Русский народный праздничный костюм
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Русский народный праздничный костюм"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изобразительного искусства
«Русский народный праздничный костюм»
Ф.И.О педагога – Сергеева Людмила Гурьевна
Должность – учитель изобразительного искусства и технологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа № 2, п.Вурнары
Предмет : технология и изобразительное искусство
Класс:5Тема«Русский народный праздничный костюм»
Тип урока - комбинированный (усвоение новых знаний, обобщение и систематизация, контроль знаний).
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи.
Задачи урока:
Обучающие:
#1055;ознакомить с элементами народного костюма XIX века.
#1056;ассказать об особенностях геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.
#1042;ыделить цветовую гамму.
#1054;бъединить элементы костюма в целостный образ.
Развивающие:
#1061;удожественный вкус.
#1051;огическое мышление.
#1062;ветовое и формальное восприятие.
Воспитательные:
#1042;оспитание интереса к этнографии и истории русского народного костюма.
#1055;риобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.
Формы работы учащихся: практическая работа по изготовлению сувенира.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, экология.
Методы обучения: постановка проблемного вопроса, рассказ учителя (сопровождение презентацией),практическая работа, обобщение и закрепление полученных знаний.
Техническое оснащение урока:
- проектор;
- экран;
- инструменты и материалы для выполнения практической работы;
- презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме «Русский народный праздничный костюм»
Планируемые результаты:
предметные:
- определение элементов старинного русского костюма, символов в орнаменте, их значения;
- знакомство с орнаментной композицией, её фрагментами;
- участие в дискуссии; практическая групповая работа.
личностные:
- проявление учебно-познавательного интереса к истории костюма, мотивация и стремление к познанию прошлого своей Родины, формирование уважительного отношения к народным традициям;
- понимание причин успеха в деятельности.
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
- самоопределение целей деятельности на уроке;
- развитие навыков работы в группе по предложенному плану;
познавательные:
- использование символов при оформлении орнамента;
- самооценка /вывод/ результата совместной работы группы, класса;
коммуникативные:
- умение слушать, понимать и анализировать мнения других;
- находить компромиссные решения в совместной деятельности /групповой/, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.
Ход занятия.
ХОД УРОКА
Этапы урока | время | Содержание урока, деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты Формируемые УУД |
#1054;рганизационный момент Цель этапа: -создать настрой учащихся к учебной деятельности | 2 | -Приветствие. -Проверка явки учащихся -Проверка готовности учащихся к уроку. -Настрой учащихся на работу (снятие эмоционального напряжения) Ребята, давайте сейчас все улыбнемся, повернитесь к другим ребятам и пожелайте им удачи. | Визуально контролируют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную работу | Личностные УУД -эмоциональный настрой на урок Регулятивные УУД -помощь учителю в проверки явки на урок Коммуникативные УУД -слушание собеседника |
2. Создание проблемной ситуации, формулирование цели урока. Цель этапа: - Сформулировать тему и цель урока -Подготовить учащихся к осознанному восприятию материала | 15 | Организация совместного целеполагания. Подводит учащихся к теме и цели урока через вопросы и демонстрацию презентации. Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка? - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали? - Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. - Знаете ли вы, из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? А что надо сделать, чтобы узнать об этом? | Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и цели урока. Отвечают на вводные вопросы | Личностные УУД -активное погружение в тему, осознание своих возможностей -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Регулятивные УУД -адекватное восприятие учителя -выдвижение предложений по теме и цели урока -принятие учебной цели Познавательные УУД -активное слушание учителя -умение осознанно строить речевое высказывание |
#1059;своение новых знаний и выполнение практической работы Цель этапа: -организация работы по осознанию нового материала; -демонстрация этапов работы. | 45 | Нам, россиянам, русского костюма историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, о быте, нравах может рассказать. В себе не станем растить невеж. По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим ревнерусскуюодежду Не правда ли проста и хороша! « По одежке встречают…» Эта известная поговорка пришла из глубины столетий. Тогда нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, о них мы сегодня и поговорим. Основой женского народного костюма была рубаха. « Рубаха» - от древнеславянского «руб»- кусок ткани. -Рассмотрим орнамент на рубахе, где-то мы его уже встречали? -Какую роль играла вышивка на рубахе? -Какие цвета преобладали в народном орнаменте? - Каково их значение? Собственную рубаху не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. На Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс. Мягкие плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Не случайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шелка, блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, узорными пуговицами, вышивкой. