Использование информационных техналогий на уроках химии
статья по химии по теме

С этим докладом выступала на методическом обЪединении учителей химии.

Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo._inf._teh..doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Современные технологии обучения в настоящее время практически неотделимы от информационных технологий. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

               Информационные технологии (ИТ) становятся основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей.  В настоящее время, они непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы. Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль преподавателя и обучаемого и их взаимоотношения.

Одной из разновидностей ИТ является мультимедийная, т.е. использование компьютера как вспомогательного средства обучения. Она имеет множество преимуществ и осуществляется, как правило, двумя способами. Первый заключается в том, что интерактивная доска выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для объяснения материал. Такой способ имеет свои преимущества перед традиционным, в частности, обеспечиваются точность и быстрота различных построений. Однако при таком подходе возможности новых информационных технологий используются далеко не полностью: задействуются лишь новые средства, а методы остаются старыми. Другим способом использования компьютера в учебном процессе является моделирование разнообразных объектов, явлений, процессов и отражение результатов моделирования на экране монитора или ИД в различных формах.

Практика использования информационных технологий на уроках химии показала, что виртуализация  некоторых процессов с использованием анимации служит формированию   наглядно-образного мышления учащегося  и более глубокому  усвоению учебного материала. Я выделила для себя несколько направлений использования информационных технологий на уроках химии. При этом также учла, что эффективность восприятия химических знаний очень зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать учеников

  1. Моделирование  химических явлений и процессов, особенно таких, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но которые могут быть показаны с помощью компьютера. Так, в этом направлении  я пошла по пути создания ярких красочных презентаций, с использованием анимации,  например, по таким  темам, как: «Строение атома», «Образование молекул», «Типы химической связи».
  2. Создание презентаций, по тем темам, где требуется значительное усилие при запоминании ряда правил.  Здесь акцент делался на зрительную память ученика, поэтому правила были записаны ярким и крупным шрифтом, сформулированы предельно лаконично,  также использовались анимационные эффекты. Эту задачу выполнили презентации по темам: «Кислоты» для 8 класса и «Типы изомерии органических веществ» для 10 класса».
  3. Конечно, уроки должны состоять не только из презентации, ее демонстрация  занимает 5-10 минут учебного времени, причем скорость показа  презентации регулируется  учителем, в зависимости от уровня ее восприятия учениками, но имеет место быть и словесное объяснение  учебного материала, и демонстрационные  лабораторные опыты. Практика применения удачных компьютерных презентаций показала, что уроки  химии проходят эмоциональнее, интереснее, а поэтому и продуктивнее. Иногда, учащиеся просят переписать им на дискету презентацию, показанную на уроке, и просматривают ее дома повторно. Таким образом,  учащимся облегчается подготовка и запоминание домашних заданий.
  4. Моделирование на компьютере  таких химических процессов, которые нельзя продемонстрировать в химическом кабинете из-за опасных свойств реагирующих веществ или их токсичности. 

                 Незаменимым помощником учителя для создания презентаций служит Power Point . Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку.

        Формы и методы использования презентаций:

  1. При изучении нового материала.
  2. При проведении устных упражнений.
  3. При проведении фронтальных сам.  работ.
  4. При проверке домашних работ.
  5. При решении задач обучающего характера.

          Слайды и презентации могут быть самыми обычными, а могут быть с элементами анимации. Так, например, уравнение химической реакции можно привести сразу, а можно привести только его фрагмент, содержащий начало уравнения. Остальные элементы уравнения будут появляться по мере объяснения материала учителем. Аналогично, можно привести на слайде готовый рисунок, например, аппарата Кипа, а можно показать в виде мультфильма последовательность его сборки и работы.

 Можно использовать для проведения текущих контрольных работ. В этом случае на экране проектора можно с определенной задержкой во времени представить последовательность тестовых заданий, например, с закрытым выбором. Учащиеся должны лишь заполнить шаблон, отметив правильнее ответы на тестовые задания. Тут же можно устроить самопроверку результатов, представив кадр, содержащий правильные ответы на тестовые задания

                 Реальную помощь при подготовки уроков с использованием мультимедийных технологий дало использование готовых материалов учебных дисков. Применяя обучающие программы, можно не только дополнить традиционный демонстрационный эксперимент, но также проиллюстрировать то, что невозможно другими средствами в силу различных обстоятельств (необходимость использовать взрывчатые или ядовитые вещества, уникальные или дорогостоящие реактивы, показать механизм протекания быстрых (доли секунды) или медленных (минуты, часы, годы) процессов и др.). При этом наряду с качественной демонстрацией той или иной химической реакции, одновременно, для облегчения и углубления ее понимания, представляется возможность дать количественный

Итак, использование компьютерных технологий на уроках химии дало возможность:

  1. индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
  2. осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
  3. визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране данного процесса, зачастую скрытого в реальном мире;
  4. проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального химического эксперимента;
  5. организовать управление учебной деятельностью и контроль  за результатами усвоения учебного материала;
  6. наладить межпредметную связь между химией и информатикой.

. Применение современных информационных технологий в обучении существенно дополняет традиционные взгляды на методику преподавания химии, структуру и организацию учебной деятельности, делает изучение предмета более интересным, содержательным, зрелищным, что очень важно для методики преподавания естественных дисциплин в школе, а также освобождает преподавателя от рутинной работы многократного повторения пройденного материала со слабоуспевающими учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных материалов на уроках химии

Описан опыт работы по использованию информационных технологий при преподавании химиии....

Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...

Использование информационных технологий на уроках химии

Применение компьютера на различных этапах урока химии...

Использование информационных технологий на уроках химии.

Использование информационных технологий на уроках химии....

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

статья "Использование информационных технологий на уроках химии и биологии"

В статье приводятся примеры из педагогической практики использования ИКТ и компьютерной техники открывающие огромные возможности, так как позволяют применять совершенно новую методику обучения на школ...