Главные вкладки

    Рабочая программа 8 класс к учебнику В.В. Лунина
    методическая разработка по химии (8 класс) по теме

    Корниченко Наталья Викторовна

    Рабочая программа и тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Programma_him_8_kl_kuzmenko.doc117.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3»

      Рассмотрено

    Руководитель кафедры

    _____        /Корниченко Н.В./

    Протокол №____        от

    «___» _________        2010г.

    Согласовано

    Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 3»

    _____        /Кудрявцева М.Б./

    «___» _________        2010г.

        Утверждено

    Директор  МОУ «ОСШ № 3»

    _____        /Лоленко Н.Г./

    Приказ №        ______ от

    «___» _________        2010г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Корниченко Натальи Викторовны

    Учителя химии высшей квалификационной категории

    по курсу химии 8 класса

    Рассмотрено на заседании педагогического совета

    протокол № ___________

    от «____» ________2010г.

     Нягань

    2010 - 2011 учебный год

    Пояснительная записка

    Программа курса химии основной общеобразовательной школы рассчитана на учащихся 8 классов. От типовых программ, уже действующих в настоящее время в средних школах России, ее отличают в первую очередь более выверенные междисциплинарные связи и более точный отбор фактологического материала, необходимого для создания целостного естественнонаучного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту. Программа построена таким образом, что в ней главное внимание уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с повседневной жизнью, а не являются «кабинетным знанием» узкоограниченного круга лиц, чья научная или производственная деятельность тесно связана с химической наукой.

    Настоящая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, а также полностью удовлетворяет требованиям к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 68 ч в год; 2 ч в неделю в каждом классе.

    Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
    • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
    • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
    • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
    • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    В течение первого года обучения химии (8 класс) главное внимание уделяется формированию у учащихся элементарных химических навыков, «химического языка» и химического мышления, в первую очередь на объектах, знакомых им из повседневной жизни (кислород, воздух, вода). В 8 классе авторы сознательно избегают сложного для восприятия учащихся понятия «моль», практически не используют расчетные задачи. Основная идея этой части курса — привить учащимся навыки описания свойств различных веществ, сгруппированных по классам, а также показать связь между их строением и свойствами.

    В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. На основе химических представлений учащимся предлагается взглянуть на драгоценные и отделочные камни, стекло, фаянс, фарфор, краски, продукты питания, современные материалы. В программе расширен круг объектов, которые описываются и обсуждаются лишь на качественном уровне, не прибегая к громоздким химическим уравнениям и сложным формулам. Авторы обращают большое внимание на стиль изложения, который позволяет вводить и обсуждать химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В этой связи постоянно подчеркиваются межпредметные связи химии с естественными и гуманитарными науками.

    Данная программа реализована в учебниках:

    Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2008.

    Образцы контрольных работ приведены на сайте http://www.chem.msu.su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog/welcome.html

    Требования к уровню подготовки: В результате изучения химии ученик должен

    знать/понимать

    • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
    • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, валентность, растворимость, амфотерные оксиды и гидроксиды, орбиталь, строение электронных оболочек атомов, электроотрицательность, степень окисления.;
    • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

    уметь

    • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
    • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
    • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства водорода, кислорода, воды и  основных классов неорганических веществ;
    • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
    • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
    • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
    • распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей;
    • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • безопасного обращения с веществами и материалами;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
    • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
    • приготовления растворов заданной концентрации.

    Содержание

     ( 2 часа в неделю, всего 68, из них резервное время 3 ч)

    Введение (1 ч)

    Место химии среди естественных наук. Предмет химии.

    Тема 1. Первоначальные химические понятия (20ч)

    Вещество. Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей (фильтрование, отстаивание, выпаривание, перегонка).

    Атомно-молекулярное учение. Значение работ М. В. Ломоносова и Дж. Дальтона для формирования атомистического мировоззрения.

    Химический элемент как вид атомов. Символы элементов. Распространенность элементов на Земле и в космосе.

    Молекула как мельчайшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ, имеющих молекулярное строение. Химические формулы.

    Массы атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и молекулярной массе.

    Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Органические и неорганические вещества.

    Изменения, происходящие с веществами. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Химические процессы в окружающем нас мире.

    Закон сохранения массы веществ. Уравнение химической реакции. Основные типы химических реакций: разложение, соединение, замещение, обмен. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

    Лабораторные опыты

    1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ. 2. Разделение смесей. 3. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой, разложение сахара при нагревании). 4. Разложение малахита.

    Практические работы

    1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химической лаборатории.
    2. Очистка загрязненной поваренной соли.

