конспект урока на тему "Металлы. Общая характеристика металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс)

конспект урока разработан в соответсвии с ФГОС, содержит материал по теме "Металлы", который изучается в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока по химии24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №39 им.Т.С.Дзебисова

Конспект урока на тему:

«МЕТАЛЛЫ»

Цель урока: создать условия для осмысления и восприятия понятий темы «металл как химический элемент» и «металл как простое вещество».

Задачи: а) образовательная- расширить представления о свойствах металлов, расширить познания  в области применения  металлов; б) развивающая – развивать представления о использовании металлов и их соединений, развивать логическое мышление, учить выделять главное, обобщать, сравнивать;  в)  воспитательная- продолжать формировать интерес к предмету, развивать чувство ответственности к своему труду, формировать умение слушать, формировать коммуникативную компетенцию.

Планируемые результаты: а) личностные – осознавать единство и целостность окружающего нас мира; б) предметные – уметь определять простые вещества – металлы, знать отличительные признаки металлов, объяснять  физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки; в) метапредметные – использовать информацию из разных источников, уметь анализировать и преобразовывать информацию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы обучающихся: работа в группе, работа с учебником, интернет-ресурсами.

Оборудование: ПСХЭ Д.Менделеева, образцы металлов - коллекция, мультимедийная презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Актуализация знаний:

Загадки про металлы- настой учащихся на урок:

  1. Быть символом не каждому дано,

Но именем моим не без причины

Назвали руки, дождь, тельца, руно,

Сечение и мнений середину.  (Золото)

  1. Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают: мое имя – (медь).

  1. Из глины я обыкновенной,

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока,

Бесстрашно в воздухе лечу;

Служу на кухне я без срока

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем:

Зовусь я (алюминием).

Отгадав загадки, учащиеся делают вывод, что речь на уроке пойдет о металлах.

Учитель: Древние алхимики говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет», – и полагали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются металлы. Само слово «металл», по-видимому, происходит от греческого «металлон», что означает «шахта», «копи».

Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил и мастеровых, принимавших участие в грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:

 - Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто внес самый большой вклад в создание этого чудо-храма?    

Поднялся каменщик:

- Разумеется, храм - это наших рук дело. Мы, каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.

-Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но судите сами, дорогие гости, хорош был бы этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита - как радует он взор!

 - Смотрите в корень, - прервал его землекоп, - хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да ваши стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик!

Но царь Соломон недаром слыл мудрым, подозвав к себе каменщика, он спросил:

– Кто сделал твой инструмент?

– Конечно, кузнец, – ответил удивленный   каменщик.

– А твой? – обратился царь к плотнику.

– Кузнец, – не раздумывая, сказал тот.

– Ну а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа.

– Ты же сам знаешь, царь, что кузнец.

Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу, это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.

– Вот кто главный строитель храма, – воскликнул мудрейший из царей.

С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.

        Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий.

Учащиеся формулируют тему урока.

Задание: рассмотреть расположение металлов в ПСХЭ Д.Менделеева. Какие периоды содержат металлы? В каких группах они расположены?  

Учащиеся определяют положение металлов в таблице и делают вывод: металлы в ПСХЭ расположены в левой нижней части от диагонали В - At, а также в четных рядах больших периодов.

Задание: определите  распределение  электронов по энергетическим уровням у элементов: натрия, калия, рубидия, магния и алюминия.  Как изменяются радиусы атомов элементов с ростом порядкового номера в периодах?  В группах?

 Учащиеся выполняют задание самостоятельно в группах, после выполнения осуществляется  самопроверка и взаимопроверка (правильные ответы на слайде).

Учитель: металлы  - это основа современной цивилизации. И чем дальше идет человечество в своем развитии, тем больше нужда его в металлах.

Металл – это и каркас дома, и ложка, которой мы размешиваем сахар в чашке; это и ажурные пролеты моста, соединяющего два берега реки, и ртутный градусник в аптечке;  это и корпус реактивного самолета , и  деньги в кошельке;  это и электрическая лампочка, и  космическая ракета...

Так какими свойствами обладают металлы, что сделало их незаменимыми?!

Учащиеся называют свойства металлов.

Характерны ли для металлов термические свойства? Все металлы теплопроводны. Теплопроводность металлов связана с высокой подвижностью свободных электронов, которые сталкиваясь с колеблющимися в узлах решетки атом- ионами и обмениваются с ними энергией. Поэтому металлы незаменимы в нагревательных приборах и холодильных устройствах. По теплопроводности первое место занимает серебро.

