РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ
статья по химии по теме

Щербакова Юлия Геннадьевна

Опыт работы по реализации компетентностного подхода на занятиях химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ

Щербакова Ю.Г.

БОУ СПО «Омский колледж управления

и профессиональных технологий»

Суть нового подхода к образовательным стандартам состоит в том, что стандарт перестаёт быть «обязательным минимумом» и становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить многообразие жизненного выбора. Одним из вариантов реализации процесса образования сегодня является компетентностный подход. Необходимость  нового видения образовательного процесса влечет за собой изменение подходов к восприятию учащегося: обучение, воспитание, развитие должно осуществляться в рамках личностно – ориентированной, а не информационно - знаниевой  форме.

       Личность учащегося невозможно формировать как что-то однозначно заданное, можно лишь способствовать развитию его качеств, что осуществляется в процессе формирования компетенций, а формирование компетенций -  это способ и средство расширить представление о развитии граней личности в образовательном процессе.                      

       Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на такие цели, как обучаемость, самоопределение, развитие индивидуальности.

        Знание особенностей подросткового возраста обучающегося, его личностных качеств,  индивидуально-типологических особенностей, характеристики познавательной деятельности является основой для осуществления личностно - ориентированного подхода в обучении.  Многолетний опыт подтвердил, что опора на знание особенностей развития познавательных процессов при использовании опорных схем, опорных конспектов, а также заданий к ним способствуют развитию мыслительных операций и повышению успеваемости. Как правило, для обучающихся характерно запоминание при зрительном и моторно-слуховом восприятии. Это говорит о том, что изучаемый материал должен, во-первых, задействовать зрительные анализаторы, т. е. отвечать принципам наглядности, а во-вторых, должен быть компактным, легко записываемым, с акцентом на существенные связи. Этим требованиям отвечают опорные схемы (ОС) и опорные конспекты (ОК).

        Использование на занятиях опорных конспектов сокращает время на изучение нового материала. В каждом опорном конспекте, обязательно наглядно, акцентируется внимание на узловых моментах темы, что помогает обучающимся легче ориентироваться в большом объеме новой информации, выделить главное в строении, свойствах органических и неорганических веществ и сопоставить с уже изученными веществами, это вырабатывает системность в изучении как неорганической, так и органической химии.

        Используются опорные конспекты, как при изучении нового материала, так и при повторении и актуализации полученных знаний. При этом изучение нового материала происходит при помощи ОК и ОС.         Использование опорных конспектов на занятии развивает память и мышление у обучающихся, они получают удовольствие от нестандартного восприятия нового материала, при этом улучшается дисциплина. На объяснение нового материала затрачивается меньше времени. Акцент на узловых вопросах темы при использовании ОК повышает качество, глубину полученных знаний, прослеживается последовательность и системность в изучении органических и неорганических веществ. Но обучающийся должен не просто воспроизвести знания, умения, а найти, выбрать, оценить и применить их к конкретной ситуации.

        ОС и ОК предлагаются всем обучающимся, но задания к ним предлагаются индивидуальные, учитывающие особенности мышления. В соответствии с тремя уровнями развития мыслительных операций и разработаны задания трех уровней сложности.

Для обучающихся, находящихся на I ознакомительном уровне (узнавание ранее изученных объектов, свойств), в учебном задании соответствующая информация дана непосредственно из изучаемого материала, при выполнении допускается пользование алгоритмом в готовом виде (решение типовых задач, воспроизведение части ОК и т. д.).

        На II репродуктивном уровне (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) задания требуют также применение алгоритма в стандартных ситуациях, но с некоторыми изменениями (по аналогии, описать свойства  гомолога  либо назвать новое вещество, аналогично  представленному в ОК).

        Для III продуктивного уровня (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) задания требуют осмысленного применения умений в нестандартных ситуациях, поиск решений на основе синтеза освоенных умений (например, сравнить строение и свойства веществ, принадлежащих к разным классам органических соединений пентан – пентен). Задания направляют обучающегося к решению проблем творческого характера, к нахождению оригинальных способов решения заданий с привлечением дополнительных источников (например, описать свойства элемента одной группы периодической системы, который ранее не изучался либо осуществить цепочку превращений между классами органических соединений).

        Таким образом, идет формирование ключевых, межпредметных,  предметных  компетенций:

  1. Ценностно-смысловых компетенций, которые обеспечивают механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной деятельности, индивидуальность, самоопределение способов выполнения заданий.
  2.  Учебно-познавательных компетенций, характеризующих совокупность  компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
  3. Информационных компетенций, включающих  навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  4. Компетенций личностного самосовершенствования, направленных на освоение способов  интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.

Таким образом осуществляется компетентностный подход в рамках личностно-ориентированного обучения на занятиях химии, что дает устойчивые положительные результаты: за последние три года в среднем по группам коэффициент успеваемости за итоговую аттестацию увеличился на 18%, а коэффициент качества - на 20%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС"

Методические приёмы формирующие критическое мышление:Ø кластерØ мозговой штурмØ синквейнØ «знаем /хотим узнать / узнали»Ø учимся вместеØ ажурная пилаØ зигзагØ инсертØ 5-“w”Ø Бриллиант...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Проблемы организации учебных занятий в рамках реализации компетентностного подхода

Презентация содержит информацию об основных формах организации учебных занятий при реализации ОПОП....

Из опыта работы предметно-цикловой комиссии по теме «Реализация компетентностного подхода в рамках стандартов третьего поколения»

Из  опыта работы предметно-цикловой комиссии по теме «Реализация компетентностного подхода в рамках стандартов третьего поколения»...

"Реализация компетентностного подхода через использование активных методов обучения на уроках английского языка"

Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме "Реализация компетентностного похода через использование активных методов обучения на уроках английского языка". Для эффективной работы на урок...

Осуществление дифференцированного подхода в рамках личностно-ориентированного образования.

Выступление лдля ШМО по теме: "Осуществление дифференцированного подхода в рамках личностно-ориентированного образования."Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности ...