Обобщение педагогического опыта
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Папина Таисия Юрьевна

Обобщение педагогического опыта учителя изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования

Администрации Красногвардейского района

Обобщение опыта работы

на тему

«Развитие творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства».

                                                                                               

                                                                                                    Обобщила:

                                                                                                    Папина Т. Ю.

                                                                                                    Учитель Изобразительного искусства

                                                                                                    МОУ «Петровская ООШ»,

                                                                                                    Учитель первой квалификационной

                                                                                                    категории  

2025 год

Содержание:

           Введение

Условия возникновения и актуальность опыта

Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея

Технология обучения

Результативность

Приложение

       Литература

Страна, в которой учили бы рисовать
так  же, как читать и писать, превзошла
бы вскоре все остальные страны во всех
искусствах, науках и мастерствах.

Д. Дидро

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую программу 2000 года под редакцией Б. М. Неменского.   Данная программа является рекомендованной для средних школ и предлагает использование методов развивающего обучения. В содержание программы входят эстетическое восприятие  действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Используя данную программу я вношу изменения: отбираю наиболее важный материал, опуская некоторые проблемы и дополнительно включая другие в зависимости от уровня подготовки классов, учитывая особенности национальной культуры.

Методическая цель изменений в программе - это всестороннее развитие творческих способностей, развитие образного мышления, расширение кругозора учеников. Для достижения этих целей использую в работе наглядные пособия, рисунки детей, свои работы, плакаты, таблицы, модели геометрических тел, муляжи,  репродукции, книги и т. д. А также использую стенд “Наше творчество” для проведения выставок детского рисунка. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок по воображению. Когда детям даётся большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задачах, где овладевают конкретными навыками, приёмами (живописными, графическими и т. д. ). На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика. По рисунку можно понять многое: психическое состояние ребёнка, какой склад мышления у ребёнка, как он воспринимает окружающий мир и какое место в нем отводит для себя и т. д. Внимательно анализируя работы детей я по возможности стараюсь помочь в решении возникших у них проблем. Беседую с конкретным учеником, направляю его , помогаю.

Настоящая программа даёт возможность:

1) подготовить учащихся к следующей ступени обучения (художественная школа, ИЗОстудия)

2) всесторонне развить творческие способности.

Целью преподавания изобразительного искусства в школе является формирование художественной культуры учащихся. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Формирование художественно-творческой активности: Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.

Художественная деятельность школьника на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа; обсуждение работ товарищей; результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучения творческого наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

На уроках вводятся игровые моменты (художник- зритель, игра в дизайнеров и т. д.), прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением и т. д. С целью формирование опыта творческого общения в программу введены коллективные задания (они применяются в оформлении  залов, кабинетов). Выполненные на уроках художественные работы учащиеся используют как подарки для родных и друзей (открытка и т. д.). Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуре изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Принципиально важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при воспитании художественного наследия. На протяжении всего курса ИЗО школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Приобщение к искусству начинается в начальной школе. В 5-6 классах более углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-6 классов.

Одна из ведущих задач ИЗО - творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов.

Важно “расковать” детей, высвободить их творческую энергию. Я систематизирую все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организаций выставок детских работ.

Ощутимый результат в развитии творческих способностей даёт дифференцированный подход к учащимся.

В своей работе использую методическую литературу следующих авторов: (смотреть приложение: литература)

 Для активизации и эффективности ученического процесса использую различные формы уроков: урок - рассказ; беседа; фантазия; игра; рисование с натуры; по памяти и т. д.  Использую комбинированные уроки. Для закрепления знаний и навыков использую разные формы заданий: разминки, доклады, тематические рисунки, рисунки на свободную тему и т. д.

Так же помогает развивать творческие способности детей проводимый мною кружок “Волшебный мир красок ”, где  детям предоставлено больше времени и больше творческой свободы. Ребята с удовольствием в нём занимаются.

Анализируя свою работу, могу отметить, что у детей проявляется большой интерес к предмету, заинтересованность в подготовке и участии в различных выставках и конкурсах. А также дети с удовольствием принимают участие в оформлении школы(например : при открытии «Точки роста» рисовали на стенах деревья)

Демонстрация урока изобразительного искусства в 7 классе

Условия возникновения опыта

В соответствии с законом РФ “Об образовании”, с требованиями перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.

Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании – развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами музыки, ИЗО, хореографии.

Ведущей педагогической идеей нашей школы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода ( И.С.Якиманская). Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, “окультурить” индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

У И.С. Якиманской образовательный процесс строится на диалоге “ученик-учитель”. Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика.

Таким образом, изучив ряд литературы по данной проблеме: “Возраст и индивидуальные особенности образного мышления учащихся” (под ред. И.С. Якиманской) технологию личностно-ориентированного обучения в моей работу был заимствован опыт, описанный в книге “ИЗО” в школе продленного дня” Я. Я. Чарнецкий.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.

