Образовательная программа художественной направленности "Волшебная кисточка (для детей с ЗПР)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Морозова Альбина Владимировна

Цель: создание условий для максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся сЗПР в формировании знаний, умений и навыков самостоятельной художественной деятельности, развитие индивидуальности и творческого потенциала ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_kistochka_s_ovz.docx72.47 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации округа Муром

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа № 12»

        

             Согласовано                                                                       Утверждаю

         Протокол № 1                                                                    директор МБОУ

         от «___»_______2019г.                                                     «Основная школа № 12»

         Заместитель директора по ВР                                          ________________

         ____________Ю.Н. Харина                                                 И.М.Кириллова


                     

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(АДАПТИРОВАННАЯ)

художественной направленности

«Волшебная кисточка» (для детей с ЗПР)

рассчитана на учащихся: 9 - 12 лет

срок реализации программы: 1 год

форма обучения очная

Составитель:

Морозова Альбина Владимировна  

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории 

г. Муром

2021 – 2022 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………..        3
  2. Учебный план………………………………………………………          6
  3. Содержание программы…………………………………………..           8
  4. Методическое обеспечение программы ………………………….        13
  5. Словарь терминов и понятий ………………………………………       14
  6. Список литературы …………………………………………………       15

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.

Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении, им трудно дается усвоение материала, появляются значительные сложности в общении не только с ровесниками, но и взрослыми. Общими для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, нарушение умственного развития, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются мелкой моторики рук, зрительного восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально-личностной сферы.

Современные требования общества к развитию личности детей с ограниченными возможностями здоровья, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения. Этому способствует дополнительное образование как система информального образования, позволяющая создавать условия для оказания комплексной дифференцированной помощи посредством индивидуализации процесса воспитания и обучения.

В настоящее время одним из направлений педагогики является развитие творческой личности. Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Все виды рукоделия, представленные в программе, развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем.

               Направленность программы - художественная.

            Содержание программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и направлено на развитие познавательных процессов, на создание первоначальных основ в области декоративно - прикладного творчества, развитие познавательного интереса, творческих способностей учащегося с учетом уровня его возможностей. Индивидуализация образования позволяет обеспечить социализацию учащегося, носит деятельностный характер.

Программа направлена на успешную социализацию и адаптацию детей в условиях инклюзивного образования. 

        Адоптированная образовательная программа «Волшебная кисточка» (для детей с ЗПР) разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018 № 196);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).
  • Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.

 

Актуальность программы.  Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития.

Новизна программы. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ЗПР основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Отличительной особенностью данной программы является ее адаптированность под запросы конкретного ребенка. Программа ориентирована на создание условий для творческого развития личности учащейся. Изучение различных приемов декоративно - прикладного творчества на основе применения арт-терапии, трудотерапии (методика лечения при помощи художественного творчества, трудовой деятельности) направлено на повышение уверенности ребенка в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом этих особенностей. Все это способствовало формированию содержания программы, обусловило выбор тем, форм и методов деятельности.

   Цель программы: получение первоначальных знаний, приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

           Задачи:

Образовательные (программные):

  • освоение первоначальных знаний, умений по технологиям изготовления изделий

  декоративно - прикладного искусства;

  • приобретение умений применять полученные знания на практике;
  • приобретение знаний правил техники безопасности;
  • формирование умений добывать информацию;
  • развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с помощью

              педагога;

  • формирование специальных компетенций (освоение инструментария декоративно - прикладного искусства, новых технологий работы с различными материалами, навыки оформления творческих, проектных работ с помощью педагога).

Личностные задачи:

  • формирование умения вести диалог;
  • развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности;
  • развитие творческой индивидуальности, логического мышления;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные:

  • формирование первоначальных умений работать с различными источниками информации;
  •  формирование рефлексивных умений;
  • формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству;
  • развитие возможностей для самореализации личности учащегося.

Межпредметные связи: в процессе обучения по программе учащиеся применяют полученные знания, умения и навыки на уроках технологии, математики, рисования, окружающего мира.

