Роль школьного учителя химии
статья по химии (8 класс) по теме

Свою роль школьного учителя химии я осознаю как огромную ответственность. Именно на моих  уроках граждане 21 века познают алфавит того мира, в котором они живут и, который им предстоит совершенствовать. Хочу сформировать понимание того, что человек - органичная часть мира, что мир един по своей химической сути, что строить своё поведение надо на основе понимания этого единства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль
школьного
учителя химии

Работу выполнила

 учитель химии

Василенко Ольга Петровна


«История цивилизации может быть написана как история химии»,- утверждал знаменитый популяризатор науки Айзек Азимов. В его высказывании подчеркивается роль химической науки как движущей силы развития цивилизации. Каждый раз, когда люди открывали новый, более совершенный материал для изготовления орудий труда, качественно менялась и жизнь человечества. Так, на смену каменному веку пришел век медный. Но бронзовый меч разбивал медный щит, поэтому умение выплавлять бронзу давало преимущество. Открытия способа получения железа из руды позволило создать более прочные орудия труда и, к сожалению, орудия убийства, что существенно повлияло на уровень развития цивилизации и границы государств.

Открытие многих новых веществ, использование их в деятельности человека часто позволяло улучшить качество жизни. Так, в 19 веке при производстве спичек применяли ядовитый белый фосфор. Поскольку на данном производстве не требовалось больших физических затрат, то владельцы фабрик широко использовали труд детей 14-16 лет. Работая на таком производстве, люди погибали от неизбежного некроза костей. Открытие же другой аллотропной модификации – красного фосфора – позволило заменить ядовитый белый фосфор, что сделало спичечное производство совершенно безопасным. Так, открытие в области химии резко снизило детскую смертность, в том числе и в России.

Успехи в синтезе новых лекарственных веществ увеличили продолжительность жизни  человека. Если во времена А.П.Чехова чахотка была приговором, то сегодня, благодаря наличию антибиотиков,  этот диагноз не звучит уже столь устрашающе.

Нельзя переоценить и роль химии и химиков в годы Великой Отечественной войны. Стала бы возможной победа нашего народа без создания особого сплава для брони танка Т-34? Без новой марки бензина, разработанного академиком Н.Д.Зелинским на основе каталитического превращения углеводородов, что позволило увеличить мощность моторов и скорость самолетов? «Только 6 химических элементов не нашли себе применения в военной технике», - писал в те годы А.Е.Ферсман.

20 век называют веком информационного взрыва. Все материалы, из которых производят сложнейшую технику, были созданы в химических лабораториях. Ни одна деталь персонального  компьютера не сделана из натурального сырья.

И сегодня , в 21 веке , мы предполагаем , что нанотехнологии, использующие отркытую в середине прошлого века аллотропную модификацию углерода – фуллерен, изменят наш мир. Именно химия - наука , развивающаяся наиболее динамично , является основой для дальнейшего совершенствования информационной техники, медицины, машиностроения и всей цивилизации в целом.

Свою роль школьного учителя химии я осознаю как великую ответсвенность. Именно на моих уроках граждане 21 века познают алфавит того мира, в котором они живут и который им предстоит совершенствовать. Именно от того отношения к науке , человеку, окружающей среде, которое я сумею сформировать в душах учащихся, зависит их поведение в будущем. Ведь завтра один мой ученик станет директором завода, и от его позиции будет зависеть качество очистки промышленных вод, сбрасываемых  в реку. Другой станет врачом, и от его взвешенных решений будет зависеть чья-то жизнь. Поэтому уже сегодня я хочу научить ребят принимать решения на основе глубокого понимания научной картины окружающего мира , сознательно организовывать свою учебную деятельность, учитывая востребованность химических знаний в жизни общества и каждого человека. Хочу сформировать понимание того, что человек –органичная часть мира, что мир един по своей химической сути, что строить своё поведение надо на основе понимания этого единства.

Химия - трудный предмет, потому что требует освоения уникальной знаковой системы химического языка и навыков работы в химической лаборатории. И, по данным статистики, у многих ребят восторженные ожидания встречи с «наукой чудес» разрушаются под натиском формул, названий, задач.  К сожалению, для многих взрослых людей химия так и осталась нелюбимым, непонятным и ненужным предметом. поэтому свою главную задачу я вижу в такой организаци процесса обучения, чтобы познание происходило в ходе увлекательной самостоятельной деятельности учащихся с выходом на практически значимый результат. Именно разработка системы уроков, основанных на данном подходе, составляет сегодня область моих творческих интересов и утремлений как учителя 21 века.

Среди моих выпускников есть люди, профессиональная  деятельность которых не связана с химической наукой. Это музыканты, певцы, юристы. Но я уверенна, что школьные уроки химии должны оставлять ощутимый след в жизни каждого , потому что химическая безграмотность человека опасна и для него самого, и для окружающих. И не обязательно работать на химическом заводе, чтобы быть подверженным химической опасности: все мы употребляем в пищу разные продукты, используем средства косметики и бытовой химии, сталкиваемся с необычными природными явлениями. Именно основы школьного курса химии для многих должны стать верными ориентирами, чтобы в экстренной ситуации каждый человек мог обеспечить максимальную безопасность себе и окружающим.

Сегодня мы боремся за здоровье нации, внушая молодым людям, что наркотики, никотин и алкоголь наносят непоправимый ущерб здоровью человека. Но запреты без объяснения причин бессмысленны. Осознание химических механизмов пагубного воздействия перечисленных веществ на организм поможет подростку сделать  личностно значимые выводы .

В заключение хочу выразить свое отношение к химии словами М.Горького: «Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию . Это изумительная наука, знаете …. Её зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры , в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию , упорно ищет начало жизни..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьное методическое объединение учителей химии, биологии и географии

Общее положение, план работы на учебный год, план предметной недели....

Школьное методическое объединение учителей химии, биологии и географии

Общее положение, план работы на учебный год, план предметной недели....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ХИМИИ.

Ведение школьной документации – неотъемлемая часть в работе учителя. Как правильно, грамотно оформить различного вида документы с учетом специфики предмета учителю химии.Самый главный документ – это к...

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Статья. Роль взаимодействия учителя-предметника и школьной театральной студии

В данной статье я делюсь интересным,на мой взгляд, опытом нескольких лет плодотворного сотрудничества с нашей школьной театральной студией....

Статья "Роль школьного сайта как средства взаимодействия учителей, детей и родителей"

Сайт школьного учреждения.Сайт школьного учреждения в сети Интернет - это новое образовательное средство обучения учащихся, педагогические основы которого нуждаются в разработке. В связи с интенсивным...