    Демонстрации

    1. Образцы индивидуальных веществ (металлы, неметаллы, сложные вещества) и смесей (растворы, гранит). 2. Горение магния. 3. Кипение спирта. Горение спирта. 4. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. 5. Образование аммиака при растирании смеси гашеной извести с хлоридом аммония. 6. Опыты, демонстрирующие появление окраски при смешении двух растворов (таннина и сульфата железа (II), сульфата меди (II) и аммиака, желтой кровяной соли и хлорида железа (III), нитрата свинца (II) и иодида калия, фенолфталеина и щелочи). 7. Разделение смеси медного купороса и серы растворением.

    Тема 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы (16 ч)

    Кислород — распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение. Оксиды металлов и неметаллов.

    Валентность. Составление формул по валентности.

    Воздух — смесь газов. Выделение кислорода из воздуха. Понятие о благородных газах.

    Горение сложных веществ в кислороде. Строение пламени, температура воспламенения. Плазма. Тушение пожаров. Огнетушитель. Медленное окисление. Понятие об аллотропии. Озон — аллотропная модификация кислорода.

    Водород — распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение.

    Кислоты и соли. Составление формул солей. Соли, используемые в быту.

    Вода. Физические свойства. Получение дистиллированнои воды. Круговорот воды в природе. Растворы. Растворимость веществ в воде. Зависимость растворимости от температуры и давления. Массовая доля растворенного вещества. Кристаллогидраты.

    Химические свойства воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов неметаллов с водой. Понятие об основаниях. Получение щелочей при взаимодействии с водой активных металлов или их оксидов. Представление о кислотно-основных индикаторах.

    Лабораторные опыты

    1. Получение кислорода при разложении кислородсодержащих соединений. 2. Получение водорода и изучение его свойств. 3. Дегидратация медного купороса. 4. Растворимость твердых веществ в воде и ее зависимость от температуры. 5. Распознавание растворов кислот и оснований с помощью индикаторов.

    Практические работы

    3. Получение кислорода разложением перманганата калия и изучение свойств кислорода. 4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

    Демонстрации

    1. Горение угля, серы, фосфора и железа в кислороде. 2. Приемы тушения пламени. 3. Получение водорода в аппарате Киппа, горение водорода на воздухе. 4. Восстановление оксида металла водородом. 5. Взрыв гремучего газа. 6. Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой. 7. Перегонка воды. 8. Увеличение объема воды при замерзании. 9. Зависимость растворимости соли от температуры. Выпадение кристаллов при охлаждении насыщенного раствора (нитрата калия, алюмокалиевых квасцов, иодида свинца). 10. Взаимодействие натрия с водой. 11. Взаимодействие водяного пара с железом. 12. Гашение извести. 13. Разложение воды электрическим током.

    Тема 3.  Основные классы неорганических соединений (14 ч)

    Оксиды. Классификация, взаимодействие с водой, кислотами и щелочами. Взаимодействие между кислотными и основными оксидами.

    Кислоты — классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Понятие о ряде напряжений металлов.

    Основания — классификация, взаимодействие щелочей с кислотными оксидами, кислотами и солями. Разложение оснований, нерастворимых в воде, при нагревании.

    Амфотерные оксиды и гидроксиды.

    Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы.

    Соли — реакции с кислотами, щелочами и другими солями. Понятие о кислых и основных солях.

    Условия, при которых реакция обмена протекает до конца.

    Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

    Лабораторные опыты

    1. Химические свойства основных и кислотных оксидов. 2. Условия необратимого протекания реакций обмена. 3. Химические свойства кислот и оснований. 4. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. 5. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. 6. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии фенолфталеина.

    Практическая работа

    5. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений (выполнение цепочки химических превращений).

    Демонстрации

    1. Знакомство с образцами оксидов. 2. Химические свойства растворов кислот, солей и щелочей. Реакция нейтрализации. 3. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой. 4. Взаимодействие карбоната магния с серной кислотой. 5. Осаждение и растворение осадков солей и нерастворимых гидроксидов. 

    Тема 4. Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях (14 ч)

    Первые попытки классификации химических элементов. Группы элементов со сходными свойствами. Амфотерные оксиды и гидроксиды на примере бериллия и цинка. Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Структура Периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и подгруппы.

    Научный подвиг Д. И. Менделеева. Предсказание свойств еще не открытых элементов. Планетарная модель строения атома. Атомное ядро. Изотопы.

    Порядковый номер химического элемента — заряд ядра его атома. Современная формулировка Периодического закона. Распределение электронов в электронных слоях атомов химических элементов 1—3-го периодов. Характеристика химических элементов № 1—20 на основании их положения в Периодической системе и строения атомов.

    Металлы и неметаллы в Периодической системе. Электроотрицательность.