Планируемые результаты реализации программы

Образовательные (программные) результаты обучения:

учащиеся понимают:

  • простейшие приемы, используемые для различных видов рукоделия;
  • технику безопасности на занятиях;
  • технологический процесс изготовления поделок;
  • основные базовые элементы в разных видах деятельности;
  • особенности и способы обработки различных материалов (бумага, фетр, природный, бросовый материал, солёное тесто, пластилин).

 умеют:

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
  • переводить шаблоны на различный материал;
  • изготавливать и оформлять несложные поделки;
  • осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия;
  • подбирать гармоничные цвета и оттенки;
  •  добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам;
  • изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по схеме, образцу.

владеют:

  • навыками изготовления несложных изделий;
  • основными приемами и техникой изготовления несложных изделий;
  • навыками разметки по шаблонам с помощью педагога;
  • правилами безопасности труда с колющими и режущими инструментами.

Личностные результаты: 

  • сформирована коммуникативная культура;
  • сформирована установка на здоровый образ жизни, на мотивацию к творческому труду, бережному отношению к материальным ценностям;
  • сформирована толерантность;
  • развита творческая активность, инициативность и любознательность.

Метапредметные результаты:

  • сформировано умение планировать свои действия  с помощью педагога;
  • сформировано ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению;
  • сформирована активная жизненная позиция в условиях инклюзивного образования;
  • сформировано умение к использованию знаково-символических, речевых средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

Педагогическая целесообразность. Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, что позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей.

В процессе реализации программы «Волшебная кисточка» (для детей с ЗПР) у учащихся формируются следующие компетенции:

- ценностно-смысловые компетенции: развитие мировоззрения, способность видеть и понимать,  окружающий мир ориентироваться в нем;

- общекультурные компетенции: уважение к ценностям семьи, любви к природе, оптимизм в восприятии мира; владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;

- учебно-познавательные компетенции: поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; умение давать определение понятиям; анализировать, сравнивать, строить логическое рассуждение, обобщать факты, владение измерительными навыками;

- информационные компетенции: умение работать с различными источниками информации, в том числе с интернет - ресурсами (чтение и составление схем, орнаментов, узоров);

- коммуникативные компетенции: умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию;

- социально-трудовые компетенции: уровень самостоятельности, степень сформированности умений и навыков, аккуратность, точность в выполнении работы, качество изготовленных изделий;

- компетенции личностного самосовершенствования: способность активно побуждать себя к критическим действиям, без побуждения извне, умение самостоятельно контролировать свои поступки, достигать намеченного.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 64 из расчета 2 час в неделю.

Форма обучения: очная.                

Условия реализации программы

                Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

- Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер, проектор;
  • стол, стул;
  • музыкальный центр;
  • оборудование для практических работ.

        - Методическое и дидактическое обеспечение:

  • методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения для глаз, упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища, релаксация мышц глаз);
  • словарь терминов и понятий; раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки);

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие

1

1

1.Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами.

1

1

Собеседование

П.

Работа с бумагой и картоном

21

5

16

1.Техника «Бумагопластика»

3

1

2

Практическая работа

2.Техника «Обрывная аппликация»

3

1

2

Практическое задание

3.Техника «Торцевание»

4

1

3

Творческая работа

4.Техника «Аппликации».

5

1

4

Практическое задание

5. Техника «Бумагокручение» (квилинг)

5

1

4

Практическое задание

6.Итоговое занятие

1

1

Мини выставка

III.

Изготовление сувениров

19

3

16

1. Изготовление сувениров из ниток

5

1

4

Практическое задание

2. Сувениры из бросового и флористического материала

7

1

6

Практическое задание

3. Изготовление сувениров и изделий  в смешанной технике

6

1

5

Практическое задание

4. Итоговое занятие

1

1

Мини выставка

IV.

Изготовление поделок из пластилина и соленого теста

14

3

11

1.Изготовление поделок из глины.

4

1

3

Практическое задание

2.  Изготовление поделок в технике пластилинографии.

4

1

3

Практическое задание

3. Творческий проект  из соленого теста «Моя мечта».  

5

1

4

Практическое задание

V.

Работа с бумагой и гуашью

10

3

7

Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция к сказке: приём уподобления, силуэт.

3

1

2

Практическое задание

Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет.

4

1

3

Практическое задание

Иллюстрирование сказки «Снегурочка».

