Самостоятельные работы по органической химии. 1 курс
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Мунштукова Валентина Степановна

С этого учебного года вводятся самостоятельные работы по предметам. Я предлагаю свой вариант самостоятельных работ по химии

для учащихся 1 курса. Задания подобраны с учётом опоры на жизненный опыт учащихся, некоторые задания предложены в игровой форме.

Задания снабжены иллюстрациями, которые привлекают внимание и будят ум.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Самостоятельные работы по органической химии. 1курс.                                                                        


2011-2012 учебный год.

Т.1. Повторение курса 8 и 9 классов.  (2часа)

См.работа № 1

1.Атомно-молекулярное учение.

Объясните на основе атомно-молекулярного учения  

а).  Испарение бензина,  

 б). Высыхания мокрого белья на воздухе,

  1. Составьте два предложения, в которых говорится о кислороде как простом веществе.

2.Химические элементы. Валентность.

  1. Какие химические элементы вы знаете в виде простых веществ?
  2. Заполните пустые клетки  русскими названиями указанных  химических элементов:

                 H, O, Ag, Sn, Br, I, Fe.

O

O

O

O

O

O

O

O

  1. Составьте формулы сложных веществ, определив значение индексов  х  и у.

Kx Oy          Hx Sy                 Mgx Bry         Agx Oy       Alx Cly

См. работа № 2

Химические уравнения. Типы химических реакций.

  1. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций:

a). H2SO4 + NaOH = Na2SO4 + H2O                 б).    Cr + O2 = Cr2O3        

в).   FeCl2 +Cl2 = FeCl3                        г).     AgBr = Ag + Br2        

д). CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu                               е).  KBr + Cl2 = KCl + Br2    

 Укажите тип химической реакции.

Т.2.   Введение в курс органической химии.   (2 часа) 

См. работа №1   

Теория химического строения А.М.Бутлерова.

Какие положения теории Бутлерова иллюстрируют эти картинки:

     

1.   2.

Нарисуйте как должны выглядеть такие положения теории Бутлерова:

  1.  «Связанные в молекулы атомы оказывают друг на друга взаимное влияние».
  2.  «Атомы в молекулах связаны в определённом порядке. (Этот порядок Бутлеров назвал химическим строением).

      См. работа №2

 Изомерия. Структурные формулы изомеров.

Изомерами называются вещества, имеющие……………………состав, но …………………строение.

(вставьте пропущенные слова).

Т.3. Алканы. Циклоалканы  (4 часа)

См. работа №1

Алканы, изомерия, гомология, номенклатура.

        1).

  1. Назовите их по международной номенклатуре.

2).

  1. Назовите их по международной номенклатуре.

См. работа № 2

Химические свойства алканов.

Выполните задание:

См.работа № 3

Циклоалканы. Номенклатура. Свойства.

1).

  2). В примере указаны особенности характерных химических реакции для циклоалканов с малым  и большим числом атомов углерода.

См. работа №4

Решение задач на вывод молекулярных формул  по массовым долям элементов.

Решите задачи:

1. Определите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода в нем составляет 82.8% , а плотность  этого вещества составляет 2.59г/л.

2. Выведите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 85.71% углерода и 14.29%

    Водорода. Относительная плотность  паров этого вещества по водороду равна 21.

Т.4. Непредельные углеводороды.  (5 часов)

См. работа №1

 Алкены. Изомерия. Гомология, номенклатура.

        1).

2).

См. работа № 2

Химические свойства  алкенов.

 Сказка по пентан (продолжение):

М

См. работа № 3

Алкины.  Изомерия. Гомология, номенклатура.

  1. Выполните не менее двух заданий по желанию:

Используя образец, выполните задание:

образец.

См. работа № 4

Решение задач.

Задача 1.  Какой объём воздуха потребуется для сжигания 10 л этилена? (н.у.)

Задача 2. (на сообразительность и не только!)

        Автомобиль весит 1000кг. В его бак залили 50 кг бензина. Автомобиль ехал до тех пор пока его бензобак не опустел. Масса  автомобиля  вновь составила 1000кг.

        Какова масса выхлопных газов, образовавшихся во время поездки  (50кг, более 50 кг, менее 50кг)? Постарайтесь дать полный и обоснованный ответ.

Подсказка: Учтите, что при сгорании бензина в двигателе происходит химическое взаимодействие.

