конспект урока "Земноводные. Общая характеристика "
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Хлобыстова Карина Александровна

урок в технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zemnovodnye.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии по теме

«Класс Земноводные. Общая характеристика»

Задачи урока:

  • выделить признаки, характерные для класса Земноводные (Амфибии)
  • показать особенности их строения, связанные с наземным и водным  образом жизни.
  • осуществляя  эколого–эволюционный подход преподавания биологии установить филогенетическую связь  земноводных и рыб
  • продолжить формирование информационной и коммуникативной  компетенций через использование приемов технологии РКМЧП.

Оборудование: информационный текст, иллюстрации, справочная литература.

Ход урока

1. Организационный момент

2.  Стадия вызова 

Определите ключевое слово, объединяющее представленные ниже предложения

  1. Эти удивительные животные дышат, кожей, легкими и жабрами (земноводные)

  1. Максимальный вес одного из представителей этого класса  достигает 70 килограммов, а его длина – 180 сантиметров. (Китайская исполинская саламандра.)

  1. Самый маленький представитель этого класса 8 мм. (Лягушка- карлик Филобус)

  1. Некоторые представители этого класса, живущие  в засушливых районах, способны сами производить жидкость в виде росы  (Коралловопалая литория)

   

  1. Эти животные способны жить и воде и на суше (земноводные)

         А что вы знаете о Земноводных? Заполните 1  колонку предложенной вам таблицы. А хотели бы вы узнать о земноводных что- то новое? Заполните, пожалуйста, колонку № 2.Какие вопросы вы записали во 2 колонку таблицы?

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

  II. Стадия осмысления. (Прием «Знаем - Хотим узнать – Узнали»)

Прочитайте текст. Заполните третью колонку таблицы «Знаем - Хотим узнать – Узнали»

Кто такие амфибии?

        Амфибии — немногочисленная группа позвоночных, занимающая в известном смысле промежуточное положение между рыбами и настоящими наземными хордовыми.  Подавляющее большинство амфибий обитают, в зависимости от стадий жизненного цикла, то в воде, то на суше. В течение жизни они, как правило, претерпевают метаморфоз, превращаясь из чисто водных личинок во взрослые формы, обитающие большей частью вне воды. В связи с этим происходит смена жаберного дыхания на легочное, соответственно изменяется кровеносная система, появляются конечности типа пятипалой, существенно видоизменяется система органов чувств. Однако и у взрослых форм степень приспособления к жизни на суше, в общем невелика. Легкие развиты слабо, и в качестве дополнительного органа дыхания функционирует еще и кожа. Трехмерное сердце не обеспечивает полного разделения крови на артериальную и венозную, и в большинстве частей тела по артериям течет смешанная кровь. Конечности хотя и устроены по типу пятипалой, но развиты слабо и не могут удерживать тело в приподнятом над субстратом положении. Большинство размножается в воде путем откладывания икры и оплодотворения ее вне тела матери (т.е. как и у рыб) 

   Земноводные распространены значительно менее широко, чем другие позвоночные. Наибольшее число видов обитает  в тропиках. В умеренных широтах амфибий мало, а в Арктике и Антарктике нет вовсе Кроме того, амфибии отсутствуют  или очень малочисленны в пустынных областях и в высокогорных странах. Указанные особенности распространения  связаны с неспособностью амфибий переносить сухость среды и низкие температуры. Представителей этого класса ученые разделяют на три отряда безногие, бесхвостые, хвостатые. С особенностями  этих отрядов мы познакомимся на следующем уроке.

Стадия рефлексии

Стадия рефлексии №1 (Прием «Знаем - Хотим узнать – Узнали»)

 

Проверьте, нет ли ошибок в колонке «Знаю», противоречий между 1 и 3 колонками.

Познакомьте с результатами своей работы соседа по парте.

 

На какие вопросы, сформулированные в колонке «Хочу узнать» вы нашли ответы?

 

Какие вопросы остались без ответа? Стадия вызова на последующий урок по теме «Отряды Земноводных»

Оцените  свою работу с помощью символов и работу своего соседа.

 

III.  Стадия рефлексии (Прием «Эссе»)

А сейчас я предлагаю написать вам короткое эссе (свободное письменное задание) на тему  «Я знаю, что амфибии….» В нем же вы также можете сформулировать свои вопросы из третьей колонки нашей таблицы.

Учащие зачитываю 2-3 эссе, другие учащиеся сдают свои работы  педагогу. Учитель корректирует содержание следующего урока в связи с вопросами школьников

IV.  Домашнее задание.

1.  С помощью таблицы и материала изложенного в параграфе № 31 (первый пункт) подготовьте рассказ об общих признаках млекопитающих.

Стадия рефлексии №2.  Написать синквейн на тему «Млекопитающие»

Краткое описание приемов технологии РКМЧП используемых на уроке

Основу технологии «РКМЧП» составляет базовая модель трех стадий:

ВЫЗОВ (в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения)

ОСМЫСЛЕНИЕ (учащийся вступает в контакт с новой информацией, систематизирует сведения, соотнося их с новыми знаниями)

РЕФЛЕКСИЯ (происходит целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, а также выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного)

 

Стадия вызова Прием «Ключевые слова» Существует несколько вариантов приема. Однако, любой из них позволяет "настроить" учащихся на тему урока, вызвать любопытство учащихся, напомнить им о том, что они знали до урока.

Стадия осмысления Конструктивная таблица «Знаем - Хотим узнать – Узнали» Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбик таблицы «Знаю», «Хочу знать». По ходу знакомства с текстом или в процессе его обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы.

Стадия рефлексии Эссе.  После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 5-10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Учитель может задать основные направления мысли: Что нового узнали? Задайте вопрос, на который не так и не получили ответа.

На стадии рефлексии происходит последовательное обсуждение каждой графы таблицы «Знаем - Хотим узнать – Узнали» (по вопросам)

Синквейн (от французского «5») – малая стихотворная форма, которая используется для фиксации оценок участников обучения Ученик сам себе дает отчет в том, принял он изучаемый материал или нет. Синквейн строится по следующим правилам:

1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

 2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);

3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;

4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

5) в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

Пример синквена

 

СЕРДЦЕ

мышечное, четырехкамерное

работает, сокращается, перекачивает

жизненно важный орган организма

МОТОР

Используемые источники информации

  1. Хрестоматия по зоологии  для VI – VII классов. Составитель Молис С.А. Издательство "Просвещение"  1971 год.
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Китайская_исполинская_саламандра 
  2. http://samogoo.net/uploads/bc/bcb659c7c349cebe248253e30d147d8e_2014-12-19_11-54-33.jpg 
  3. http://muzey-factov.ru/tag/amphibian

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

Конспект урока по литертауре в 11 кл. "Общая характеристика развития литературы и искусства в 30-е г.г. ХХ в."

Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока  информации по культуре среди учителей отсутствует ...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...

План -конспект урока с использованием ЭОР по теме"Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение".

1.Жизненный цикл папоротников.2.Древовидные папоротники.3.Добыча каменного угля.4.Папоротники. Хвощи. Плауны....

План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС

Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС.  Урок первичного изучения нового материала и закрепление (комбинированный). Метод - частично-поисковый....