3

1

2

Практическое задание

 Итоговое годовое занятие

1

1

Мини- выставка

Итого

64

15

49

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Вводное занятие

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная. 

Формы, методы и приёмы: ознакомительная беседа, игра, словесно-иллюстративный, объяснение с показом трудовых действий.

Дидактический материал: инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, план эвакуации, правила дорожного движения, просмотр фотоальбомов.

Теория: ознакомление учащихся с целями и задачами образовательной программы. Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ, правилами пожарной безопасности (ознакомить с путями эвакуации в случае возникновения пожара), правилами дорожного движения; с режимом работы объединения, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения.

Практика: выставочный просмотр декоративно-прикладных работ учащихся, фотоальбома с изделиями, выполненными учащимися объединения. Интерактивная игра: «Дорога, транспорт, пешеход».

Метод контроля: наблюдение

Форма контроля: собеседование

Раздел II. Работа с бумагой и картоном

1.Тема. Простые приёмы «бумагопластики».

Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, креп бумага, клей, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: познавательная   беседа: «История бумаги». Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, понятие бумагопластика, композиционное решение.

Практика: Продуктивная игра «Определи инструмент по загадке». Практическая работа по изготовлению открыток «Цветок», «Радужные цветы».  Бумага – это очень удобный материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их природный шарм и утонченность.  Вырезание ножницами, приёмы сложения гармошкой.  

Метод контроля: собеседование, наблюдение, обсуждение.

Форма контроля:  практическая работа, наблюдение, анализ, творческая работа

2.Тема. Ознакомление с техникой «обрывная аппликация».

Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под контролем педагога, экскурсия.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, анализ, практическая работа с помощью педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, клей, ножницы, рамочка, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: познавательная   беседа: «Разнообразные возможности работы с салфетками, креп бумагой». Краткая  познавательная беседа  о технике «обрывная аппликация», Инструктаж  по выполнению работы в этой технике

Практика: Практическая работа по изготовлению открыток в технике «обрывная  аппликация», комбинированной:  «Деревья поздней осенью», «Снегири».   Перенос рисунка на выбранный фон, с помощью трафарета. Изготовление травы, деревьев способом обрывной аппликации. Приклеить детали аппликации. Возможны другие варианты изготовления работы. Чтобы аппликация была ровной необходимо положить ее под пресс (несколько книг). Оставить так до высыхания клея. Оформить в рамочку.

 Метод контроля: собеседование, наблюдение, оценивание.

Форма контроля:  наблюдение, практическая работа, творческая работа

3.Тема. Ознакомление с техникой «торцевание».

Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, креп бумага, клей, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: познавательная   беседа: «торцевание».  Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.

Практика: Панно «Дюймовочка» в технике «торцевание». Торцевание - метод работы с бумагой и клеем, который позволяет создавать удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объемностью рисунка. Этот метод представляет собой синтез аппликации и бумаговерчения. Поделки в технике торцевания  делаются с помощью мелких квадратов из гофрированной бумаги, цветной салфетки. Объемный элемент композиции представляет собой сжатый в виде конуса небольшой кусочек бумаги и называется «торчком» или «торцовкой». Множество торцовок создают задуманный образ, заполняя пространство заранее прорисованного контура. Изготовление поделок методом торцевание не сложная, но кропотливая и требует усидчивости и аккуратности. Педагог подготавливает распечатанную картинку, учащиеся вырезают ее и наклеивают на лист картона. Затем нарезаются квадратики из креповой бумаги или салфеток нужных цветов. Квадрат накручивается на стержень – это получилась «торцовочка». «Торцовочки» намазываем клеем и плотно приклеиваем к нужному месту близко друг к другу.

Метод контроля: обсуждение, наблюдение.

Форма контроля: практическая работа, викторина, беседа-диалог, творческая работа

4.Тема. Техника «оригами». Изготовление модулей.

Формы организации учебной деятельности: практическая индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветная  бумага, клей, карандаш, линейка, ножницы, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.

Практика: изготовление поделок: фоторамка из базовых модулей, «треугольник», «трёхлистник», магнит на холодильник «Подсолнух». Изготовить необходимое количество модулей, а затем выполнить их соединение. Декорирование фоторамки и магнита.

Метод контроля: собеседование, наблюдение, анализ, тестирование.