См. работа №5

Алкадиены. Каучук. Резина.

  1. Посетите сайт: http://www.artiltd.ru/av/resina.html

Сделайте сообщение  или презентацию по теме: «Каучуки. Резина. Применение».

Т.5. Ароматические углеводороды. (3 часа)

 См. работа №1

 Бензол. Толуол.Строение.

1.Назовите вещество. В чём особенности его строения?

 

2. Назовите фамилии учёных , посетив библиотеку или сайты интернета:

  1. Немецкий химик, разработавший теорию строения ароматических соединений.(Кекуле
  2. Австрийский учёный, предложивший  наличие цикла в молекуле бензола.(Лошмидт)

3. Подготовьте сообщение или работу в творческой форме (рассказ, сказка) об ароматических  соединениях: Толуол, Бензол, Стирол, Ксилол (по выбору).

Подберите иллюстративный материал по теме.

См.работа №2

Свойства аренов.Их биологическая активность.

1.

 Устрашающей находкой обеспокоены (во многих газированных напитках был обнаружен бензол) правительственные агентства, контролирующие пищевые продукты в США, Англии, Германии и других странах. Понять их озабоченность можно, ведь бензол способен вызывать ….  

  1. Ответьте на вопрос: Что же способен вызывать бензол у живых организмов?    

2.

 См.работа №3

Взаимосвязь углеводородов. Природные источники углеводородов.

1.Рассчитайте массу и количество вещества каждого продукта при проведении следующих превращений:

Ацетилен   →        бензол → циклогексан ,   если ацетилен был взят массой 520 кг. Выход каждого продукта можно принять за 100%.

2.Ответьте на вопрос: можно ли выразить химическими уравнениями  процессы, которые протекают: а). при крекинге нефтепродуктов;

Б). при перегонке нефти?  Дайте обоснованный ответ.

3. Подготовьте сообщение по теме: (по выбору)

    «Жизнь без нефти»;   «История переработки нефти»;   «Время каменного угля»;  «Когда наступит время торфа»;   «Разумно ли жечь природный газ?».

Подберите иллюстрации к своему сообщению. Оформите работу в удобной для вас форме.

Т.6. Спирты.  Фенолы. Альдегиды.(5 часов)

См.р №1

Предельные одноатомные спирты.

1.Расскажите о строении молекулы спирта по схеме:

2. Внимательно рассмотрите модели спиртов и назовите их.

 

А).        

Б).              

             

  В).                Чем они являются друг для друга?

3. Объясните данное явление:

См.работа № 2

Многоатомные спирты.

1. Эта задача предлагалась на Первом Московском интеллектуальном марафоне учащихся гимназий и лицеев в 1991-92 учебном году. Интересно, сможете ли вы решить её Вы?

Часто на футбольных матчах можно услышать крики: «Судью на мыло!»

Объясните с химической точки зрения, что предлагают сделать с судьёй кровожадные болельщики.

2.Решите задачу:  Определите массу  этиленгликоля (г), которую  можно получить из 6,5 л  этана .

                              (ответ округлить до целого числа).

 3. Закончите предложение:

В качестве антифризов и других охлаждающих жидкостях для автомобилей применяют  ….

Объясните, почему это  возможно.  Какими свойствами обладает это  или эти вещества?

См.работа № 3

Фенолы. Свойства. Применение.

1.

2.   По вашему желанию:

3.

Во  время  первой  мировой  войны  на вооружении  русской  армии было  взрывчатое  вещество  «ШИМОЗА».  Каково строение молекулы мимозы,  если известно,  что её  получали из  фенола  и  азотной кислоты?  Назовите  шимозу по номенклатуре IUPAC.

См.работа №4

Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.

См. работа №5

Альдегиды. Строение.Свойства.

 1. 

2.

Т.7.  Карбоновые кислоты.  Сложные эфиры.( 4 часа)

См. работа №1  (по желанию выберите три задания)

Строение. Свойства карбоновых кислот. Номенклатура. Получение.

1. Назовите это вещество по исторической номенклатуре и номенклатуре IUPAC.

2.Укажите  соответствие:

3.

        4.

 См. работа №2

Сложные эфиры. Нахождение в природе.

1.

 

  1. Какие вещества получают при помощи этой реакции?

