"Древние образы в народном искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы: «Древние образы в народном искусстве»
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей и смысловой составляющей.
Задачи:
- формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
- развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре;
- воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.
Зрительный ряд:
#1058;аблицы с мотивами символов.
#1042;ышитые полотенца
#1052;ультимедийная презентация
#1059;чебник Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. «Изобразительное искусство» 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение», 2017
Музыкальный ряд: Русские народные песни
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве».
Словарь: ДПИ (Художественное оформление предметов, которые человек использует в быту); солярные знаки ( знаки, схематично изображающие солнце); орнамент (это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов).
Ход урока:
I .Организация урока
#1055;риветствие
#1055;роверка готовности учащихся к уроку.
#1042;ведение в тему.
В 5 классе мы будем изучать декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство возникло, как вы знаете, очень давно. Что означает этот термин?
Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом делались первые украшения на предметах. Позже появились сказочная птица, горделивый конёк, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги…
Посмотрите на слайды, что вы видите? (слайды с изображением Хохломы)
(ответы- посуда)
Посуду человек использует в быту. А обратите внимание, какая она? (ответы – расписная, украшенная рисунком и т.д.)
Верно, эта посуда не простая, она украшена росписью.
На слайдах приведены примеры ДПИ. Это и хохломской самовар, и гжель, и расписной туесок под сыпучие продукты.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Получило название от латинского слова «декор», что значит украшать.
Декоративно-прикладное искусство самое древнее искусство. Оно возникло ещё в первобытные времена. Создавая первые предметы, древний человек постепенно укреплял свой опыт в работе с глиной, деревом, камнем. Со временем появились первые изображения – древние орнаменты, которые со временем усложнялись.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Особенности ДПИ:
#1050;онструктивная ясность форм
#1054;бобщённость
#1042;ыразительная условность изображения (все природные мотивы, растения, птицы, животные, а также человек – в ДПИ выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве)
#1054;рнаментальность
#1048;зучение нового материала.
Слайд с изображением вышивки
На вид орнамент не приметен
Но он столетия живёт
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережёт.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
Б. Дубровин
Солярные знаки – знаки, схематично изображающие солнце. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, и являлся источником света, тепла, жизни и добра. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами. На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые «охраняли» от всякой нечисти.
От греч. Symbolon – знак. Символ – элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.
Символ – определённое, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др.
Итак, символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.
Презентация «Древние образы в народном искусстве»
Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.
Наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Например: ___________ земля
~~~~~~~~~~~~ вода
/////// дождь
Солнце
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.
Давайте попробуем нарисовать образы солнца.
А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырёхугольников, квадратов.
Давайте нарисуем
Символы воды.
Как в древности могли изображать воду? ( ответ – волнистой линией)
Волнистая горизонтальная линия – вода
Прямая вертикальная линия – дождь.
В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящён на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шёл именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».
Следующий образ – образ матери-земли.
Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Как условно решена женская фигура!
Вместо головы у неё изображение ромба – древнего знака солнца.
На странице 15 учебника сравните вышивку и глиняную фигурку. Что у них общего? (тот же жест поднятых рук). В нижней части таких глиняных фигур изображались символы солнца, проросшие зёрна. Женская фигура с устремлёнными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Образ коня.
Конь- один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.
В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.
Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весенние и осеннее равноденствие).
Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.
Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.
Образ птицы.
В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков. С песнями-закличками обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на хвосте.
Жаворонки-жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите весну
На своём хвосту.
Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.
Древо жизни.
В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.
Итак, ребята, мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве. Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.
Задание
Создайте орнаменты в традиции народной вышивки:
- С симметричным расположением центрального мотива ( древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками);
- С ритмическим повтором одного или двух образов.
Композицию можно дополнить ( сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.
#1056;ефлексия. Подведение итогов урока
Давайте, подведём итоги вашей работы на уроке. Продолжите фразу:
*Сегодня я узнал…
*Я приобрёл…
* Мне захотелось…
*Меня удивило…
*Я попробую…
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние образы в народном искусств
План урока ИЗО и презентация. 5 класс "Древние образы в народном искусстве"...

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Методическая разработка плюс презентация к проведению урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Неменского "Древние корни народного искусства" (1 урок I четверти)Цели: 1. П...
Древние образы в народном искусстве
В презентации рассматривается символика формы в декоративно-прикладном искусстве...

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".
Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."
Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".
Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...