урок ИЗО в 6 классе " Цвет в произведениях живописи"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
урок ИЗО в 6 классе " Цвет в произведениях живописи"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс.
Тема урока: «ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ»
Цели: познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония». Изучение теплых и холодных цветов, цветовые отношения.
Содержание урока
I. Организация урока. Приветствие. Отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока.
На предыдущих уроках, посвященных рисунку, мы уже говорили о цвете, красках. Но в рисунках цвет был очень скупым, роль его – ограниченной и условной. В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь.
III. Изучение нового материала.
1.Понятие о цветовых отношениях.
Цвет – душа живописи. Действительно, основу художественных средств реалистической живописи составляет цвет в единстве с рисунком и светотенью. Но что подразумевают под цветом в живописи? Может быть, известную нам по опыту окрашенность предметов? Оказывается, нет, а нечто иное, более сложное. Живопись – это не протокольный отчет о наших знаниях об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соответствии с этими знаниями, а такая художественная передача цветовой обстановки, какой мы воспринимаем ее в конкретных условиях.
Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых.
. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не совсем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На картине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи.
На наше восприятие цветов, на образование живописного, «обусловленного» цвета решающим образом влияют освещение, расстояние (воздушная прослойка) и цветовая среда, то есть соседство разноокрашенных предметов. Так, в условиях очень интенсивного освещения, например в яркий летний полдень, на освещенных местах цвета теряют свою насыщенность – выбеливаются, обесцвечиваются. В пасмурную погоду или в тени цвета, наоборот, обретают свою насыщенность, и наш глаз воспринимает гораздо больше цветовых переходов и оттенков. Иногда начинающие живописцы не понимают этого и делают наоборот – то, что находится в сильном свету, пишут самыми яркими красками, а в тенях применяют для затемнения черную краску. «Весь секрет ... живописи, -говорит Б. Иогансон, – в тенях и полутенях (полутонах)... Тени и полутени – это тот «аквариум» живописи, из которого будут выплывать золотые и серебряные «рыбки» света».
Такой общий цветовой обмен картины, когда все ее красочные сочетания стремятся к единой, целостной, гармонической слаженности и жизненной правдивости, называется в живописи колоритом.
2.Беседа о колорите.
Вспомните, что называют колоритом. (Ответа учащихся.)
На протяжении истории развития мирового искусства сложились разные системы цветопередачи, но все они основаны на системе смешения цветов, согласно которой все цветовое богатство природы возникает в результате смешения семи основных цветов спектра. Но художник пользуется не семью, а гораздо большим количеством красок.
Почему? Дело в том, что в живописи важно не только точно передать цвет предмета, но и сделать его элементом новой художественной формы. Художник пользуется цветом в качестве композиционного фактора, применяет его как вспомогательное средство образной характеристики.
Общее цветовое решение картины называется колоритом.
Колорит (лат. color – цвет) – система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства.
Колорит может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые).
По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым.
Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно лучшими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан. Вот почему И. Крамской говорил: «Художник-колорист в настоящем смысле слова находит на палитре именно тот тон и цвет, какой есть в действительности или какой он большему числу людей кажется».
3.Понятие о цветовом тоне.
Звучание и место отдельного цветового тона в колорите произведения зависит от его согласования с другими использованными художником тонами.
Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т. д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например, изумрудная зелень, лимонная желтизна).
В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетаниях тон в картине может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным.
Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цветового равновесия между теплыми и холодными цветами.
Соседство теплого и холодного создает интенсивность звучания живописи. Задача живописца и состоит в том, чтобы улавливать различные цвета в ближних и в отдаленных точках картины.
Обычно цветовой тон тесно связан и с светотенью. Поэтому для верного восприятия цветовых контрастов важно правильно распределять цветовые переходы по пространству картины.
4. Понятие о локальном цвете.
Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет.
Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.
Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.
5.Понятие о цветовой гармонии.
Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим примерные схемы гармонических сочетаний цветов:
1) двухцветная гармония – сочетание противоположных в цветовом круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато, контрастно, уместно только в плакате;
2) трехцветная гармония – цветовой круг делится точно на три части. Взяв любой один цвет, находят к нему два других;
3) четырехцветная гармония – круг делится на четыре части. Из четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также гармоничным.
Вот некоторые практические рекомендации:
а) лучшие цветовые сочетания – в больших интервалах по цветовому кругу;
б) более интенсивные цвета при сочетании с менее интенсивными надо брать в меньших количествах (по площади пятна);
в) хроматические цвета могут сочетаться с ахроматическими: теплые – лучше с темно-серыми, холодные – лучше со светлосерыми.
IV. Актуализация знаний учащихся.
Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.
V. Практическая работа.
Задание. Выполнить рисунок осеннего букета в теплых и холодных тонах (работа акварелью).
Домашнее задание: сделать по воображению и памяти живописное изображение осеннего букета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗО 7 класс тема урока "Цвет в произведениях живописи"
Тема урока "Цвет в произвелениях живописи" ИЗО 7 класс...
Открытый урок ИЗО "Цвет в произведениях живописи" 6 класс ФГОС
Материал представляет собой разработку открытого урока по ИЗО в 6 классе по теме "Цвет в произведениях живописи"Включает презентацию и технологическую карту с сценарием урока....
Тема урока «ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ»
конспект урока по ИЗО, 6 класс...

Урок изобразительного искусства "Цвет – в произведениях живописи"
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние ...

План-конспект урока в 6-том классе на тему "Роль цвета в произведениях живописи "
Раскрываем и развиваем потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке....

Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме: "Цвет в произведениях живописи".
Комбинированный урок "Цвет в произведениях живописи" раскрывает перет учениками понятия локальный цвет, нюанс, средовоздушная среда. Подготовлен для проведения в общеобразовательной школе, м...

Конспект урока ИЗО "Цвет в произведениях живописи " 6 класс
Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композици...