Учащиеся записывают каждое называемое свойство металла в тетради. Идет демонстрация слайдов

Металлы  также проводят электрический ток.  Электропроводность связана с направленным движением электронов при помещении металла в электрическое поле. Без металлов немыслима была бы электротехника, в частности,  передач.а электроэнергии с  минимальными потерями на большие расстояния от ее источника. По  электропроводности первое место среди металлов занимает серебро, второе – медь, третье – золото и четвертое – алюминий.

Металлы обладают и оптическими свойствами, такими как  непрозрачность, цвет  и металлический блеск. Объясняет эти  свойства металлов физика. Если путь светового луча пересекается каким – либо физическим телом, судьба светового луча может быть троякой. От того, что именно произойдет со световым лучом, зависит наше зрительное впечатление. Если тело не задерживает световых лучей, оно представляется нам прозрачным (стекло), если оно целиком поглощает их – черным (сажа), если же оно отражает лучи – белым или блестящим. Свойство металлов преимущественно отражать световые лучи и выражается в их характерном металлическом блеске. На первом месте по блеску среди металлов стоят серебро, ртуть и палладий. Насколько совершенна способность серебра отражать от своей поверхности световые лучи, можно судить по зеркалам: свет отражается в них от тонкого слоя серебра, нанесенного на заднюю поверхность стеклянной пластины. Подавляющее число металлов поглощает лучи коротких и длинных волн примерно в одинаковой степени и поэтому видятся нам серебристо – серыми или серебристо – белыми. Без специального анализа трудно отличить один металл от другого. Только два металла выделяются из всех характерной окраской: медь желто – красного цвета и золото – желтого.

А  каковы механические свойства характерны для металлов?  Под ударами молота металлы не дробятся на куски, а расплющиваются, под влиянием растягивающей силы – вытягиваются в тонкую проволоку. Первое место по тягучести занимает золото. Его  мож- но прокатывать в тончайшие листы и вытягивать в невидимую невооруженным глазом нить.

 Наибольший интерес для практики представляют плавкость, относительная твердость и плотность. Твёрдость металлов вошла в поговорку. Про волевого, сильного человека говорят, что у него «железный характер». Но в мире металлов дело обстоит несколько иначе. Железо вовсе не котируется в качестве образца твёрдости. Пальма первенства принадлежит здесь хрому, известному как «твердая кость»,  который этой своей особенностью  лишь немного уступает алмазу. Пластичность и ковкость металлов связана со способностью слоев  кристаллической решетки смещаться относительно друг друга.  

Демонстрация видео. В начале XX века в Петербурге на складе военного оборудования произошла скандальная история: во время ревизии к ужасу интенданта выяснилось, что оловянные пуговицы для солдатских мундиров исчезли, а ящики, в которых они хранились, доверху заполнены серым порошком. Из заключения химической лаборатории, куда ревизоры направили содержимое ящиков: «Присланное вами для анализа вещество, несомненно, олово». Это явление описывается как «оловянная чума».

      Учащиеся записывают: аллотропия -  способность химического элемента образовывать несколько простых веществ.

Рефлексия,  подведение  итогов урока. Что нового я узнал? Как полученные знания пригодятся мне в жизни?

Закрепление: составление синквейна «Металлы:

  1. Металлы
  2. Блестящие, активные
  3. Реагируют, восстанавливают, окисляются
  4. Необходимы в повседневной жизни
  5. Восстановители

Домашнее задание. П.28. с.143 вопросы и упражнения с.149


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Общая характеристика металлов"

Презентация поможет более наглядно продемонстрировать свойства металлов, объяснить их строение, типы кристаллических решеток, применение металлов и сплавов, а также закрепить материал. Тестирование со...

Конспект урока "Водоросли. Общая Характеристика.

Тема урока : "Водоросли. Общая Характеристика".  Задачи урока: 1.Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;2.Сформировать знания об их среде обитания;3.Рас...

Конспект урока.Тема: Общая характеристика Китая.

Разработка открытого урока по географии, 11 класс. Тема : Общая характеристика Китая....

Конспект урока биологии "Общая характеристика животных"

Данный урок разработан для учащихся 7 класса. Тип урока - урок изучения нового материала. В разработке есть игровые моменты, которые помогают в непринужденной обстановке усваивать материал....

Конспект урока "Водоросли. Общая характеристика"

Конспект урока для 6 класса на тему: "Водоросли. Общая характеристика". Цель: познакомить учащихся в представителями царства растений-водорослями....