рабочая программа 9 класс Учебник Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Корниченко Наталья Викторовна

Рабочая программа по УМК В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А.Дроздов, В.В.Лунин для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzmenko_rabochaya_9_kl.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Рассмотрено

Руководитель кафедры

_____        /Корниченко Н.В./

Протокол №____        от

«___» _________        2011г.

Согласовано

_____________________ ______________________

______________________

«___» _________        2011г.

   

Утверждено

Директор  МОУ «ОСШ № 3»

_____        /Лоленко Н.Г./

Приказ № ______ от

«___» _________        2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Корниченко Натальи Викторовны

Учителя химии высшей квалификационной категории

по курсу химии 9 класса

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________

от «____» ________2011г.

 Нягань

2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, в соответствии с авторской программой В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов, В.И. Теренин.  (Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008) 

 А также полностью удовлетворяет требованиям к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 68 ч в год; 2 ч в неделю в каждом классе.

Программа курса химии основной общеобразовательной школы рассчитана на учащихся 8—9 классов. От типовых программ, уже действующих в настоящее время в средних школах России, ее отличают в первую очередь более выверенные междисциплинарные связи и более точный отбор фактологического материала, необходимого для создания целостного естественнонаучного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту. Программа построена таким образом, что в ней главное внимание уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с по вседневной жизнью, а не являются «кабинетным знанием» узкоограниченного круга лиц, чья научная или производственная деятельность тесно связана с химической наукой.

На втором году обучения (9 класс) рассматриваются основы стехиометрии, изучаются теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных превращений. На их основе подробно рассматриваются свойства неорганических веществ — металлов, неметаллов и их соединений. В специальном разделе кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии в объеме, предусмотренном образовательным стандартом.

В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. На основе химических представлений учащимся предлагается взглянуть на драгоценные и отделочные камни, стекло, фаянс, фарфор, краски, продукты питания, современные материалы. В программе расширен круг объектов, которые описываются и обсуждаются лишь на качественном уровне, не прибегая к громоздким химическим уравнениям и сложным формулам. Авторы обращают большое внимание на стиль изложения, который позволяет вводить и обсуждать химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В этой связи постоянно подчеркиваются межпредметные связи химии с естественными и гуманитарными науками.

Данная программа реализована в учебниках:

  1. Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2008.
  2. Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2009.

9 КЛАСС

(2ч в неделю, 68 ч, из них резервное время 3 ч)

Тема 1.   Стехиометрия. Количественные отношения в химии (12 ч)

Расчеты по химическим форму лам — нахождение массовой доли элемента в соединении. Вывод формулы соединения. Моль — единица количества вещества.

Закон Авогадро. Молярный объем идеального газа. Абсолютная и относительная плотность газов.

Расчеты по уравнениям реак ций. Вычисление массы, объема или количест ва вещества по известной массе, объему или ко личеству вещества одного из реагентов или про дуктов. Расчеты объемных отношений газов в реакциях.

Расчеты по уравнениям реакций в случае, когда одно из веществ находится в недостатке. Вычисление массы одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего оп ределенную долю примесей.

Выход химической реакции. Определение выхода.

Демонстрации

1. Показ некоторых соединений количеством вещества 1 моль.

2. Демонстрация молярного объема идеального газа.

Тема 2.   Химическая реакция (14 ч)

Теория электролитической дис социации. Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация кислот, солей и оснований. Силь ные и слабые электролиты. Степень диссоци ации. Ион гидроксония. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Реак ции ионного обмена и условия их протекания.

Окислительно - восстановитель ные реакции. Степень окисления. Процес сы окисления-восстановления. Составление электронного баланса. Типичные окислители и восстановители. Электролиз.

Тепловой эффект химической реакции. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.

Химическое равновесие. Обрати мые реакции. Принцип Ле Шателье и его применение в химии.

Классификация химических ре акций по различным признакам: изменению степени окисления химических элементов, поглощению или выделению энергии; наличию или отсутствию катализатора; обратимости.

Лабораторные опыты

1. Проведение реакций обмена в растворах электроли тов.