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами. Сарафан обязательно подпоясывался пояском, и девушки носили на нем съёмные карманы - «лакомники» -Как вы думаете, что там находилось? На юге России вместо сарафана поверх рубахи носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом . Поневу тоже обшивали лентами, тесьмой. Поверх рубахи, поневы надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон». По праздникам поверх понёвы надевали богато украшенную одежду – навершник или шушпан из нарядной ткани, украшенный вышивкой. Завершал праздничный костюм головной убор. -Какие русские головные уборы вы уже знаете? -Есть ли отличие между женским головным убором и девичьим? Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы. Девушки носили повязки, венцы, коруны, которые скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. Самым распространенным видом праздничного головного убора для женщин был кокошник - плотная твердая шапочка, украшенная речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями В южных районах кокошник называли по-разному: кика, ряска, каблучок. Форма кокошника также была разнообразная Мужской костюм был менее затейлив. Он представлял собой сочетание рубахи и портов. Его основой была рубашка-косоворотка. Шили её из белой, синей или красной ткани. Украшали её вышивкой. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного(суконные). ) | Объясняют новые понятия, применяют полученные знания на практике. | Личностные: Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач (при выполнении индивидуальной творческой работы) Регулятивные:Умение работать по предложенному учителем плану. Предметные: научиться выполнять творческую работу, используя свою фантазию и воображение. Познавательные: Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. |
#1060;изминутка | 2 | Демонстрация видеофрагмента. Повторяем движения | Выполняют разминку | Личностные УУД -положительные эмоции -удовлетворение от процесса познания и трудовой деятельности |
#1047;аключительный этап Цель этапа: -организовать самостоятельную работу учащихся - по результатам выполнения работы создать ситуацию успеха | 25 | Я предлагаю вам сегодня выступить в роли модельеров и создать эскиз русского костюма для кукол. Но для начала нам нужно нарисовать модель куклы: женскую или мужскую фигуру. (Ученики работают индивидуально. Индивидуально выбирают материалы для работы.) Наблюдает за правильностью выполнения работы и консультирует, оказывает помощь по выявлению и устранению ошибок, организует самопроверку результатов. | Работают индивидуально заслушивают инструктаж, выполняют действия. Решают нестандартные ситуации. Проводят самооценку | Личностные УУД -адекватное реагирование на трудности -формирование умения выказывать своё отношение к материалу, выражать свои эмоции Коммуникативные УУД -формирование умения описывать действия, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками -формирование умения строить речевое высказывание Регулятивные УУД -организация самоконтроля выполнения задания -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: -организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. | 8 | Так в какой музей мы совершили путешествие?( в этнографический) а наш выставочный зал посвящён теме( народный праздничный костюм) Рефлексия: мне было интересно… меня удивило… мне было трудно… мне захотелось… Организует обсуждение итогов урока. Оценивает и анализирует результаты практической работы в виде мини творческой выставки. Прошу выйти к доске тех ребят, кто хотел бы продемонстрировать нам свои работы. Мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу. Справились ли вы с работой, вы молодец, или вам нужно ещё поработать, так как что то не получилось или сегодня не ваш день, вам было тяжело выполнить работу. (Выслушиваем мнения ребят) А мне кажется, вы все сегодня замечательно справились с работой. Как вы считаете, ребята, что нового мы узнали сегодня, чему научились? - Какую проблему мы решали? - Какой вид декоративно-прикладного творчества мы сегодня изучили? - Какие трудности испытывали вы при выполнении работы? | Участвуют в подведении итогов урока. Сравнивают работы, оценивают свою работу, отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД -формирование умений полно и точно выражать свои мысли -учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока Личностные: Развитие творческого начала, освоение новых технических приёмов в творческой деятельности. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народный праздничный костюм"
Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Можно использовать на уро...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный праздничный костюм"
Урок-виртуальное путешествие музейной экспозиции. Цель - познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов народного праздничного костюма. Создать условия формирования интере...

Народный праздничный костюм (северо-русский костюм)
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Северорусский сарафанный комплекс составляли...

Народный праздничный костюм (южнорусский костюм)
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В южнорусский комплекс входили: богато вышит...

Народный праздничный костюм (мужской костюм)
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Верхней мужской народной одеждой назыв...

Методическая разработка поэтапное рисование «Русская красавица в народном праздничном костюме»
Данная методическая разработка подойдет для педагога дополнительного образования и учителей ИЗО и внеурочной деятельности с1-5 класс. Чтобы сэкономить время педагога на подготовку к занятию пред...

План-конспект урока ИЗО в 5 классе "Русский народный праздничный костюм"
Планируемые результаты:В познавательной сфере:- давать определение изученных понятий:костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;- описывать элементы народного...