Форма контроля: опрос, практическая работа, самоконтроль, игра, творческая работа

5.Тема. Ознакомление с техникой «квиллинг».

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, показ трудовых приемов педагогом, практическая работа с помощью педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: разноцветные тонкие полоски бумаги (можно нарезать вручную или купить уже готовые наборы), клей, ножницы, пинцет, дополнительная оформительская фурнитура, рамочка.

Теория: познавательная   беседа: «Техника квиллинг» - (бумагокручение). Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.

Практика: Изготовление открытки «Цветы маргаритки», картина «Веточка рябины» в технике «квиллинг» от английского –quill (птичье перо).  Полоска бумаги сворачивается в плотную спираль. Потом тугую спираль распускают до нужного размера и придают ей нужную форму и кончик ленты скрепляют клеем. Полученные фигурки используют по желанию - для составления открыток, панно и многого другого.

Метод контроля: наблюдение, анализ.

Форма контроля: наблюдение, практическая работа, кроссворд, игра, творческая работа

6. Тема. Итоговое занятие.                                                      

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы: словесный, наглядный.

Дидактический материал:  готовый творческий продукт.

Практика: аукцион вопросов и ответов.

Методы контроля: тестирование.

Форма контроля:  Конкурс ребусов

Раздел  III. Изготовление сувениров

1.Тема. Изготовление сувениров из ниток.  

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: игра, словесный, показ образцов.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: цветные нитки шерстяные, катушечные, шнуры, веревки, картон,  клей, ножницы, крупа, бисер, бусины, дополнительная оформительская фурнитура.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. Интерактивная беседа: «Свойства ниток, бисера, бусин и их применение в декоративно – прикладном творчестве».

Практика: Практическая работа по изготовлению изделий в различных техниках: сердечко из ниток; сувенир «Берлингот», панно в технике ниткографии «Первоцветы». Использование шаблона для сердечка, берлингота, обмотка шаблона ниткой. Правильность обмотки, выкладывания нити по рисунку, натяжение и равномерное заполнение шаблона нитью.

Метод контроля: собеседование, наблюдение.

Форма контроля: беседа, практическая работа, беседа- диалог, опрос, анализ работы

2.Тема.  Сувениры из вторичного сырья и флористического материала.  

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: метод информационной поддержки, беседа – инструктаж, самостоятельная разработка и выполнение задания, поэтапный анализ, метод дизайн-анализа.

Дидактический материал: образцы, схемы, иллюстрации, специальная литература.

Материалы и инструменты: нитки, ножницы, клей, картон, элементы декора, шпагат, газета, кофейные зерна, вилки пластиковые, атласные ленты, циркуль, пистолет, силиконовый клей, флористические материалы.

Теория: познавательная беседа «Магия вещей, оформление интерьера». Инструктаж по технике безопасности с горячим клеем. Консультации педагога.

Практика: Изготовление сувенира «Веер из вилок», панно из крупы и салфеток «Щенок».   Организация деятельности. Выполнение технологических операций по алгоритму. Исполнение в материале. Оформление полученных результатов. Декорирование.

Методы контроля: собеседование,  наблюдение, анализ.

Форма контроля: наблюдение, практическая работа, беседа-диалог, опрос, анализ работы                                                                                                                                                                                                                               

3.Тема. Изготовление сувениров в смешанной технике.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем педагога, экскурсия.

Формы, методы и приёмы: словесный, показ образцов, практическая работа с консультацией педагога.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: яичная скорлупа, салфетки с рисунком, акриловые краски, горячий клей, ракушки.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, изучение технике декупаж (обрывание салфетки, грунтование поверхности, покрытие лаком, декорирование).

Практика: изготовление панно «Фантазия» в технике декупаж по яичной скорлупе, объемная аппликация из ракушек «Водное царство» из бросовых и природных, флористических  материалов.

Метод контроля: собеседование, обсуждение, наблюдение.

Форма контроля: собеседование, практическая работа, опрос, кроссворд, наблюдение, анализ

4.Итоговое занятие по теме.                                                      

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы: словесный, наглядный.

Дидактический материал:  готовый творческий продукт.

Практика: аукцион вопросов и ответов.

Методы контроля: наблюдение, обсуждение.