2.Назовите  сложный эфир, который определяет запах груши.

См. работа №3

Сложные эфиры. Нахождение в природе.

1. Рассмотрите рисунок и назовите класс веществ к которому относится изображенное вещество.

2. Ответьте на вопрос:

 При гидролизе жира получили  глицерин и смесь карбоновых кислот: C15H31COOH  и

C17H35COOH. Какой это был жир: твёрдый или жидкий? Почему?

Составьте уравнение гидролиза этого жира.

3. Назовите общее название  солей высших карбоновых кислот, образующихся при щелочном гидролизе твёрдых жиров.



Предварительный просмотр:


Часть 2


Самостоятельные работы по органической химии. 1курс.                                                                        


2011-2012 учебный год

См. работа №4

Взаимосвязь между углеводородами и кислородсодержащими соединениями.

1. Выполните  задания.

Т.8. Углеводы. (3часа)

См.работа №1

 Глюкоза.

2. Назовите это вещество. Предположите какими свойствами оно должно обладать и почему?

3.  О каком веществе идет речь, если при приливании к нему гидроксида меди(II), образуется раствор синего цвета, а при нагревании его образуется осадок желтого и затем красного цвета.

                        

См.работа №2        

Крахмал.

1.Назовите это вещество. Что является его мономером?

2. Назовите качественную реакцию на это вещество.

См. работа №3

Целлюлоза.

1.Назовите это вещество. Что является его мономером?

2.Ответьте на вопросы:

  1. Что такое пироксилин? Как его получают и для чего?
  2. Что такое бумага? Какое она имеет отношение к  клетчатке?
  3. Какая связь существует между елью и ацетатным шелком из которого шьют одежду?

3.

             

        

Т.9. Амины. Аминокислоты. Белки. (5часов)

См.работа №1

Амины. Анилин.

Дана справка:

                                                              

Первичный амин                                  Вторичный амин                             Третичный амин  

a)                                б)                                d)

                                                         

     

                                                      

C)                                        e)                                g)

  1. Назовите по системе IUPAC  эти вещества, определите,  где первичный, вторичный и третичный амины.

2.  Амины являются очень токсичными веществами. Опасно как вдыхание их паров, так и контакт с кожей. Амины, например  анилин, способны всасываться сквозь кожу в кровь и нарушать функции гемоглобина, что может привести к летальному исходу. Симптомами отравления крови амином являются посинение кончиков пальцев, носа, губ, одышка, учащенное дыхание и сердцебиение, потеря сознания. В случае попадания амина на незащищенные участки кожи необходимо быстро и аккуратно, не увеличивая площадь поражения, очистить пораженный участок кожи ватой, смоченной в спирте. В случае отравления вывести пострадавшего на свежий воздух, обратиться к врачу.

  1. Назовите правила работы с этими веществами в лаборатории.

3. Как называется эта реакция  и кто впервые её осуществил?

C6H5NO2 + 3(NH4)2S → C6H5NH2 + 6NH3 + 3S + 2H2O

4. Что это за вещество?

      или                 Какими биологическими свойствами обладает?

                       

См. работа№2

Аминокислоты. Строение. Номенклатура.

1. Назовите данное вещество:

            К какому классу органических веществ оно относится и почему?

2. Что такое  «незаменимые аминокислоты?»  Найдите информацию в интернете о наследственном заболевании – фенилкетонурия,  её причины. Сделайте сообщение по этой теме. Оформите материал в удобной для вас форме.

См. работа №3

Аминокислоты. Свойства, Амфотерность.

1. Даны химические реакции. Определите какими свойствами обладают аминокислоты? Почему?

NH2 —CH2 —COOH + HCl → HCl • NH2 —CH2 —COOH (хлороводородная соль глицина)

NH2 —CH2 —COOH + NaOH → H2O + NH2 —CH2 —COONa (натриевая соль глицина)

2. Назовите эти реакции:

  1. NH2 —CH2 —COOH + CH3OH → H2O + NH2 —CH2 —COOCH3 (метиловый эфир глицина)
  2. HOOC —CH2 —NH —H + HOOC —CH2 —NH2 → HOOC —CH2 —NH —CO —CH2 —NH2 + H2O

3. Что такое  «спортивное питание?»  Какое действие оказывают различные аминокислоты на организм человека? Сделайте сообщение по теме и оформите материал в удобной для вас форме.

