Главные вкладки

    ЛЕКЦИЯ №3 "Общая характеристика металлов 1-3 групп"
    материал по химии (11 класс) по теме

    Калитина Тамара Михайловна

    ЛЕКЦИЯ №3  по химии  для 11 класса (профиль)

    Раздел 1    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

    Тема 2    Периодический    закон    и    периодическая    система химических элементов Д.И. Менделеева.
     

    Тема 2.2.    «Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов»

    Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ: А3    «Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов»

    Домашнее задание    П 18 до химических свойств, обратите внимание на тип химической связи и вид кристаллической решетки, и физические свойства металлов.

    План
    1.Общая характеристика металлов.
    2. Особенности строения металлов главных подгрупп I-III групп

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon lek_3_ob_har_me.zip11.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛЕКЦИЯ №3  по химии  для 11 класса (профиль)

    Раздел 1

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

    Тема 2

    Периодический    закон    и    периодическая    система химических элементов Д.И. Менделеева.

    Тема 2.2.

    «Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов»

    Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ: А3

    «Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов»

    Домашнее задание

    План

    1.Общая характеристика металлов.

    2. Особенности строения металлов главных подгрупп I-III групп.

    1.Общая характеристика металлов.

    Большинство химических элементов относят к металлам — 92 из 114 известных элементов.

    Все металлы, кроме ртути, в обычном состоянии твердые вещества и имеют ряд общих  свойств.

    Общие свойства металлов: Металлы — это ковкие, пластичные, тягучие вещества, имеющие металлический блеск и способны проводить тепло и электрический ток.

    Атомы элементов-металлов отдают электроны внешнего (а некоторые — и предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы.

    Это свойство атомов металлов, определяется тем, что они имеют сравнительно  большие радиусы и малое число электронов (в основном от 1 до 3 на внешнем слое).

    Исключение составляют лишь 6 металлов: атомы германия, олова, свинца на внешнем  слое имеют 4 электрона, атомы сурьмы и висмута — 5, атомы полония — 6.

    Для атомов металлов характерны небольшие значения электроотрицательности  (от 0,7 до 1,9)  и исключительно восстановительные свойства, т. е. способность отдавать электроны.

    В Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева металлы находятся ниже диагонали бор — астат, а также выше ее, в побочных подгруппах. В периодах  и главных подгруппах действуют закономерности в изменении металлических,  а значит, восстановительных свойств атомов элементов. В группах сверху вниз восстановительные свойства усиливаются, так как идет увеличение радиуса атома. В периодах слева направо восстановительные свойства уменьшаются.

    Химические элементы, расположенные вблизи диагонали бор — астат (Be, Al, Ti, Ge, Nb, Sb) обладают двойственными свойствами: в одних своих соединениях ведут себя как металлы, в других проявляют свойства неметаллов.

    В побочных подгруппах восстановительные свойства металлов с увеличением порядкового номера чаще всего уменьшаются.

    Это можно объяснить тем, что на прочность связи валентных электронов с ядром у атомов этих  металлов в большей степени влияет величина заряда ядра, а не радиус атома. Величина заряда ядра значительно увеличивается, притяжение электронов к ядру усиливается. Радиус атома при этом хотя и увеличивается, но не столь значительно, как   у металлов главных подгрупп.

    Простые вещества, образованные химическими элементами — металлами, и сложные металлосодержащие вещества играют важнейшую роль в минеральной и органической «жизни» Земли. Достаточно вспомнить, что атомы (ионы) элементов металлов являются составной частью соединений, определяющих обмен веществ в организме человека, животных. Например, в крови человека  найдено 76 элементов, из них только 14 не являются металлами. В организме человека некоторые  элементы-металлы (кальций, калий, натрий, магний) присутствуют в большом количестве, т. являются макроэлементами. А такие металлы, как хром, марганец, железо, кобальт, медь, молибден присутствуют в небольших количествах, т. е. это микроэлементы.

    2. Особенности строения металлов главных подгрупп I-III групп

    Щелочные металлы — это металлы главной подгруппы I группы. Их атомы на внешнем энергетическом уровне имеют по одному электрону. Щелочные металлы — сильные восстановители.  Их восстановительная способность и химическая активность возрастают с увеличением порядкового номера элемента (т. е. сверху вниз в Периодической таблице). Все они обладают электронной проводимостью. Прочность связи между атомами щелочных металлов уменьшается с увеличением  порядкового номера элемента. Также снижаются их температуры плавления и кипения. Щелочные металлы взаимодействуют со многими простыми веществами — окислителями. В реа Щелочноземельными элементами называются элементы главной подгруппы II группы. Атомы этих элементов содержат на внешнем энергетическом уровне по два электрона. Они являются восстановителями, имеют степень окисления +2. В этой главной подгруппе соблюдаются общие закономерности в изменении физических и химических свойств, связанные с увеличением размера атомов по группе сверху вниз, также ослабевает и химическая связь между атомами. С увеличением размера иона ослабевают кислотные и усиливаются основные свойства оксидов и гидроксидов.

    Главную подгруппу III группы составляют элементы бор, алюминий, галлий, индий и таллий, элементы относятся к р-элементам. На внешнем энергетическом уровне они имеют по три (s2p1) электрона, чем объясняется сходство свойств. Степень окисления +3. Внутри группы с увеличением заряда ядра металлические свойства увеличиваются. Бор — элемент-неметалл, а у алюминия уже металлические свойства. Все элементы образуют оксиды и гидроксиды.

    кциях  с водой они образуют растворимые в воде основания (щелочи).

    Источники информации:

    1. ЕГЭ. ХИМИЯ: Универсальный справочник/ О.В.Мешкова .-  М.: ЭКСМО,  2010.- 368с.
    2. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – 10-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 398, (2) с.: ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общая характеристика металлов (проверочная работа)

    Проверочная работа состоит из 2-х частей.  Часть А- химический диктант. Часть В- нужно написать уравнения реакций....

    ТЕСТ 3.2. (1-16) по теме «Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп" для 11 кл ЕГЭ

    ТЕСТ 3.2.               11 класс    ( профиль)   подготовка к ЕГЭТема: «Общая характеристика металлов гла...

    Общая характеристика металлов

    Материал может быть использован в 11 классе при изучении общей характеристики металлов к учебнику Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана...

    Презентация к уроку "Общая характеристика металлов"

    Презентация поможет более наглядно продемонстрировать свойства металлов, объяснить их строение, типы кристаллических решеток, применение металлов и сплавов, а также закрепить материал. Тестирование со...

    Общая характеристика металлов IА группы.

    Презентация к уроку "Общая характеристика металлов I А группы".Цель  презентации : дать характеристику элементам IA группы по их положению в периодической системе химических элементов,рассмотреть...

    Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов

    Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов в соответствии требованиями ФГОС...