Форма контроля:  мини – выставка.

IV. Изготовление поделок из пластилина и соленого теста

1. Тема. Изготовление поделок из голубой глины.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа под контролем педагога.

Формы, методы и приёмы: познавательная беседа «Организация рабочего места», словесно- иллюстрированный рассказ,  инструктаж по правилам ТБ, показ иллюстраций, арт-терапия,  сказко-терапия, анализ, практическая, самостоятельная, творческая  работа с консультацией педагога.

Дидактический материал: Инструкции по ТБ «Правила ТБ работы с инструментами и материалами», загадки, интернет ресурсы, образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: доска, стеки, скалка, набор готовых фигурок для вырезания.

Теория: Технология обработки голубой глины. Материалы и инструменты. Основные базовые формы. Лепка фруктов, овощей.

Практика: Лепка фруктов, овощей на основе базовых форм (шар, колбаска, конус).  Изготовление сказочных персонажей  по сказке «Репка».  Изготовление  поделок: репка, дед, бабка. Составление композиции по сказке «Репка».   Изготовление фоторамки в морском стиле. Оформление и декорирование фоторамки.

Метод контроля:  обсуждение, наблюдение, оценивание, дискуссия, анализ.

Форма контроля:  наблюдение, беседа-диалог, практическая работа, опрос, анализ, творческая работа

2.Тема.  Изготовление сувениров  в технике  пластилинографии.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, практическая работа с консультацией  педагога.

Формы, методы и приёмы: мозговой штурм, словесно- иллюстрированный, практическая работа с консультацией педагога, занимательная викторина «Инструменты и материалы», анализ, занимательный кроссворд «Знаешь ли ты?», занимательная викторина «О какой рыбке говорится?»

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации, викторины, кроссворды, интернет-ресурсы, специальная литература.

Материалы и инструменты: пластилин разных цветов, салфетка, доска, стеки.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами,  лепка  базовых элементов, необходимых для изготовления панно в  технике пластилинографии,  нанесение  пластилиновых элементов на эскиз рисунка  (жгут, верёвочка, кружок).

Практика: Изготовление панно «Летний день»,  картин «Жираф», «Радужная рыбка».

Метод контроля:  наблюдение, дискуссия, анализ.

Форма контроля:  опрос, практическая работа, самоконтроль , игра

3.Тема. Творческий проект  из соленого теста «Моя мечта».  

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Формы, методы и приёмы: проектный, метод  упражнений, алгоритмический метод, проблемно-поисковый, практический, гностический, перцептивный.

Дидактический материал: образцы работ, фото, иллюстрации.

Материалы и инструменты: мука, соль, вода, доска, стеки, скалка, набор готовых фигурок для вырезания, пластилин.

Теория: инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, изучение этапов проектирования: подготовительный, технологический, защита проекта.  

Практика: Творческий проект  из солёного теста «Моя мечта».  Подготовительный этап (выбор сюжета, персонажей  по теме  проекта),  технологический этап (раскрашивание красками, дополнение различными материалами: тканью, пуговицами, семенами), заключительный этап - защита проекта.

 Метод контроля: наблюдение, анализ, самооценка.

Форма контроля: обсуждение, практическая работа, анализ, защита проекта

4.Итоговое занятие.                                                      

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, экскурсия.

Формы, методы и приёмы: словесный, наглядный.

Дидактический материал:  готовый творческий продукт.

Практика: аукцион вопросов и ответов.

Методы контроля: наблюдение, обсуждение, рефлексия.

Форма контроля:  итоговая выставка  «Волшебство своими руками»

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • единства обучения, развития и воспитания;
  • последовательности: от простого к сложному;
  • систематичности;
  • активности;
  • наглядности;
  • интеграции;
  • прочности;
  •  связи теории с практикой.

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный, проектный) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная.

- формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита мини проектов, практическое занятие, презентация, экскурсия.

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, игровые технологии, обеспечивающие целостность педагогического процесса и единства обучения, воспитания и развития учащихся, а также способствующие  реализации  компетентностного, системно – деятельностного, интегративно – технологического подходов.

- алгоритм учебного занятия:

1.Подготовительный этап:

 – организационный момент;

- подготовка учащихся к работе на занятии;

- выявление пробелов и их коррекция;

- проверка творческого, практического задания.