         

См.работа №4

Белки. Классификация. Уровни организации.

1.Как вы думаете, что это такое :

( Подсказка:  в каком разделе вам показывают фото?)

2. Что изображено на рисунках 1-4 ?

См. работа №5

Химические свойства белков. Качественные реакции.

1. Какое свойство белков иллюстрирует эта картинка?

2.Посетите сайт  «ВИКИПЕДИЯ» и подготовьте материал о функциях белков. Подберите иллюстративный материал по теме. Оформите работу в удобной для вас форме.

3.Подготовьте сообщение по теме: «Потребность человека в белках и аминокислотах.»

    Материал найдите в интернете. Оформите работу в удобной для вас форме.

4. Как можно объяснить появление желтых пятен на руках при попадании на кожу азотной кислоты?

Т.10. Полимеры.(2 часа)

См. работа №1

 Волокна.

1. Что означает этот знак? Найдите ответ в интернете.

  (подсказка:   )

2. Что такое углеволокно,  кетгут?  Для каких целей  их  применяют?

3. Сделайте сообщение по теме «Синтетические волокна»,  «Натуральные волокна».

Подберите иллюстративный материал.

 Оформите материал в удобной для вас форме.

См. работа №2

 Пластмассы.

1.Какая связь между акрилом и этими  рисунками?

   

2.Найдите материал об этих пластмассах: полиуретан, полимербетон, полистирол, ПВХ, поликарбонат, плексиглас. Подберите иллюстрации и оформите материал в удобной для вас форме.

3. Пластмасс много различных видов. Есть и такая « пищевая пластмасса». Это что же – её можно есть? Найдите ответ на этот вопрос.

4.Как отремонтировать пластиковый бампер?

 (Бампер (от англ. bumper) — энергопоглощающее устройство автомобиля, смягчающее удары о различные препятствия. Для качественного восстановления поврежденного пластикового бампера требуются специальные материалы, инструменты и способы ремонта.)

Подготовьте сообщение о видах пластмасс, используемых для этих целей…



Предварительный просмотр:


Часть 3


Самостоятельные работы по органической химии. 1курс.                                                                        


2011-2012 учебный год.

Т.11. Обобщающие уроки по органической химии. (1час)

См. работа №1

Решение задач.

1. В двух немаркированных пробирках находятся этиловый и метиловый спирты. Как отличить их друг от друга?

2. Смешали равные массы 12%-ного раствора уксусной кислоты, 16,8%-ного раствора гидрокарбоната натрия и 18,9%-ного раствора хлоруксусной кислоты. Полученный раствор выпарили досуха. Определите состав остатка.

3.  Какой газ находится в цилиндре, если известно, что он гомолог этилена и для полного сгорания 60 см3 этого газа требуется 270 см3 кислорода (при н.у.)?

4. Сколько литров пропилена (н.у.) получится при дегидрировании 60 кг пропанола, если практический выход составляет 70%?

5. Алкен нормального строения содержит двойную связь при первом атоме углерода. 0,35 г этого алкена могут присоединить 0,8 г брома. Определите формулу алкена и назовите его.

Т.12. Строение вещества. (2 часа)

См. работа №1

Периодический закон и система химических элементов.

А). Подготовьте сообщение по теме:

1 История открытия Периодического закона

1.1 Триады Дёберейнера и первые системы элементов

1.2 Спираль де Шанкуртуа

1.3 Октавы Ньюлендса

1.4 Таблицы Одлинга и Мейера

1.5 Открытие Периодического закона

1.6 Развитие Периодического закона в XX веке.

Подберите иллюстрации по теме и оформите материал в удобной для вас форме.

Б). Что вы можете сказать о значении периодического закона:

  1. В 1875 г. молодой французский спектроскопист П.Э.Лекок де Буабодран выделил из минерала, добытого в Пиренейских горах, новый элемент, названный им галлием. Свойства галлия совпали со свойствами «экаалюминия». В 1879 г. шведский химик Л.Ф.Нильсон открыл элемент скандий, свойства которого совпали со свойствами «экабора». В 1886 г. немецкий химик К.А.Винклер открыл элемент германий – «экасилиций».

 Эти события ярко отражает шутливое стихотворение:

Вот как-то раз узнали

 Ученые всех стран –

 Металл чудесный галлий

        (в честь Франции назвали)

 Открыл Буабодран.

