Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме: "Цвет в произведениях живописи".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Мамаева Светлана Александровна

Комбинированный урок "Цвет в произведениях живописи" раскрывает перет учениками понятия локальный цвет, нюанс, средовоздушная среда. Подготовлен для проведения в общеобразовательной школе, может быть адаптирован для дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

муниципального образования «Город Донецк»

Открытый урок по изобразительному искусству

в 6 классе по теме: «Цвет в произведениях живописи».

                                           

                                               Автор: Мамаева Светлана Александровна

                                               учитель изобразительного искусства,

                                               1 квалификационная категория.

                                               2020 год

                                     Пояснительная записка.

        Цель. осмысление цвета в произведениях искусства через реалистичную и абстрактную живопись.

        Задачи:

        1. Познакомить с понятиями «локальный цвет», «световоздушная среда», «нюанс», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.

        2. Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве;

        3. Рассмотреть произведения абстрактного искусства в сравнении с картинами художников -реалистов;

        4. Определить причины, побудившие появлению нового течения в искусстве – абстракционизм.

        5. Ознакомить учащихся с характерными методами и приемами беспредметной живописи.

        6. Способствовать формированию умения воспринимать и анализировать абстрактные произведения искусства.

        7. Способствовать развитию художественной толерантности;

        8. Простимулировать воображение и творческий подход в решении задач.

        9. Активизировать творческие способности школьников, используя технологию «репликация»;

        10. Создавать творческие композиционные работы по воображению;

        11. Осознать смысл абстрактного искусства как части искусства и культуры;

        12. Выполнить индивидуальные абстрактные работы.

        Тип урока. Комбинированный.

        Планируемые  образовательные результаты.

        Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.

        Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, обмениваться мнениями, получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

        Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях.

        Методы и формы обучения

        Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная беседы.

        Образовательные ресурсы

        http://ru.wikipedia.org/wiki

        http://www.artsait.ru

        Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

        Наглядно-демонстрационный материал:

 Клод Моне. 1897–1899 Японский мостик (Пруд с водяными лилиями), Исаак Левитан. Вечерний звон. 1892, Архип Куинджи «Облако», 1908 г., Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880 г., Абрахам ван Бейерен (ок. 1620 — 1690), Исаак Ильич Левитан – Цветущие яблони. 1896; К. Крыжицкий «Зимний пейзаж»; Дж. Бретт «Ледник»; Ф. Сычков «Зима. У изгороди», Леонардо да Винчи «Джоконда» 1502 — 1516 г.г.; Василий Кандинский. Гора 1909 г; Джексон Поллок, номер 8 Детали; Василий Кандинский. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год; Василий Кандинский. «Импровизация 10», 1910 год  (импрессия, импровизация, композиция); Василий Кандинский. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год; Казимир Малевич. «Супрематическая композиция»; Супрематизм — разновидность абстракционизма; Королевский красный и синий»  Марк Ротко.

         Таблица «Цветовой круг», краски гуашь,  альбомные листы А4, А5, кисти.

        Основные понятия и термины

        Цветовые отношения, локальный цвет, тон, нюанс, световоздушная среда, колорит, гармония цвета, реализм, абстракция.

        Оборудование:

        Для учащихся: листы плотной бумаги А4 и А5, гуашевые краски; жёсткие и мягкие кисти; палитра; ёмкость для воды.

        Для учителя: специализированный кабинет компьютер, интерактивная доска, рабочая доска, мольберт, лист для рисования А3, гуашевые краски, кисти № 3, 4, 5, музыкальный ряд – «Осень» Антонио Вивальди, электронный журнал, запас художественных материалов и инструментов.

                                     

                                                     

                                                 

                                                Ход урока.

        I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

         1. Приветствие!  

        Прежде чем погрузиться в мир цвета, фантазии и творчества предлагаю выполнить упражнения, чтобы активизировать наше творческое мышление.

        2. Пальчиковая гимнастика. 

        3. Игра «50 вариантов».

          Задание: придумать 50 нестандартных способов применения обычного предмета — коробки из под обуви.  

        4. Знаета ли вы, что все люди делятся по ведущему типу мышления? Одни люди больше склонны к логическому мышлению, другие больше мыслят образами и склоны к творческому мышлению.

           А вам интересно узнать к какому типу мышления относитесь вы!

        У.: Да.

        Предлагаю вам тест, который называется: «Скажи в какую сторону вращается кошка?

        Обсуждение, впечатления детей (Если кошка вращается по часовой стрелке (справа налево), то человек больше склонен к логическому мышлению (в данный момент активно левое полушарие), а если против часовой (слева направо), то человек склонен мыслить больше интуитивно.

        П.: Будет ещё одно упражнение на развитие творческих способностей, но его мы включим в выполнение практической работы.

        2. Актуализация знаний пройденного материала.

        П.: Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас. Люди многих профессий стараются, как можно больше узнать о цвете: биологи пытаются выяснить, как цвет влияет на растения и животных; физиков интересует энергетическая составляющая цвета, а художники к с помощью цвета стараются передать нам своё настроение, эмоции и чувства от окружающего мира.