2.Основной этап:

- подготовка к новому содержанию;

- обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности;

- формулировка темы, цели учебного занятия;

- усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность);

- применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. 3.Практическая работа.

4.Итоговый этап:

 – подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать;

- мобилизация детей на самооценку;

- рефлексия.

  1. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Аппликация — узор, полученный путем накладывания вырезанных кусков материи на

текстильную основу другого вида.  

Блестки — блестящие тонкие металлические пластинки, преимущественно округлые, с

дырочкой для пришивания; используются для украшения.

Бисер – мелкие шарики из стекла, металла, пластмассы или кости со сквозными отверстиями для низания.

Бусины – круглые небольшие шарики, изготовленные из стекла, пластмасс, металла, натуральных камней, дерева, кости и других металлов. Бусины бывают самых разнообразных размеров (но крупнее бисера), форм и расцветок. Граненые бусины часто называют «кристаллами», а «вытянутые» - рисом.

Выкройка – деталь будующего изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани, кожи и т.д.

Декорировать – украшать, оформлять.

Декоративные элементы – любые виды материала, которые приносят в композицию дополнительные эффекты и оттенки.

«Декупаж», происходит от французского слова «вырезать», представляет собой особый вид аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками.

Деталь – часть изделия, изготовленная из однородного материала без применения сборочных операций.

Дизайн — художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных изделий. Задача дизайна состоит в том, чтобы сделать окружающие нас предметы красивыми и удобными в обращении, технически целесообразными.

Заготовка – материал, полуфабрикат, которые подлежат дальнейшей обработке, из которого при дальнейшей обработке получаются изделия.

Инструмент – орудие для работы (может быть ручным, механическим).

Инвалидность (Ограниченные Возможности Здоровья) - препятствие, ограниченность деятельности человека из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Изделие – предмет или совокупность предметов производства, подлежащих изготовлению (могут быть одно детальные и много детальные и т.д.).

«Квиллинг», бумагокручение, «бумажная филигрань» - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Этот вид рукоделия пришел  к нам из Кореи, он простой и очень красивый не требующий больших затрат. 

Контраст - резкий переход из одного к другому цвету

Композиция – Важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность; соотношение и взаимное расположение частей целого.

Клеевой пистолет – инструмент, который позволяет прочно соединять любые поверхности расплавленным полиэтиленом, при этом склейка будет точечной.

Материал (нерастительный) – основной и вспомогательный материалы нерастительного характера, например проволока, лента, бусины, сосуд и т.д.

«Модульное оригами» - является одним из видов конструирования, которое,  в свою  очередь, развивает творческие способности, воображение и мелкую моторику рук.

Метод обучения – определенный способ взаимодействия деятельности педагога и учащегося.

Низание – процесс насаживания бисера на нить, леску или тонкую проволоку в определенной последовательности по цвету, размеру и виду.

Обрывная аппликация – один из видов многогранной техники аппликация. Все просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа-лист картона, материал – разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент – клей и руки.

Проволочный каркас – основа, для вязаной игрушки выполненная из проволоки.

Пропорции, соразмерность – отношение частей фигуры друг к другу и к целому.

Прошивка – способ поперечного прошивания лепестка или листочка очень тонкой проволокой, чтобы скрепить вместе ряды. Обычно прошивку делают уже на готовом элементе, если только не прибегают к способу «прошивка по ходу плетения».

Стеклярус – трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды и интерьеров. Стеклярус бывает разных размеров, цветов, формы и отличается от рубки тем, что его длина намного превышает диаметр. Главный размер стекляруса – его длина в миллиметрах. Встречается витой стеклярус.

Стразы – имитация драгоценного камня, выполненная из стекла, или пластмассы. Страз имеет отверстия или металлические приспособления для крепежа.

Схема - изображение узора при помощи условных знаков.

Творческая реабилитация – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

«Торцевание» - данная техника предполагает использование клея и гофрированной бумаги. Процесс очень интересный и несложный, но результат выглядит эффектно. При помощи торцевания из гофрированной бумаги делают целые картины и скульптуры.

