Использование информационных материалов на уроках химии
статья по химии по теме

Криницына Ираида Валерьевна

Описан опыт работы по использованию информационных технологий при преподавании химиии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий при обучении химии.

Учитель химии школы №108 города Омска

 Криницына Ираида Валерьевна.

В настоящее время общество требует активных, деятельностных людей, которые могли бы выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способные к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. Поэтому все большее внимание привлекает использование информационных технологий в образовании. Информационные технологии создают условия для самостоятельного и мотивированного приобретения знаний, исследовательской деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Работая по технологии развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова и используя информационные технологии я увидела, что основной девиз учителя в той и другой технологии: «Не навреди, поддержи, окажи помощь!» - присутствует в полной мере. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, он не ведет ученика в обучении, а сопровождает его.

При использовании информационных технологий важно убедиться, что тему можно рассматривать с разных позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности. Использование информационных технологий позволяет более широко применять их в образовательном процессе при изучении любых предметов школьной программы. Этот и проведение интегрированных, межпредметных  уроков, факультативов, элективных курсов, как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Информационные технологии позволяют охватить большее число учащихся, так как можно привлекать ребят к участию и созданию различных проектов и т.п.

  Тесно сотрудничая с учителем информатики, мне удалось не только заинтересовать учащихся этой работой, но и направить их интересы на пользу обучения своему предмету. Например, в 11 классе, в конце учебного года по химии некоторое количество часов отводится на обобщение и повторение всего курса химии. Вот уже третий год я в это время провожу уроки по типу проектных защит. Заранее, еще в январе, учащимся предлагаю выбрать любую тему из курса химии 8-11 класса, найти что-то интересное, необычное или расширить какие-либо вопросы, не освещенные в учебниках. Затем с февраля по апрель ребята работают над своими проектами, постоянно консультируясь со мной по  различным вопросам в рамках своей работы.

Прежде, чем учащиеся приступят к работе, они знакомятся с работами других учащихся в качестве образца. Учащиеся разбиваются на группы, выбирают одну из предложенных тем исследования или выбирают тему сами и разрабатывают ее. Обсуждаются и определяются учениками цель и форма представления работы: презентация, публикация, буклет, фильм, web-сайт или комбинация разных видов. С ребятами провожу консультации, где они осваивают приемы работы с текстами, аудио- и видеоинформацией. С учащимися обсуждаем критерии защиты индивидуальной работы, их параметры. Когда работы подготовлены, они оформляются на компьютере. В мае, на уроках, идет представление работ учащихся и их защита. Лучшие работы отбираются мной и учителем информатики и выносятся на защиту при проведении выпускного экзамена по информатике. Здесь ребята еще раз уже более подробно рассказывают о тех программах, которые они применяли при создании работы о возможностях или границах данных программ. Учащиеся всегда заинтересованы такой формой работы. Я никогда не слышала отказов или негативных откликов об этой форме работы от учеников, так как дети не только занимаются интересной работой, но и, как правило,  бывают хорошо оценены и даже по двум предметам.

 Предлагая учащимся темы, я не ограничиваю их в творчестве. В результате появляются презентации, представляющие иллюстрации дополнительного материала и буклеты, которые можно использовать и как раздаточный материал. А чего стоят названия работ: «Такая разная материя», «О чем говорят кристаллы», «Зверинец в пробирке», «Химические элементы на Земле и в космосе» и др. Работы учащихся я всегда  использую в своей работе при изучении данных тем в курсе химии. Эти работы демонстрируются следующим поколениям учеников, которые в свою очередь тоже становятся заинтересованными такой формой работы и обучения.

Разрабатывая задания с помощью информационных технологий можно ставить, а затем достигать, как предметные цели и задачи, так и формировать общеучебные умения и навыки: ставить цели, выдвигать гипотезы, анализировать и объяснять явления, факты проведенных исследований, да и просто работать с научной литературой, выделяя существенное, главное.

Так мною был разработан и проведен внутришкольный проект по теме: «Строение вещества». Ребята проявили огромное желание к творчеству, показали очень интересные работы, с которыми выступили на городском конкурсе «Мой мир и я» где заняли призовые места и стали лауреатами этого конкурса. В этом учебном году я провела проект «Мой покоя дух не знает», посвященный М.В. Ломоносову уже на городском уровне и увидела, насколько неисчерпаем творческий талант детей нашего города.

Большое внимание  в своей работе я отвожу также участию ребят во Всероссийских телекоммуникационных олимпиадах школьников. Здесь также предоставляется возможность учащимся проявить свое творчество, показать уровень своих знаний умений по предмету, сравнить себя с ребятами из других городов и республик, убедиться, что уровень их знаний не хуже, а даже иногда и лучше.

Информационные технологии привлекают учащихся, им интересны данные задания, ребята стремятся проявить себя, свою фантазию, показать свое творчество. Учащиеся становятся более активными и свободными в мышлении. Нет предела их изобретательности при разработке своих работ. Отрадно  отметить, что даже «троечники» улучшают свою успеваемость, так как им становится интересно учиться, и они с удовольствием выполняют ту работу, которая им по силам, и в тоже время они углубляются в материал предмета и начинают с большей уверенностью  оперировать многими понятиями. У ребят появляется заинтересованность и мотивация к обучению, растет их активность, как на уроках, так и на внеучебных занятиях.

Таким образом, учащиеся, выполняя задания с применением информационных технологий, приобретают не только необходимые знания, умения, навыки, повышают свой интерес к предмету, но и развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных техналогий на уроках химии

С этим докладом выступала на методическом обЪединении учителей химии.Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного разв...

Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...

Использование информационных технологий на уроках химии

Применение компьютера на различных этапах урока химии...

Использование информационных технологий на уроках химии.

Использование информационных технологий на уроках химии....

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

статья "Использование информационных технологий на уроках химии и биологии"

В статье приводятся примеры из педагогической практики использования ИКТ и компьютерной техники открывающие огромные возможности, так как позволяют применять совершенно новую методику обучения на школ...