Активизация познавательной активности учащихся при изучении химии в современной школе
статья по химии по теме
Статья посвящена актуальным проблемам развития познавательной активности школьников при изучении химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной активности учащихся
при изучении химии в современной школе
Приохотить ребенка к
учению гораздо более
достойная задача, чем
приневолить.
К.Д. Ушинский
Не секрет, что одна из самых больших проблем, о которых говорят в педагогической среде – это нежелание детей учиться. Любой учитель встречается с этой проблемой в своей повседневной практике ежедневно. Для того, чтобы активизировать познавательную активность учащихся, учителю приходится использовать целый арсенал средств, имеющихся в его распоряжении. Успех в учебе в большой степени зависит именно от желания ребенка овладевать новыми знаниями.
Многолетний практический опыт показывает, что максимально познавательную активность определяют ситуации, в которых учащиеся сами принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; задают вопросы; оценивают устные ответы и письменные работы одноклассников; объясняют более слабым учащимся непонятный материал; создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.
Одна из главных тенденций развития современной школы – ориентация на гуманизацию образования, его личностно-ориентированный характер. Это направление развития кардинально меняет роль учителя в образовательном процессе, да и сам характер организации учебного процесса в целом. Процесс получения новых знаний становится процессом творческим, как для ученика, так и для учителя. Учитель перестает быть «источником знаний», а превращается в руководителя, способного направить и организовать образовательную деятельность совместно с учащимися. Возникает необходимость применения педагогических технологий, направленных, прежде всего, на активизацию познавательной активности учащихся, развитие у учащихся метапредметных компетенций.
В современном мире поток информации, обрушивающийся на человека, становится огромным, и чрезвычайно важными представляются навыки и умения работы с информацией: ее осмысление, структурирование и представление.
К технологиям, ориентированным на активизацию познавательной активности учащихся можно отнести технологии развития критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, игровые и информационно-коммуникативные технологии, проектный метод и многие другие.
Применение современных технологий подкрепляется быстрым развитием техники, внедрением компьютерных технологий в повседневную практику учителя-предметника. Использование компьютерных технологий на уроках позволяет рационально использовать учебное время; перенести больший объем учебной нагрузки на урок, уменьшив объем домашнего задания; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету путем использования текстовой, графической, визуальной информации.
Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует множество причин, таких как отсутствие необходимых реактивов; опасность проведения некоторых опытов в силу взрывоопасности или пожароопасности веществ; большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д.
В связи с этим на уроках химии целесообразно применять коллекции цифровых образовательных ресурсов, электронные образовательные ресурсы. Следует отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения опыта с любого этапа.
Сложно представить современный урок химии без использования разнообразных форм, методов и приемов информационно-коммуникативных технологий. Проведение уроков с мультимедийной поддержкой позволяет рационально использовать время, а, следовательно, выполнить на уроке больший объем работы. Использование программного обеспечения позволяет сделать процесс обучения более индивидуализированным как по срокам усвоения, так и по объему изучаемого материала. Учащиеся получают возможность проводить самоконтроль и самопроверку, что также способствует улучшению их самостоятельной познавательной деятельности.
Активизация познавательной активности учащихся может происходить не только на уроке, но и в его самостоятельной внеурочной работе, и здесь огромную роль играют технологии дистанционного обучения, тестирующие и обучающие программы, создание образовательных блогов.
Как писал английский поэт и прозаик Ричард Олдингтон: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки».
На современном этапе развития образования главной задачей учителя становится именно вовлечение учеников в активный познавательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.
В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-296248-1379159856.jpg)
Использование компьютерных технологий как средство активизации познавательной активности на уроках математики в вечерней школе.
в статье раскрываются методы и приемы работы ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-296248-1379159856.jpg)
Использование компьютерных технологий как средство активизации познавательной активности на уроках математики в вечерней школе.
в статье раскрываются методы и приемы работы ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-426897-1555268169.png)
Методическая разработка "Игра как способ активизации познавательной деятельности при изучении коми языка в школах с русским (родным) языком обучения
Данная методическая разработка включает описание дидактических игр и комментарий к ним....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-291228-1381125940.jpg)
Активизация познавательной активности на уроках химии
Привить интерес к своему предмету- желание каждого учителя. Однако школьная программа по химии способствует запоминанию. но не формированию мыслительной и творческой активности ученика.Таким образом, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1107289-1548333378.jpg)
«Активизация познавательной активности учащихся на уроках информатики с использованием современных цифровых ресурсов»
laquo;Активизация познавательной активности учащихся на уроках информатики с использованием современных цифровых ресурсов»...