Цветовая гармония – цветовую гармонию создают разные цвета, близко или далеко отстоящие друг от друга в цветовом круге и взятые в определенных количественных отношениях.

Цветоведение - систематизированное представление о цвете. Например, цветовой круг, цветовая звезда, гармония цвета.

Цветовой круг – систематизированное представление цветов в форме круга. Исходными являются три основных или четыре главных цвета.

Шаблон – образец, по которому изготавливают одинаковые детали.

Шило – инструмент для прокалывания мелких дырок.

Фон - основа композиции.

Цветовая гамма - сочность цвета и разлив цветового круга.

Цель педагогической деятельности – мысленное представление конечного результата.

Шпагат джутовый - этот вид тонкой прочной бечевки (шпагата) имеет натуральное происхождение. Он изготавливается из волокон джутового кустарника, являющегося прядильной культурой. Его можно не только как элемент упаковки товаров, но и для утепления деревянных срубов, а также для декоративной отделки помещений.

Эскиз – изображение предметов, предназначенное для разового использования (выполняется от руки, дает полное представление о форме детали, ее размерах, необходимо для изготовления и контроля).

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации

образовательного процесса:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.:Изд-во Эксмо,2005.-С. 64.
  2. Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное рукоделие). – Ярославль: Академия развития, 2011. – С.64.
  3. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера: Изд – во Культура и традиции, 2006, 2008. – С. 78.
  4. Свешникова Т.А. Природные материалы. (Мастер-класс на дому)- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. ил.- С. 80.
  5. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.:Мой мир, 2005. – С.80.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:

  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение: Изд – во Культура и традиции, 2005. – С. 111.
  2.  Божко Л.А. Изделия из бисера. – М.: Изд – во Мартин, 2005. – С.216.
  3. Лоран Катио. Фигурки из бисера / пер. с франц: Издательская группа «Контент»,  

        2010.– С.77.

   4. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера: Изд – во Культура и традиции, 2006, 2008. – С.

     78.

5. Ляукина М.В. Подарки из бисера: Издательский дом  МСП, 2004 – С. 92.

6. Мартынова. Фигурки из бисера. Изд – во Культура и традиции,2003. – С.76.

7. Максимова М.В., Кузьмина М.А.Быстрый крючок. – М.: Изд – во Эксмо, 2003. – С.88.

8. Столярова А.М. Вязаные игрушки.: Изд –во Культура и традиции, 2004. –  С.95.

9. ТимаерА. Нарядные прихватки. – М.:Мой мир, 2005. – С.80.

10. Федотова М.В, Валюх Г.М Цветы из бисера.: Изд – во Культура и традиции,2004. –

    С.87.

  1. Хананова И.Н.Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды. (Золотая библиотека увлечений).- М.: АСТ Пресс книга, 2012.- С.104.

  2. Фигурки из соленого теста.-М. АСТ-ПРЕСС КНИГА,Ф49 2010.- С.80.

Интернет-ресурсы:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ - единая коллекция образовательных ресурсов;

2. www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет;

3. www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию;

4.sdelala-sama.ru›1745-bumagoplastika-dlya… - бумагопластика для детей;

5. ped-kopilka.ru›Блоги›…obryvnaja-aplikacija-iz…

6. sdelala-sama.ru›1145-master-klass…iz-salfetok.html

7. tvoyrebenok.ru›Оригами для детей

8. podelki-rukami-svoimi.ru›…shemy…nachinayushhih…

9. boobooka.com›podelki/podelki-iz-nitok/

10. PodelkiSvoimiRukami.ru›podelki-iz-plastilina/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Художественное конструирование и оформление одежды"

Данная программа приобретает особую актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способн...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование по Образовательной Области "Художественное творчество. Рисование" для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование по Образовательной Области "Художественное творчество.Рисование" для детей среднего и старшего дошкольного возраста. разработанное в соответствии с  ФГТ. План...

Занятие по образовательной области "художественное творчество"тема: Знакомство детей с гжельской росписью,

Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и н...

Занятие по образовательной области "художественное творчество"тема: Знакомство детей с гжельской росписью,

Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и н...

Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоивших дополнительную образовательную программу «Художественная роспись»

Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоившие дополнительную образовательную программу «Художественная роспись», автор программы и руководитель творческих раб...

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...