанр в изобразительном искусстве

(батальная сцена на основе литературных произведений;

сюжетная композиция; выполнение мини-серии (триптиха) на историческую тему; коллективная работа

или работа в творческих группах)

3

3

31-32

Сказочно-былинные темы в изобразительном искусстве

(создание композиции, изображающей вид былинной Руси (крепости, города) былинных и сказочных героев,

подвиги богатырей)

2

2

33-34

Вернисаж «Мир изобразительного искусства»

(коллективная работа по организации выставки творческих и конкурсных работ)

2

2

Всего

22

ВСЕГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...