Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Кравчук Ольга Федоровна

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация компетентностного подхода при обучении химии

Компетентностно-ориентированные задания по химии

Кравчук Ольга Федоровна, учитель химии МАОУ «СОШ № 30» Мотовилихинского района города Перми

Целью реализации компетентностного подхода в процессе обучения химии является формирование системы компетенций школьников, соответствующих данной образовательной области.

           В “Стандарте основного общего образования по химии” отмечено, что «учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», в том числе для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Поэтому содержание обучающих задач при компетентностном подходе отличается от традиционных заданий своей практической направленностью.

Реализация такого подхода в обучении возможна через деятельностные технологии, в основе которых лежит планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому, при изучении материала по химии серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.

           Изучение содержания существующих учебно-методических комплектов для средней школы показало, что в них практически отсутствуют тексты задач, взятых из реальной конкретной жизни, или их крайне мало. Одним из путей решения этой дидактической проблемы является составление компетентностно-ориентированных ситуационных задач. Иногда для этого при формулировании заданий достаточно заменить гипотетические “стеллажи с книгами” на подсчет конкретных книг на полках их школьной библиотеки, а движение “странного автомобиля, который всегда продвигается со скоростью 50–60 км/ч”, на гонки по трассе Москва–Париж. Тогда задачи станут не просто – компетентностно-ориентированными, а практическими или учебно-практическими – вполне реальными. Решение подобных заданий заметно повышает интерес учащихся, они легко вовлекаются в дискуссию при составлении модели той или иной задачи, т.к. она не кажется им искусственной, навязанной или непонятной.

          Усилить практический аспект подготовки школьников можно за счет использования компетентностно–ориентированных заданий, которые подготовят учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формируют готовность к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ науки важно на всех этапах обучения в каждую изучаемую тему включать материал, отражающий значение веществ, природных закономерностей в повседневной жизни. Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса,

          Задание можно назвать компетентностно – ориентированным, если оно: комплексное, требующее применение знаний из нескольких тем, разделов одной или нескольких дисциплин при условии, что учащийся не владеет готовым алгоритмом его решения.      

         Обучение с использованием компетентностно–ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.  
       

            Компетентностно-ориентированные задачи - один из возможных путей формирования компетентностей личности, в том числе предметной, химической компетенции.
          О. С. Габриелян, автор программы по химии для 8-11 классов, определяет следующее содержание химической компетенции:

       1. Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественнонаучной картины мира. Химия – центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками.
     2. Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимопревращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.
     3. Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.
     4.Понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.
     5. Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами.



Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные задания по химии для 8-го класса

Задание

На развитие какой компетенции направлено

Изучаемая тема курса

        7 августа 1887 года один русский ученый в возрасте 53 лет совершил воздушное путешествие. Он смог подняться на высоту около 3000м , пролетел более 100 км  и удачно приземлился на окраине Клина. Он был и пилотом, и исследователем и конструктором одновременно.

Задание: 1. Назовите фамилию и имя этого ученого.

                2. Назовите транспортное судно ученого.

                3.Какие исследования были проведены во время воздушного путешествия? 

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

информационная; коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

Великие ученые-химики

         В списке нобелевских лауреатов по химии мое имя стоит первым. В начале своей карьеры, будучи доктором математики и натурфилософии, я давал частные уроки по химии и физике, т.к. мне не нашлось места для работы ни в одном из университетов Голландии, даже в должности учителя химии мне было отказано. Задание: 1.Назовите фамилию и имя данного лауреата. 2.За какие заслуги в науке он получил Нобелевскую премию? 

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Великие ученые-химики

С индийского  «сира»  означает светло-желтый. С греческого  «хлорос»  - зеленый,  «йодес» - фиолетовый,  «хрома» - окрашенный. Задание: Дайте русские названия этим иностранным словам.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная; информационная

Химические элементы, этимология названий

      Перед оклеиванием стен обоями рекомендуется залепить клейкой лентой шляпки вбитых в стену гвоздей – это препятствует появлению на обоях пятен ржавчины.

       Для чистки ювелирных изделий, покрытых позолотой, нельзя использовать абразивные материалы и препараты, их содержащие, т. к. это может испортить внешний вид изделия.

      Если вы едите пищу с высоким содержанием серы, например куриные яйца или горчицу, то не рекомендуется пользоваться серебряной посудой – она покроется черным налетом.    

       Пятно от смолы, вара или парафина можно вывести, если прогладить изделие горячим утюгом, предварительно проложив с обеих сторон пятна плотную ткань или бумагу. Задание: Дайте классификацию перечисленным явлениям. 

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Физические и химические явления. Признаки химических реакций

      Древние египтяне называли его “вааепере”, древние копты – “небесный камень”. Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещавший всем, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения.     Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота. В «Одиссее» Гомера рассказывается, что победителям в спортивных соревнованиях вручали кусок этого металла и кусок золота – самые большие в те времена драгоценности. Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что им не стоило и заниматься. Задание: 1. О каком металле идет речь?2.Дайте характеристику этому металлу по положению в Периодической системе химических элементов.3. Какое практическое значение этого металла в быту?

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Периодическая система химических элементов.

Строение атома.

Металлы.

      В газообразном виде он оказывает сильно раздражающее действие на глаза и дыхательную систему.  Войска Атланты и германские войска применяли его в боевых действиях. Его используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Задание: 1.О каком веществе идет речь?2.Кто впервые открыл его?3. Определите относительную плотность этого вещества по воздуху?

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Химия и биология.

Относительная плотность газов.

Неметаллы.

       При Петре I вручалась медаль за пьянство.