2. Определение кислотности среды растворов раз личных веществ.

3. Каталитическое разложение пероксида водорода.

Практическая работа № 1

Экспериментальное решение задач по теме «Электроли тическая диссоциация».

Демонстрации

1. Электропроводность воды и водных растворов различных соединений.

2. Разложение дихромата аммония.  

3. Экзотермические и эндотермические реакции.

4. Влия ние различных факторов (температура, концентрация, степень измельчения твердого вещества) на скорость вза имодействия цинка с соляной кислотой.

Тема 3.   Химия неметаллов (20 ч)

Элементы-неметаллы. Особенности элек тронного строения, общие свойства.

Галогены — элементы главной подгруппы VII группы. Общая характеристика подгруппы. Возможные степени окисления. Особенности фтора. Хлор — распространенность в природе, получение, физические и химические свойства, применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид-ион. Опре деление иода крахмалом. Порядок вытеснения од ного галогена другим из растворов галогенидов.

Сера — нахождение в природе, аллотропия, физические и химические свойства. Сероводо род. Сульфиды. Сернистый газ. Оксид серы (VI) (серный ангидрид) и серная кислота. Окисли тельные свойства концентрированной серной кислоты. Получение и применение серной кисло ты (без технологической схемы). Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот — нахождение в природе, валентные возможности атома азота. Азот как простое ве щество. Физические и химические свойства, получение, применение. Проблема связывания атмосферного азота. Представление о минераль ных удобрениях.

Аммиак. Строение молекулы, физические и химические свойства, получение (без технологической схемы) и применение. Соли аммо ния. Качественная реакция на ион аммония.

Оксиды азота. Азотная кислота. Полу чение, физические и химические свойства, реак ция с металлами. Применение азотной кислоты. Нитраты. Круговорот азота.

Фосфор. Белый фосфор. Получение и при менение красного фосфора. Оксид фосфора (V) (фосфорный ангидрид) и фосфорная кислота.

Алмаз и графит — аллотропные моди фикации углерода. Адсорбция. Угарный газ — свойства и физиологическое действие на орга низм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Парниковый эффект и его последствия.

Кремний. Оксид кремния (IV), кремние вая кислота и силикаты. Стекло. Керамика. Це мент и бетон. Стекло — пример аморфного мате риала.

Химическое загрязнение окружающей среды оксидами серы и азота.

Лабораторные опыты

1. Изучение свойств соляной кислоты.

2. Знакомство с образцами серы и сульфидов металлов.

3. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

4. Распознавание сульфитов.

5. Разложение хлорида аммония.

6. Свойства ортофосфорной кислоты и ее солей.

7. Знакомство с об разцами минеральных удобрений.

8. Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов. Качествен ная реакция на карбонат-ион.

9. Свойства кремниевой кислоты и растворов силикатов.

10. Ознакомление с об разцами природных силикатов, строительных материа лов, мелом, известняком, мрамором, кварцем, глиной, полевым шпатом.

Практическая работа № 2  Экспериментальное решение задач по теме «Неметаллы».

Практическая работа № 3   Получение аммиака и опыты с ним.

Практическая работа № 4  Получение  оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распозна вание карбонатов.

Демонстрации

  1. Получение хлора и изучение свойств хлорной воды.

2. Качественная реакция на хлорид-ионы.

3. Реакция со единения серы и железа.

4. Действие концентрирован ной серной кислоты на медь и сахарозу.

5. Обугливание лучинки концентрированной серной кислотой.

6. Горе ние сероводорода.

7. Осаждение сульфидов металлов.

8. Получение сернистого газа. Качественная реакция на сернистый газ.

9. Растворение аммиака в воде. Аммиач ный фонтан.

10. Получение аммиака из хлорида аммо ния и его взаимодействие с хлороводородом.

11. Взаи модействие меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой.

12. Взаимодействие фосфорного ан гидрида с водой.

13. Поглощение активированным уг лем газов и веществ, растворенных в воде.

14. Знакомст во с кристаллическими решетками графита и алмаза.