В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

Основной задачей уроков изобразительного искусства и мировой художественной культуры является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Творчество- высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития . реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.

Естественной основой развития творческих способностей человека является возможности его физического развития , развитость психических функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.

Развитие творческих способностей в нашей школе осуществляется на уроках технологии, уроках по развитию речи, музыки,  внеклассных мероприятиях чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят, и соответственно на уроках ИЗО.

Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа тем самым вооружает школьников и представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.

В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.

На занятиях ИЗО учитель первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, что “… детский рисунок научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием”.

Индивидуальный подход.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Индивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики. Он помогает вовлечь всех детей в активную ИЗО деятельность.

Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.

В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысль, свои представления об окружающей жизни.

В работах ученых выделяются 2 направления индивидуального подхода к школе:

  1. предупреждение и устранение пробелов в успеваемости учащихся;
  2. формирование индивидуально “своеобразных способностей, индивидуального стиля учения”

Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.

На основании анализа детских работ ( Приложение № 1), можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.

Активируя деятельность детей, не следует их опекать и, приучать к механическому выполнению указаний учителя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подготовка готовых материалов, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие.

Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Привлечение  внимания ребят к основным признакам того, предмета, который они должны изображать, активное его обследование, являются стимулами воспитания и проявления активности. Следует всячески пробуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальный подход к учащимся имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности.

При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Для проведения индивидуальной работы можно разделить учащихся (условно) на три группы:

  • в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.
  • во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.
  • Третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.

Для нахождения общего равновесия можно использовать также способы работы с детьми:

а) подготовить карточки-задания для трех групп учащихся (Приложение № 3)

б) применять дополнительные задания после выполнения обязательных фронтальных заданий;

в) проводить беседы с учащимися, с учетом их индивидуальных особенностей.

Основные задания обязательны для всех учащихся, дополнительные – для более способных, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях.

Структура занятий может иметь три и более варианта:

Вариант 1:

Занятие начинается с изложения нового материала для всех учащихся, затем выдаются карточки-задания слабой группе. Во время наблюдения за работой даются индивидуальные советы учащимся средней и сильной групп. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.

Вариант 2:

После объявления темы задачи занятия предлагается задание для самостоятельной работы сильной и средней группам учащихся, проводится индивидуальная работа со слабой группой. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.

Вариант3 :

Учащиеся сильной группы сразу приступают к выполнению задания , о теме которого слышали на прошлом уроке. С учащимися слабой и средней групп проводится индивидуальная работа с выдачей карточек заданий. В конце занятия – анализ детских работ.

Результатом моей деятельности могут служить:

  1. участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок);
  2. участие в городских мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на конкурсе “Мастера волшебной кисти”;
  3. количественный контроль на уроках, где учатся на “4” и “5” составляют в среднем 82% от всего класса.

Индивидуальные карточки-задания.

6 класс.

Тема: “ Красота русского народного костюма”

  1. Для учащихся первой (слабой) группы:

“Обведи фигурку человека по шаблону, нарисуй костюм и распиши по образцу”. Добавь свои элементы. 

  1. Для учащихся второй (средней) группы:

“Нарисуй людей в русском народном костюме. Наклей рисунки на картон и составь из них панно”. 

  1. Для учащихся сильной группы:

« Нарисуй людей в  костюме(свой дизайн) с элементами русского национального орнамента»

Литература 

  1. Изобразительное искусство в школе продленного дня. Я.Я.Чарнецкий - М., “Просвещение”, 1991
  2. «Современные образовательные технологии». Г.К.Селевко. - М. “Народное образование”, 1998
  3.  «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства». А.Е.Терентьев - М., «Проввящение», 1981г.
  4. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Я.И. Ковальчук -М., “Просвещение”, 1981
  5. «Изобразительное искусство» О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007.
  6. «Декоративно-прикладного искусства”, А. С. Хворостов –М., «Просвящение»,1988.
  7. «Занимательные материалы по изобразительному искусству»,И. Д. Агеева-М., ТЦ Сфера, 2006г.
  8. Программно-методические материалы . Изобразительное искусство 5-9 классы. М., Дрофа, 1998
  9. серия “Изобразительное искусство в начальной школеВ. С. Кузин, Э. И. Кубышкина 
  10. 10 «Методика преподавания ИЗО в 1-3 классах» В.С. Кузин - М., «Просвящение», 1983г.
  11. «Художественная студия в школе» И.П.Волков - М., «Просвящение», 1993
  12. «Играем, познаем, рисуем».Е. Л. Зеленина - М., «Просвящение», 1996г.       И другие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...