        Художник стремится, как можно реалистичнее нарисовать мир вокруг, чтобы донести до нас его красоту и сохранить значимые события в истории.

        Чтобы это стало возможным художник о цвете знает всё! Ребята, вы начинающие рисовальщики и вам уже знакомы основы цветоведения. Давайте их вспомним.

        Скажите, какой опыт помог увидеть цвет солнечного луча?

        У.: Опыт с трёхгранной призмой через которую пропустили солнечный луч. Луч расслоился и образовалась разноцветная полоса, которую мы стали называть спектром — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

        П.: Что известно о дополнительных цветах?

        У.: Знаем, что дополнительные цвета всегда находятся в цветовом круге напротив друг друга.

        У.: Что если из цветового круга удалить один цвет, например синий, то  соединенные посредством линзы все остальные цвета в сумме дадут красный цвет (он находится в цветовом круге напротив синего).

        П.: Как называются цвета из которых получили всю цветовую палитру мира?

        У.: Основные цвета. Красный, синий, жёлтый.

        П.: От чего зависит светлота и насыщенность цветового тона?

        У.: От разного добавления к тону белого и чёрного цветов.

        Учитель показывает часть цветового круга на котором изображены холодные, затем тёплые цвета.

        П.: Назовите эти цвета одним словом! (Холодные.)

                Назовите эти цвета одним словом! (Теплые.)

        Цвета делятся на тёплые и холодные — это основной цветовой контраст и главный способ определения цвета в изобразительном искусстве.

        П.: Вы молодцы! На все вопросы ответили правильно!

         Вы хорошо усвоили пройденный материал! Настало время перейти к теме сегодняшнего урока: «Цвет в произведениях живописи.

        3. Изучение нового материала.

        П.   Сегодня я вам расскажу  о значении цвета в живописи разных стилей, вы узнаете что такое локальный цвет, световоздушная среда, нюанс и колорит.  А при выполнении практической работы у вас будет возможность применить свои творческие способности используя чувственное восприятие окружающего мира.

        П.: Ребята, как вы думаете, почему живопись так называется — живое письмо?

        У.: Когда художник пишет свою картину, он стремится рассказать о реальном мире с помощью живого смешения красок.

        П.: В живописи  цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь.         Надо много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво.

        Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать.         Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым. С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!

        Мы уже знаем, что изобразительное искусство — это искусство соотношений и контрастов.

        Рассматривание с детьми картин известных художников, обсуждение цветовых соотношений, контрастов, настроения живописных произведений.

        П.: Мы любуемся пейзажами, натюрмортами в картинах именитых художников, тем насколько реалистично они смогли написать предметную среду. Это стало возможным, потому, что они использовали знание о взаимном проникновении цветов и богатстве оттенков, которые создают пространственную, словно дышащую, живописную среду.

        Детям предлагаются картинки с изображением фруктов.

        П.: каким цветом вы будете рисовать лимоны?

        У.: Жёлтым.

        П.: Каким цветом нарисуете киви, бананы, морковь?

        У.: Киви зелёным, бананы жёлтым, морковь оранжевой.

        П.:Учитель предлагает внимательно рассмотреть изображения, предлагает рассмотреть, только ли названные детьми цвета есть в изображении фруктов.

        У.: Присутствуют разнообразные оттенки цветов, блики, тени.

        П.: В живописи есть понятие - знак цвета. Он обозначает собственный, неизменный цвет предмета, без влияния на него реального окружения. Он называется локальным цветом.

        Понятие о локальном цвете.

        Понятие локального цвета в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи».

        Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков.

        Проблемная ситуация 1:  причины по которым невозможно использовать  локальный цвет в живописи.

        У.: Не возможно нарисовать предметы без оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.

        П.: Правильно, на предметы влияет световоздушная среда, ввиду чего они приобретают множество оттенков и нюансов.

        Нюанс - оттенок, то есть градация цвета. Тонкий переход от одного тона к другому. 

        Цвет надо учиться видеть. Можно сказать, что для цветового построения картины главным является умение художника видеть цвет.

        Слово цвет произошло от древнелатинского слова color. Современный смысл этого слова гораздо сложнее.

        Колорит — это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов. 

        Колорит  раскрывает образную мысль художника, это средство выразительного изображения содержания, которое хотел вложить мастер в своё произведение.

        Учитель предлагает детям рассмотреть картины Леонардо да Винчи «Джоконда» и картину Василия Кандинского «Горы».

        Проблемная ситуация 2: в чём отличие этих двух картин?

        У.:  На картине Леонардо да Винчи мы видим портрет женщины на фоне горного пейзажа, на картине Василия Кандинского, возможно, изображены очертания людей и гор. Т. е. На первой картине есть предмет, на второй — его нет.

        П.: Действительно, картина Кандинского называется «Гора». До этого мы знакомились с творчеством художников, которые рисуют мир таким какой он есть на самом деле. Какими мы их видим глазами. Это называется реализм.