Тема 4.   Химия металлов (12 ч)

Положение металлов в Периодической системе. Строение атомов металлов. Понятие о металлической связи. Общие свойства металлов. Способы получения металлов. Понятие о металлургии. Ряд напряжений металлов. Вытесне ние одного металла другим из раствора соли. Значение металлов в народном хозяйстве.

Щелочные металлы. Общая харак теристика подгруппы. Натрий — физические свойства,  взаимодействие с неметаллами и водой. Хлорид натрия — поваренная соль. Карбонат и гидрокарбонат натрия, их применение и о свойства. Окрашивание пламени солями натрия.

Кальций — представитель семейства ще лочноземельных металлов. Физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Соединения кальция. Мрамор. Гипс. Известь. Строительные материалы. Окрашивание пламе ни солями кальция.

Алюминий. Физические и химические свойства, применение. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Дюралюмин как основа современной авиации.

Железо. Физические и химические свойст ва (взаимодействие с кислородом, кислотами, хлором). Соединения железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ион железа (III). Чугун и сталь — важнейшие сплавы железа. Закален ная и отпущенная сталь. Коррозия железа.

. Практическая работа № 5 Экспериментальное решение задач по теме: «Металлы»

Лабораторные опыты

1. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

2. Растворение магния, железа и цинка в соляной кислоте.

3. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

4. Осаждение и растворение гидрокси да алюминия.

5. Определение соединений железа (III) в растворе при помощи роданида калия.

Демонстрационные опыты

1. Взаимодействие натрия и кальция с водой.

2. Горение натрия в хлоре.

3. Окрашивание пламени солями натрия и кальция.

4. Взаимодействие алюминия с водой, рас творами кислот и щелочей.

5. Восстановление оксида железа (III) алюминием.

6. «Сатурново дерево» (взаимо действие цинка с раствором нитрата свинца).

7. Получе ние железного купороса растворением железа в серной кислоте.

8. Окисление гидроксида железа (II) на воздухе. Коррозия железа.

Тема 5. Основы органической химии (7 ч)

Многообразие органических веществ и их клас сификация.

Углеводороды и их практическое зна чение. Природные источники углеводородов. Ви ды углеводородного топлива и экологические по следствия его использования.

Этиловый спирт и уксусная кис лота как примеры кислородсодержащих орга нических соединений.

Жиры. Углеводы (глюкоза, крахмал, целлюлоза). Белки. Химия и пища. Лекарст венные препараты на основе органических ве ществ.

Лабораторные работы

1. Знакомство с нефтью, каменным углем и продуктами их переработки (работа с коллекциями). 2. Химические свойства уксусной кислоты.

3. Определение крахмала в продуктах питания.

Демонстрации

  1. Демонстрация многообразия органических веществ.
  2. Физические и химические свойства гексана.

3. Полу чение и свойства этилена.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество  часов

В  том  числе

практических  работ

контрольных  работ

1

 Стехиометрия. Количественные отношения в химии 

12

0

1

2

Химическая реакция 

14

1

1

3

Химия неметаллов 

20

3

1

4

Химия металлов 

12

1

1

5

 Основы органической химии

7

1

1

Итого

65

6

4

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

        Отметка «5» 

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

        Ответ «4» 

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо ванию учителя.

        Отметка «3» 

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2» 

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые уча щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве ществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

-  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

        Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка контрольных работ.

        Контрольные работы комбинированные (сборник контрольных и проверочных работ к учебнику «Химия-9», ДРОФА, 2003)

Шкала перевода в пятибалльную систему оценки

0-17 баллов – «2» (0-34%)

18-30  баллов – «3» (36-60%)

31-43 балла – «4» (62-86%)

44-50 баллов – «5» (88-100%)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
  3. В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов, В.И. Теренин Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. 
  4. В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов,. Химия. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2010.

Учебно-методический комплект:

  1. В.В. Еремин, А.А. Дроздов, Г.А. Шипарева Рабочая тетрадь к учебнику «Химия 9 кл»
  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.
  3. Химия 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 9»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003 – 2006.
  4. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
  5. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И.  Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  6. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П.  Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.