 Задание: 1.Из какого вещества была сделана медаль? 2.Где  и на какой срок крепилась данная медаль?

Учебно-познавательная;

информационная

Чистые вещества и смеси. Металлы.

       Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный спиртовой раствор иода, который используют для обработки ран. Задание: Какой объем раствора с плотностью 0,950 г/мл может приготовить фармацевт из 10 граммов кристаллического йода и спирта?

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Чистые вещества и смеси. Массовая доля растворенного вещества.

      По официальной версии Наполеон умер от рака желудка. Спустя 140 лет ученые пришли к выводу, что, скорее всего, он был отравлен ядовитыми соединениями элемента Х. Вероятно, Наполеону длительное время подмешивали в пищу вещество состава Х2О3 в малых дозах. Задание: 1.Установите элемент Х, если известно, что его массовая доля  составляет 75,7% в Х2О3. 2. Дайте характеристику этому элементу по его положению в периодической системе химических элементов.3.Найдите информацию о этимологии названия данного элемента?


Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Массовая доля элемента. Химические формулы.

Периодическая система химических элементов.

Неметаллы.



Предварительный просмотр:

       

Компетентностно-ориентированные задания для 9-го класса

Задания

На развитие какой компетенции направлено

Тема курса

           Металл серебристо белого цвета. На своей поверхности образует оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют крылатым металлом. Н.Г. Чернышевский в своем произведении “Что делать?” назвал его “металлом социализма”. Задание: 1.Назовите данный металл, дайте ему характеристику на основании положения в Периодической системе. 2.Назовите особенности свойств простого вещества и соединений , образованных этим элементом.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Характеристика элемента. Металлы.

            Правильно ли поступил судовой врач, используя стерилизованную морскую воду для вливания в организм механику, с редкой группой крови, потерявшему при пожаре большое количество крови? Задание:1. Обоснуйте свой ответ.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Щелочные металлы. Соединения щелочных металлов.

            Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. Задание: 1. О каком веществе идет речь? 2. Перечислите полезные свойства этого вещества.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Соединения щелочных металлов.

Галогены.

      В одной из научно-исследовательских лабораторий при изучении образца неизвестного металла произошел взрыв. При расследовании обстоятельств произошедшего установлено, что в ходе анализов по его определению был проведен следующий опыт: при взаимодействии неизвестного металла с водой идет бурная реакция с выделением газа, а образующийся при этом раствор меняет цвет индикатора фенолфталеина. В момент проведения анализа другой ученый в этой же лаборатории проводил свои исследования, нагревая образцы, т.е. в данный момент в лаборатории был источник открытого огня.

Дополнительная информация: установлено, что исследуемый металл участвует в водно-солевом обмене организма человека и входит в состав поваренной соли. Задание: 1.Назовите этот металл.2.Составьте уравнение реакции взаимодействия его с водой.3.как изменится цвет фенолфталеина и лакмуса в среде полученного раствора?4.Предложите еще один способ лабораторного получения раствора. Образовавшего в результате взаимодействия этого металла с водой.5.Выделяющийся в результате реакции газ бурно реагирует с кислородом воздуха при соприкосновении с открытым источником огня. Составьте уравнение этой реакции.6.Какое правило техники безопасности, по вашему мнению, было нарушено?

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Щелочные металлы.

Способы получения металлов. Соединения щелочных металлов.

        Автолюбитель решил очистить небольшую алюминиевую деталь машины от масла и грязи и опустил ее на ночь в раствор щелочи. Наутро деталь исчезла. Задание: 1.Объясните наблюдаемы результат.2.Напишите уравнение реакции.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Алюминий.

        В древности для написания икон использовали свинцовые белила. Спустя некоторое время  такие иконы чернели. Задание: 1.Почему иконы чернели? 2.Какое вещество, используемое также в медицине, применяли для обновления икон?3.Приведите уравнения реакций.

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Металлы побочных подгрупп

        В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Белое золото 585-й пробы – это сплав, состоящий из трех металлов (массовая доля золота 58,5%, серебра – 26%, остальное  палладий). Задание: 1.Какие металлы образуют сплав «белое золото»? 2.как получают этот сплав? 3.Рассчитайте массу чистого золота, содержащегося в кольце ручной работы из белого золота 585 пробы, украшенного 23 бриллиантами общей массой 0.23 карата. Масса кольца = 3,8 г. 1 карат =0,2 г. 4. Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а какого меньше всего? Ответ подтвердите расчетами. 5. Какие еще металлы могут входить в состав сплавов золота, используемых для изготовления ювелирных изделий? 6. Почему для изготовления ювелирных изделий используют сплавы, а не чистое золото?

Ценностно-смысловая; общекультурная;
учебно-познавательная;

коммуникативная;

личностного самосовершенствования;

информационная

Металлы побочных подгрупп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении"

Проблема применения интегрированных уроков актуальна в связи со снижением интереса обучающихся к занятиям. Во-вторых, традиционный урок не представляет возможностей всем без исключения раскрыть себя. ...

КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти каче...

"ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС"

Методические приёмы формирующие критическое мышление:Ø кластерØ мозговой штурмØ синквейнØ «знаем /хотим узнать / узнали»Ø учимся вместеØ ажурная пилаØ зигзагØ инсертØ 5-“w”Ø Бриллиант...

Реализация компетентностного подхода в обучении: технология коллективной деятельности

В данной статье рассматривается технология коллективной деятельности на уроках английского языка с точки зрения ее практической значимости в деле формирования иноязычной коммуникативной компетенции уч...

Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Осуществлять компетентностный  подход  необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные  ...