Рабочая программа по химии в 8-9 классе на основе примерной программы О.С. Габриеляна
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Выскребенцева Светлана Вячеславовна

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы О.С. Габриеляна на ступень для 8-9 классов базового уровня. Основное отличие от Примерной программы в распределение практических работ не блоками (как это предлагает автор), а после изучения конкретной темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8-9_kl.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край,   Крыловский район,   станица Октябрьская,   муниципальное (территориальный, административный округ (город, район, поселок)

    общеобразовательное    учреждение   средняя   общеобразовательная   школа  № 6

(наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №___

от «___» ___________20____ года

Председатель педсовета

________________ Давиденко Е.М.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  2 вида

По                                       химии________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)             основное общее образование       8 - 9  классы

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов         68                             Уровень      базовый______________

                                                                                                                                     (базовый,  профильный)

Учитель             Выскребенцева   Светлана   Вячеславовна__________________

Программа разработана на основе

Примерной программы по химии автора О.С. Габриеляна // Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов

             Пояснительная записка

Ведущими целями обучения химии в 8-9 классах являются:

1) осознанное и глубокое  изучение фактического материала – химии элементов, формах их существования и важнейших их соединений;

2) развитие полученных первоначально теоретических сведений на богатом фактическом материале химии элементов.

В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Задачи обучения химии:

  1. Показать материальное единство веществ природы, их генетическую связь.
  2. Выявить причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ.
  3. Доказать познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций.
  4. Показать объясняющую и прогнозирующую роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов.
  5. Развить представления о том, что знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы их производства и охраны окружающей среды от химического загрязнения.

Программа данного курса химии в 8-9 классах составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии автора О.С. Габриеляна// Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2006. – 78, [2]с.// 

Основное отличие данной рабочей программы от примерной состоит в том, что в примерной программе практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые проводятся после изучения нескольких разделов, а в рабочей программе эти же практические работы даются после изучения конкретной темы. Это позволяет лучше закрепить теоретический материал на практике и проверить практические умения и навыки непосредственно по данной теме. Чтобы провести практическую работу по когда-то изученной теме, требуется дополнительное время для повторения теоретических основ, что исключается в данной рабочей программе.

Таблица тематического распределения количества часов  на один учебный год в 8 классе

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая

программа

1.

Введение.

4 ч

6 ч из них

2 ч – п/р

2.

Тема 1. Атомы химических элементов

10 ч

10 ч

3.

Тема 2. Простые вещества.

 7 ч

7 ч

4.

Тема 3. Соединения химических элементов.

12 ч

12 ч из них

1 ч – п/р

5.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами.

10 ч

12 ч из них

2 ч - п/р

6.

Тема 5. Практикум №1. Простейшие операции с веществом.

5 ч

5-п/р

-

7.

Тема 6 (5). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

18 ч

21 ч из них

2 ч – п/р

8.

Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов.

2

2-п/р

-

ИТОГО:

68 ч, из них

7 ч – п/р

68 ч, из них

7 ч – п/р

Таблица тематического распределения количества часов

на один учебный год в 9 классе

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая

программа

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса введение в курс 9 класса.

6 ч

6 ч

2.

Тема 1.

 Металлы.

15 ч

18 ч

из них 3 ч – п/р

3.

Тема 2. Практикум №1 «Свойства металлов и их соединений».

3 ч

3 - п/р

-

4.

Тема 3 (2).

Неметаллы.

23 ч

26 ч

из них 3 ч – п/р

5.

Тема 4. Практикум №2 «Свойства неметаллов и их соединений».

3 ч

3 – п/р

-

6.

Тема 5 (3). Органические соединения.

10 ч

10 ч

7.

Тема 6 (4). Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

8 ч

8 ч

ИТОГО:

68 ч, из них

6 ч – п/р

68 ч, из них

6 ч – п/р

           

Содержание обучения в 8 классе

Введение (6 ч).

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования.

Превращения веществ.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.

Знаки химических элементов.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура.

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и приборами».

Практическая работа №2 « Знакомство с микролабораторией. Изучение пламени спиртовки и опыты с ним».

Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч).

            Основные сведения о строении атомов, строение их электронных оболочек.

Структура Периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева.

Виды химической связи: образование ионной связи, ковалентная полярная и неполярная хим. связи. Электроотрицательность.

Химические формулы и вычисления по ним.

Тема 2. Простые вещества (7 ч).

Классификация неорганических веществ. Простые вещества – металлы и неметаллы. Важнейшие их представители.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «Молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Тема 3. Соединения химических элементов (12 ч).

Степень окисления и определение её по химической формуле соединения.

Бинарные соединения и их представители. Составление формул. Летучие водородные соединения: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Некоторые представители оснований.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот, их представители.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Представители солей.

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов смеси.

Практическая работа №3 «Очистка загрязненной поваренной соли методами фильтрования и выпаривания».

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 ч).

Физические и химические изменения в химии. Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по уравнениям.

Типы химических реакций: разложение, соединение, замещение, обмен.

Практическая работа №4 «Признаки химических реакций».

Практическая работа №5 «Типы химических реакций на примере получения водорода, кислорода и углекислого газа».

Тема 5. Растворение. Растворы.

             Свойства растворов электролитов (21 ч).

Растворы. Растворимость веществ в воде. Количественный состав растворов.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). Среда водных растворов электролитов.

Ионные уравнения реакций и условия их протекания до конца.

Кислоты, основания, соли, оксиды, их классификации и свойства в свете ТЭД.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР), составление уравнений ОВР. Свойства веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.

Практическая работа №6 «Анализ почвы и определение рН среды некоторых растворов электролитов».

Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач».

Содержание обучения в 9 классе

Повторение основных вопросов курса 8 класса и

 введение в курс 9 класса (6 ч).

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и ОВР.

Понятие о переходных элемента. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента.

Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Тема 1. Металлы (18 ч).

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие физические и химические свойства металлов и их сплавов. Способы получения металлов. Коррозия и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов.

Общая характеристика щелочноземельных металлов.

Алюминий. Железо.

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений на примере получения амфотерного гидроксида алюминия».

Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений железа».

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».

Тема 2. Неметаллы (26 ч).

Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ, особенности строения. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Водород: положение в ПСХЭ, свойства, получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

Подгруппа кислорода. Кислород. Сера и ее соединения.

Азот и его соединения. Фосфор. Фосфорные удобрения.

 Углерод и его соединения. Кремний. И его соединения. Силикатная промышленность.

Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».

Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание углекислого газа».

Тема 3. Органические соединения (10 ч).

Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Алканы, строение, изомерия, номенклатура. Метан и этан, их свойства.

Непредельные углеводороды. Этилен. Полиэтилен.

Спирты. Альдегиды. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Их свойства.

Сложные эфиры. Жиры.

Аминокислоты. Белки. Углеводы.

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч).

Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Их значение.

Типы кристаллических решеток и виды химической связи.

Классификация химических реакций по разным признакам.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы, их генетические ряды.

Оксиды, гидроксиды и соли в свете ТЭД и ОВР.

Требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы

Учащиеся должны знать:

Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химической связи; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиции окисления-восстановления.

Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Причины многообразия углеродных соединений, виды связей, важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ; строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.

Учащиеся должны уметь:

- применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

- разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей; определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений;

- составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции;

-  определять по составу принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства,  в том числе в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

- обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

- характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов и важнейших химических элементов в свете изученных теорий;

-  распознавать важнейшие катионы и анионы;

-  решать расчетные задачи с использованием изученных понятий;

-  разъяснять причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ;

- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства органических веществ, их генетическую связь;

-  выполнять эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002-2003.
  2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003-2006.
  3.  Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
  4. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. к учебнику О.С. Габриеляна «химия. 8». – М.: Дрофа, 2005-2006.
  5. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002-2003.
  6. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003-2006.
  7.  Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
  8. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. к учебнику О.С. Габриеляна «химия. 9». – М.: Дрофа, 2005-2006.

Учебники  для учащихся:

                       Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2009.

                       Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2009.

СОГЛАСОВАНО                                                                                      СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей                                                          Заместитель директора по УВР

от «___»__________20___г.  №___                                                         __________________________

_____________________________                                                           «____» _____________20___г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для 8-9 класса (основная школа) к учебнику О.С.Габриеляна.

Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по биологии ФКГОС 6-9 кл на основе примерной программы

Рабочая программа по биологии ФКГОС 6-9 кл на основе примерной программы...

Рабочая программа ФГОС по технологии для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии автора И.А.Сасовой. Программа рассчитана на 68 часов.

Цели программы:-формирование  представлений  о технологической культуре производства;- овладение специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения до...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...