    Ковалентная связь. Механизм образования. Полярная и неполярная связь. Направленность и насыщенность ковалентной связи. Свойства ковалентных соединений.

    Ионная связь. Координационное число. Представление о водородной связи на примере воды.

    Строение твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Атомные и молекулярные кристаллы. Ионные кристаллы.

    Лабораторные опыты

    1. Знакомство с образцами металлов и неметаллов. 2. Знакомство со свойствами ковалентных и ионных соединений. 3. Амфотерные свойства гидроксида цинка.

    Демонстрации

    1. Показ образцов щелочных металлов и галогенов. Получение оксидов некоторых элементов 3-го периода из простых веществ, растворение их в воде и испытание растворов индикаторами. 3. Возгонка иода. 4. Образцы ионных и ковалентных соединений. 5. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

    Тематическое планирование курса:

    Изучаемая тема

    Количество часов

    В том числе

    уроки

    практические работы

    контрольные работы

     Введение.

    1

    1

    -

    -

    1.

    Первоначальные химические понятия

    20

    17

    2

    1

    2.

    Кислород. Водород. Вода. Растворы.

    16

    13

    2

    1

    3.

    Основные классы неорганических соединений

    14

    12

    1

    1

    4.

    Периодический закон. Строение атома. Химическая связь.

    14

    13

    -

    1

    Итого:

    65

    57

    5

    4

    КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    1. Оценка устного ответа.

            Отметка «5» 

    -  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

    -  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

    -  ответ самостоятельный.

            Ответ «4» 

    -  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

    -  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

            Отметка «3» 

    -  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

            Отметка «2» 

    -  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

    2. Оценка экспериментальных умений.

    - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

    -  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

    -  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

    -  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

            Отметка «4»:

    -  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

            Отметка «3»:

    -  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

            Отметка «2»:

    -  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

    -  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

    3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

            Отметка «5»:

    -   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

            Отметка «4»:

    -   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

            Отметка «3»:

    - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

            Отметка «2»:

    - имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

    -  отсутствие ответа на задание.

    4.  Оценка контрольных работ.

    Шкала перевода в пятибалльную систему оценки в зависимости от объема выполненных заданий:

    0-34% – «2»

    36-60% – «3»

    62-86% – «4»

    88-100% – «5»

    Литература

    1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
    2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

    Планирование составлено на основе  авторской программы Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В.

    http://www.chem.msu.su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog/welcome.html        

    Учебник  Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2008.

    Учебно-методический комплект:

    1. Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Начала химии — М.: Дрофа, 2006.
    2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. ХИМИЯ. Тесты для школьников и поступающих в вузы. Москва, "ОНИКС 21 век", "Мир и образование", 2002
    3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. ХИМИЯ 8-11 классы. Пособие для средней школы. Издание второе стереотипное. Москва. "ЭКЗАМЕН". 2002
    4. Габриелян О. С.,  Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
    5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.

    Дополнительная литература

    1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Химия, 1995.
    2. Макареня А.А. Рысев Ю.В. Дмитрий Иванович Менделеев. – М.: Просвещение, 1983.
    3. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1995.
    4. Ольгин О. Чудеса на выбор: Забавная химия для детей. – М.: Детская литература, 1997.
    5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2006.
    6. Штеремплер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    И.Н.Верещагина К.А. Бондаренко Н.И.Максименко Английский язык. Рабочие программы .Предметная линия учебников И.Н.Верещагиной II-IV классы

    Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка .рабочая программа разрабатывалась на основе требований ФГОС  к результатам освоения основной ...

    Рабочие программы к комплекту учебников созданных под руководством В. В. Пасечника. 6,7,8,9,10,11 классы.

    Рабочие программы к комплекту учебников созданных под руководством В. В. Пасечника. 6,7,8,9,10,11 классы....

    рабочая программа по физике.Учебник Генденштейн Л.Э. 7 класс.

    рабочая программа по физике.Учебник Генденштейн Л.Э. 7 класс....

    Географии. 6 класс. Рабочая программа «За страницами учебника географии»

    Дополнительный час занятий по географии во второй половине дня используется в  6 классах с целью компенсировать сокращение часов на изучение данного предмета....

    «Математика. 5-6 классы. Рабочие программы к линии учебников Г.К.Муравина, К.С.Муравина, О.В. Муравиной.»

    Рабочие программы по математике для 5-6 классов разработаны в соответствии с учебно-методическим комплексом Г.К.Муравина и др. и предназначена для работы по учебникам, входящим в Федеральный перечень ...

    Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

    lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...


     

    Комментарии

    Корниченко Наталья Викторовна

    рабочая программа по химии 8 класс к учебнику В,В, Еремин, Н.Е.Кузьменко, В.В.Лунин