"Основания". 8 класс.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Основания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_osnovaniya_dlya_sayta.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8  

Тема: Основания

Цель: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и

представителями оснований;  «таблицей растворимости».

Продолжить работу над составлением формул по степени окисления.

Ввести понятие «качественная реакция».

Познакомить ребят с применением оснований в быту.

Тип урока: Получение новых знаний.

Методы: беседа, химический эксперимент

Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых оснований, «Таблица растворимости»,

оксид бария, стакан с водой, индикаторы, мыло туалетное «Детское» и жидкое (любой марки), чистящий порошок «Пемолюкс», шампунь для волос (любой), зубная паста, нашатырный спирт.

Ход урока.

1. Сообщение целей и задач урока (знакомство с новым классом сложных веществ, составление формул новых веществ по степени окисления, классификация оснований, применение оснований)

2. Состав, названия и классификация оснований.

Демонстрация твердых NaOH, KOH, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2, Fe(OH)3.

Учитель: Все представленные вещества – основания. Запишем формулы в тетрадь.

На доске  NaOH, KOH, Fe(OH)3, Al(OH)3, Co(OH)2, Ni(OH)2.

Вопрос классу: 1. Что общего? (Сложные вещества, наличие группы ОН, на первом месте металл.)

2. Вспомним, какой тип связи между металлом и неметаллом (ионная).

Вывод: основания состоят из ионов металлов и иона –ОН, который называется гидроксид-ионом.

В тетрадь ОН – гидроксид-ион.

Попробуем дать определение. Основание – это…(сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид-иона)

Учитель: Как же составить формулы оснований? Надо знать заряды ионов: для металлов – нам подскажет ПСХЭ.

Какой заряд у ОН? Определяем степени окисления – О-2 Н+1, следовательно суммарный заряд = -1.

Na – ион простой , а ОН - сложный

Учитель: А сколько гидроксид-ионов будет в формуле вещества? Очевидно, что их будет столько, каков заряд иона металла (работа с написанными формулами устно).

Работая с формулами, необходимо объяснить прочтение  и скобки, которые вводятся впервые.

Учитель: Что бы назвать основания произносят слово «гидроксид» и название металла в родительном падеже. Если степень окисления металла переменная, то в скобках надо ее указать. (Читаем формулы, написанные на доске).

Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам – выбрать формулы оснований, прочитать их и назвать.

3. Физические свойства.

Учитель: Попробуйте описать основания (твердые (почему?), белые или цветные, растворимы или нерастворимы в воде). Проверим растворимость.

Демонстрация: растворение в воде NaOH, Al(OH)3. Чтобы определить растворимость, можно воспользоваться «таблицей растворимости». Работа с «Таблицей растворимости» (определяем растворимость оснований, чьи формулы приведены на доске). Вывод: все основания можно разделить на растворимые – щелочи, и нерастворимые.

В тетрадь: Основания растворимые (щелочи)

                                             нерастворимые  

Фронтальная работа: привести примеры щелочей и нерастворимых оснований.

4. Понятие о качественных реакциях.

Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются особыми веществами, которые называются индикторы.

Демонстрация:  изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением цвета).

Фенолфталеин – б/ц → малиновый

Метилоранж    - оранжевый → желтый

Лакмус – фиолетовый – синий.

Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.

5. Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо растворить!

Вывод: Таким образом,  в состав всех моющих средств вводят щелочи. Это нужно для того, чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания!

Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф-ф и даем ребятам определить по запаху аммиак).

Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор).

6. Соответствие «оксид – гидроксид».

Учитель: Все вещества взаимосвязаны. Мы попытаемся сейчас найти связь между оксидом металла и гидроксидом. Слово «гидроксид» состоит из двух частей.

Демонстрация: растворение оксида бария в воде и доказательство получения щелочи.

Фронтальная работа с классом: составление формул.

Na+1O → Na+1OH                Li+1OH        Li+12O

Ba +2O → Ba+2(OH)2                Ca+2(OH)2        Ca+2O

Al+32O3 → Al+3(OH)3                Fe+3(OH)3        Fe+32O3

Закрепление. Самостоятельная работа: Составить формулы оксидов для CuOH, Cu(OH)2, Cr(OH)3

                              Составить формулы гидроксидов для MgO, K2O, Ga2O3.

7. Итоги урока.

8. Игровой момент. «Аукцион» (закрепление новых знаний). Приз (набор лакмусовой бумаги) получит тот, кто последним правильно составит формулу основания и назовет его.

9. Домашнее задание: § 19, упр. 2,3,4,5.

10. Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...

Открытый урок в 8 классе по теме "Класс основания"

Конспект открытого урока по теме "Основания" в 8 классе...

Самостоятельная работа по химии 8 класс "Классы неорганических соединений.Основания"

Самостоятельная работа по химии 8 класс "Классы неорганических соединений.Основания"...

«Основания. Классификация оснований.»

Цель урока:  учащиеся должны усвоить новые понятия – «основания», классификация оснований (по растворимости в воде и по кислотности), учащиеся должны усвоить химические свойства...

Нахождение значений логарифма по произвольному основанию. Переход от одного основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов

Материал для практической работы "Нахождение значений логарифма по произвольному основанию. Переход от одного основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов"...

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"

Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"...