 Довольный и счастливый рассматривал металл

 И писем из России никак не ожидал.

 «Ошибся я! Слыхали?! – француз был удивлен, –

 В глаза не видел галлий, а свойства знает он!

 Вес вычислил удельный точней, чем я, стократ

 Какой-то Менделеев еще пять лет назад!»

 Глаза его сверкали, топорщились усы,

 И вот металл свой галлий он кинул на весы.

 Ответ в Россию мчится: «Я вами восхищен!

 Проверен мной практически

 Закон периодический,

 И я категорически приветствую закон!»

 Так галлий стал одним из трех,

 Предсказанных заранее,

 И следом, как из-под земли,

 Уж скандий в Швеции нашли,

 На свет германий извлекли,

 Естественно, в Германии.

В). Какой элемент назван в честь России?

См. работа №2

Химическая связь.

1. Определите вид химической связи.

         

2.Ответьте на вопросы теста:

А). В аммиаке и хлориде бария химическая связь соответственно

1) ионная и ковалентная полярная

2) ковалентная полярная и ионная

3) ковалентная неполярная и металлическая

4) ковалентная неполярная и ионная

Б). Вещества только с ионной связью приведены в ряду:

1) F2, ССl 4, КС1

2) NaBr,Na2O,KI

3) SO2.P4.CaF2

4) H2S,Br2,K2S

В). Соединение с ионной связью образуется при взаимодействии

1) СН4  и О2

2) SO3 и Н2О

3) С2Н6 и HNO3

4) NH3 и HCI

Г). В каком ряду все вещества имеют ковалентную полярную связь?

1) HCl,NaCl.Cl2

2) O2.H2O.CO2

3) H2O.NH3.CH4

4) NaBr.HBr.CO

Д). В каком ряду записаны формулы веществ только с  ковалентной полярной

               связью?

1) С12,  NO2,  НС1

2) HBr, NO, Br2

3) H2S. H2O. Se                                                    

4) HI, H2O, PH3

 Е). Ковалентная неполярная связь характерна для

1) С12          2) SO3                 3) СО                4) SiO2

Ж). Веществом с ковалентной полярной связью является

1) С12          2) NaBr               3) H2S                 4) MgCl2

З). Веществом с ковалентной связью является

1) СаС12              2) MgS                3) H2S                 4) NaBr

И). Вещество с ковалентной неполярной связью имеет формулу

1) NH3                2) Сu                  3) H2S                 4) I2

К). Веществами с неполярной ковалентной связью являются

1) вода и алмаз

2) водород и хлор

3) медь и азот

4) бром и метан

  1. Как называются такие кристаллические решетки  и  какие свойства веществ должны быть с такой  кристаллической решеткой?

4.               

5. Что такое жидкие кристаллы и где они нашли применение?

        рис. Жидкие кристаллы.

Т.13. Химические реакции (2 часа)

См. работа №1

Классификация химических реакций.

Ответьте на вопросы теста:

См. работа №2

Гидролиз солей.

Ответьте на вопросы теста:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по органической химии (10 класс профиль)

Контрольная работа составлена в форме теста и состоит из трёх  частей (по типу ЕГ/): с одним правильным ответом, с выбором нескольких правильных ответов и со свободным ответом. Она расчитана на о...

контрольная тестовая работа по органической химии для 10 класса по теме "Углеводороды"

Полугодовая контрольная работа по органической химии в форме теста состоит из трех частей,  на один урок....

Контрольная работа по органической химии в 10 классе по теме "Азотсодержащие органические соединения"

Контрольная работа по органической химии разработана для учащихся 10 класса (базовый уровень), изучающих химию 1 час в неделю. Работа содержит 16 вариантов....

Самостоятельная работа "Номенклатура органических соединений"

Работа состоит из двух заданий на закрепление названий соединений по их формуле и составление формул по названию вещества...

Внеурочные самостоятельные работы по органической химии.

Дидактический материал для внеклассных самостоятельных работи...

Методическая разработка "Итоговая контрольная работа по органической химии для обучающихся 1 курса"

Тестовые задания для  итоговой контрольной работе по  химии для обучающихся 1 курса (СПО)...


 

Комментарии

Подольская Елена Сергеевна

Замечательный материал!