        Есть художники, которые изображают не сами предметы, а свои чувства, настроение. Они используют для этого разные цвета, фигуры, линии.         Это называется абстракционизм.

        Демонстрация картин художников — абстракционистов.

         П.: На их картинах нет объекта и мы чувствуем себя не очень уверенно, если спросить «что хотел сказать автор» своим произведением.

         В этом и состоит главное отличие абстрактной, или беспредметной, живописи от более привычной нам фигуративной: художник-абстракционист вообще не стремится изобразить окружающий мир, он не ставит перед собой такую задачу.

        Если внимательно посмотреть на последние два века истории западного искусства, становится понятно, что отказ от предмета в живописи — не каприз, а закономерный этап развития. В XIX веке появилась фотография, и художники освободились от обязанности изображать мир таким, какой он есть: портреты родственников и любимых собачек стали делать в фотоателье — получалось быстрее и дешевле, чем заказывать у мастера картину маслом. С изобретением фотографии исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти.

        К середине XIX века некоторые начали подозревать, что реалистическое искусство — это ловушка. Художники в совершенстве освоили законы перспективы и композиции, научились изображать людей и животных с необыкновенной точностью, обзавелись подходящими материалами, но результат выглядел всё менее убедительно. Мир начал стремительно меняться, города становились больше, началась индустриализация — на этом фоне реалистичные изображения полей, батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека. 

        Цвет, по Малевичу, имеет самостоятельное энергетическое содержание.

 Малевич много времени посвятил изучению цвета не только как средства художественной выразительности, но и влиянию его на психологические и даже медицинские состояния человека. Он, кстати, писал о том, как опасен белый цвет в больничных условиях, как он усиливает боль. Его открытия и разработки пригодились в промышленном дизайне. Оранжевые куртки рабочих, которые используются сегодня по всему миру, – разработка Малевича. 

  Малевич обнаружил, что белый цвет, к примеру, усиливает боль и его использование в больницах опасно для пациентов, красный цвет действует возбуждающе, зеленый успокаивает, а оранжевый обостряет внимание. Яркие куртки дорожных рабочих - изобретение Малевича.

        Слово «абстракционизм» произошло от латинского слова «Abstraction», что значит удаление, отвлечение. Если буквально – то отвлечение от реального мира, реализма.

        Проблемная ситуация 3: что можно нарисовать в стиле абстракции, какие средства можно для этого использовать?

        У.: Можно нарисовать что угодно выразив реальные объекты в фантазии, чувствах и настроении.

        III. Творческая практическая деятельность.

        П:  Ребята, сегодня мы выступим в роли художников — абстракционистов. Задание — нарисовать осенний букет не используя предметы, а обратившись к своим чувствам и фантазии. Но так как мы это делаем впервые, то давайте обратимся за помощью к музыке Антонио Вивальди «Осень».

        Василий Кандинский сравнивал живопись с музыкой. Ведь цвет, как и звук являются средством, которым можно непосредственно влиять на душу, вызывая душевные вибрации.

        Сейчас, закройте глаза и представьте себе букет, как сочетание цветов, которыми окрашена осень, поразмышляйте какой будет картина - радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д.

        

        Поэтапная работа одновременно с учителем над нартиной «Осенний букет».                

        Приготовьте белила и три любые краски с которыми у вас ассоциируется осень.

        Работать будем вместе, поэтапно, но краски можно использовать какие вы выбрали.

        Последовательность работы: сначала заполняем фон — воздух нашей картины, затем рисуем осенний букет.

        Приступаем к выполнению фона.  Здесь мы используем упражнение, которое поможет включить в работу как творческое, так и логическое мышление.  Для его выполнения возьмём кисти в обе руки и одновременно начнём заполнять фон.  

        Не старайтесь сделать идеальную картинку, не зацикливайтесь на результате. Ваша задача сконцентрироваться на самом процессе, действии, фантазии и чувствах.

        IV. Итог урока.

        Выставка работ. (Обсуждение с классом значение эмоционального настроя для творчества.)

        Рефлексия.

        – Что нового вы узнали на уроке?

        – Что показалось самым трудным?

        – Дайте эмоциональное название созданным букетам!

        Ученики формулируют ответы, участвуют в диалоге с учителем, проявляют интерес к работам своих товарищей.

Дают название букетам  товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 4 класс «Путешествие к великим пирамидам».

"Это горы камня, возведенные на горах камня", - сказал греческий философ.    "Всё боится времени, а время боится пирамид", - провозгласили арабы.Урок ИЗО №1  «Культура древнего Еги...

"Жостовская роспись" урок изобразительного искусства 5 класс

урок в пятом классе по изобразительному искусству который знакомит детей с Жостовской росписью...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Урок изобразительного искусства 5 класс Тема урока: «Транспорт»

Урок изобразительного искусства5 классТема урока: «Транспорт»...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

Урок изобразительного искусства 5 класс. Тема урока: «Краски золотой осени»

Тема урока: «Краски золотой осени» Цели и задачи:Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и п...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...