«Основы профессиональной компетентности педагога изобразительного искусства»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)
«Основы профессиональной компетентности педагога изобразительного искусства»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы профессиональной компетентности педагога изобразительного искусства»
Учитель: Фаустова С.И.
2025 г.
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности
(Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить
основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская, экспериментальная деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях…
- Обобщение собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости повышения уровня профессионализма;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.
Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления.
В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.
Широкое применение терминов «компетенция», «компетентность» связано с необходимостью модернизации содержания образования.
В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: “…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе.
Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.
Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” (ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ)
А «компетенцию» “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. (ЗНАНИЯ)
Аспекты педагогической компетентности:
- управленческий аспект: как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс, взаимоотношения с учащимися;
- психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
- педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.
Профессиональные компетенции учителя изобразительного искусства
- Ценностно-смысловая компетенция - (умение формулировать собственные учебные цели, принимать решение в нестандартных ситуациях, брать ответственность на себя, умение осуществлять индивидуальную образовательную траекторию…)
- Общекультурная компетенция - (владение элементами художественно-творческих навыков, восприятие семейных ценностей, восприятие ценности культуры родного края, страны…)
- Учебно-познавательная компетенция - (умение осуществлять планирование, анализ, самооценку своей деятельности, владение гигиеной учебного труда, умение оформить результаты своей деятельности, представление их на современном уровне…)
- Информационная компетенция - (владение способами поиска информации – справочники, каталоги; владение навыками работы с компьютером, критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности, применение современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности учителя изобразительного искусства.…)
- Коммуникативная компетенция - (владение основными видами публичных выступлений, владение навыками редактирования текста, владение навыками общения с людьми разных возрастов…)
- Социально – трудовая компетенция - (умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых и эстетических норм; осознание наличия определённых требований к продукту своей деятельности, владение умениями совместной деятельности…)
- Общепредметная компетенция - (владение знаниями не только по своему предмету, но и по предметам смежным – музыка, мировая художественная культура, история, биология, география…)
- Компетенция личностного самосовершенствования и саморазвития - (самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие; социальная, личностная и деятельностная рефлексия; умение отстаивать свою гражданскую позицию, создавать комфортную здоровьесберегающую среду…)
Требования для овладения ключевыми компетенциями:
- Дидактические
- Четкое формирование образовательных задач.
- Определение оптимального содержания урока.
- Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний.
- Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения и стимулирования.
- Реализация на уроке всех дидактических принципов.
- Психологические
- Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения.
- Особенности самоорганизации учителя.
- Организация познавательной деятельности.
- Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений.
- Организованность учащихся.
- Учёт возрастных особенностей.
- Техника проведения урока
- Урок должен быть эмоциональный.
- Темп и ритм урока – оптимальный.
- Полный контакт учителя и учащихся.
- Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
- Смена видов деятельности.
- Обеспечение активного учения каждого ученика.
Правила для преподавателя изобразительного искусства
- Главное – не предмет, которому учите, а личность, которую вы формируете.
- На воспитание активности не жалейте времени и усилий. Активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Учите детей учиться…
- Чаще используйте слово «почему?» - развивающее обучение.
- Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте через творческие задания.
- Чаще показывайте ученикам перспективы их обучения.
- Обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности.
- Знайте последние данные по предмету искусство…
- Поощряйте творчество и эксперименты…
- В каждом поурочном плане образовательные цели направлены на учителя, а развивающие – на учащихся.
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить».
(Дистервег)
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег — немецкий педагог, либеральный политик 18 в.
Для этого хороший учитель должен сам обладать педагогической компетентностью:
- то есть быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики по предмету искусства, диагностики психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.
Профессиональная компетентность учителя изобразительного
искусства, работающего в рамках ФГОС
Обратим внимание на подходы к определению профессиональной компетентности. В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению В.Н.Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» можно найти в трудах Бориса Семеновича Гершунского.
Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
Инновационная деятельность педагога.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Аттестация педагогов, повышение квалификации
Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.
Позволяют повысить профессиональную компетентность и такие формы работы с педагогами, как:
Тематические педсоветы
Открытые уроки
- открытые уроки изобразительного искусства в 6-х классах по теме: «Сатирические образы человека» , «Портрет в живописи» ; в 5-х классах - «Народный праздничный костюм» , «Японский веер» ;
Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. Выбор темы основывается на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Тема, над которой работаю - «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС ООО».
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность.
Инновационная деятельность педагогов в школе представляется следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.
Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства:
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.
Принимаю активное участие в работе районного и школьного методического объединения учителей изобразительного искусства, музыки, информатики, где представляла опыт работы по теме «Патриотическое воспитание школьников средствами искусства», «Что определяет коммуникацию будущего?
Формирование способности быстро обрабатывать огромное количество сложной информации», «Функциональная грамотность на уроках информатики», «Информационный бюллетень. ГИА 2022», «Особенности преподавания информатики в условиях внедрения обновлённых ФГОС»,
Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является аттестация педагогических работников. Учителя проходят процедуру аттестации согласно перспективному плану.
активные формы при проведении инструктивно-методических совещаний, педагогических советов: методический ринг, мозговой штурм, организованный диалог, проблемная ситуация, работа в малых творческих группах;
методическую неделю, включающую в себя проведение панорамы открытых уроков, педагогические чтения по теме самообразования педагогов, тематический педагогический совет;
школьные конкурсов профессионального мастерства, проведение которых дает педагогу возможность распространения инновационного опыта среди коллег, способствуют профессиональному самоопределению молодых педагогов.
Следует отметить, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Можно выделить два пути осуществления профессионального развития учителя:
– посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
– за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Развитие профессиональной компетентности педагога как основа эффективной реализации современных педагогических технологий
Доклад на педсовете школы...

Развитие профессиональной компетентности педагога как основа эффективной реализации современных педагогических технологий
доклад на педсовете школы...
Методическая статья "ФГОС какова основа профессиональной компетентности педагога"
«Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель»...

Сообщение на тему: Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования
cообщение-доклад СМО...

Консультация музыкального руководителя с педагогами.ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Данный материал создан в помощь педагогам для повышения компетенции и совершенствования проффесионализма....

«Совершенствование профессиональной компетентности педагога для реализации обновленных ФГОС по предмету изобразительное искусство»
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности....
