Главные вкладки

    КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
    календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) на тему

     На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Этот подход, по нашему мнению, является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kompetentnostnyy_prdhod.docx23.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    И.М. Ястребова (г. Армавир, МБОУ СОШ № 18)

    КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ

    РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  ПОДХОДА

    ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

     На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Этот подход, по нашему мнению, является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

    Ученики, получают новую для себя роль - «роль исследователей», которые под скрытым руководством учителя открывают для себя все новые и новые знания. На наш взгляд принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем знаний. Он организовывает самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.  Он  равноправный партнер по учебному процессу, с которым можно спорить, отстаивать свою позицию, которому можно предложить альтернативную точку зрения и эта точка зрения будет услышана и понята. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности,

    Разработанный нами курс «Конструирование учебных моделей» дает возможность решить эту задачу, а также дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью. Конструкторско-практическая деятельность обуславливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, способствует актуализации и закреплению в ходе практического использования математических знаний и умений, повышает уровень осознанности изученного материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

    Курс предназначен для учащихся пятых классов, рассчитан на 34 часа. Занятия предполагают большое количество практических работ с различными материалами: бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой.

    Цель курса: сформировать элементы логического и конструкторского мышления, развить познавательную активность и интерес к математике.

    Задачи курса:  

    - формирование умения узнавать изученные геометрические фигуры в объектах, различать линейные, плоскостные и пространственные геометрические фигуры;

    - развитие воображение учащихся;

    - формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом, умения мысленно расчленять объект на составные части, умения собирать объект из частей, усовершенствовать его по заданным условиям, умения построить чертеж модели, собрать модель по чертежу, умения  рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности;        

    - формирование графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;

    - овладение учащимися различными способами моделирования;

    - обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой.

    - формирование стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

    Результаты обучения

    К результатам обучения относятся следующие:

    1. в личностном направлении:

    - знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы происхождения и развития геометрии из практических потребностей людей;

    1. в метапредметном направлении:

    - умение планировать свою деятельность;

    - умение работать с геометрическим материалом;

    - умение проводить несложные рассуждения опираясь на ранее изученный материал;

    - умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы построений;

    - применение приемов самоконтроля при решении определенных задач;

    1. в предметном направлении:

    - усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;

    - приобретение навыков изображения геометрических фигур;

    - умение распознавать  и изображать равные и симметричные фигуры;

    - умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

    - умение использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;

    - умение проводить несложные практические расчеты, рационально размечать материал с помощью линейки, угольника, шаблона;

    - умение выполнять технический рисунок простого изделия; читать рисунок и чертеж, изготавливать по нему изделие;

    - умение находить периметр,  площадь  и объем геометрических фигур.

    Поурочное тематическое планирование

    № п\п

    Содержание учебного материала

    Количество часов

    Дата по плану

    Дата по факту

    Оборудование

    1

    Создание рисунка из простейших геометрических фигур

    1

    Альбом, цветные карандаши, линейка

    2

    Практическая работа «Дом моей мечты» (рисунок из геометрических фигур)

    1

    Альбом, цветные карандаши, линейка

    3

    Бордюры из геометрических фигур

    1

    Альбом, цветные карандаши, линейка

    4

    Бордюры из геометрических фигур. Выставка лучших работ.

    1

    Альбом, цветные карандаши, линейка

    5

    Конструирование моделей по теме «Доли и дроби»

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    6

    Конструирование моделей по теме «Доли и дроби»          

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    7

    Конструирование моделей симметричных фигур.(бабочка)

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    8

    Конструирование моделей симметричных фигур.(Старинный замок)

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    9

    Линии в жизни. Проектная работа «Безопасный маршрут «Дом-школа».

    1

    Альбом, цветные карандаши, линейка

    10

    Линии в жизни. Проектная работа «Карта-схема «Город мечты». Выставка лучших работ.

    1

    Альбом, цветные карандаши, линейка

    11

    Циркульные орнаменты.

    1

    Альбом, цветные карандаши, линейка, циркуль

    12

    Проволочные каркасы. Построить конструкцию по заданному образцу

    1

    Проволока, спички, пластилин

    13

    Проволочные каркасы. Построить конструкцию по словесному описанию.

    1

    Проволока, спички, пластилин

    14

    Проволочные каркасы. Проектная работа «Каркас бабочки», «Каркас парусника». Выставка лучших работ.

    1

    Проволока, спички, пластилин

    15

    Проволочные каркасы. Проектная работа «Домик для щенка». Выставка лучших работ.

    1

    Проволока, спички, пластилин

    16

    Творческая мастерская «Задача для друга». Задачи на движение.

    1

    Интерактивная доска

    17

    Конструирование геометрических паркетов из треугольников и четырехугольников. Создание паркета по образцу.

    1

    Цветная бумага, ножницы, клей,  линейка

    18

    Конструирование геометрических паркетов из треугольников и четырехугольников. Создание паркета по словесному описанию.

    1

    Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

    19

    Исследовательская работа «Возможно ли выложить паркет из данных фигур?»

    1

    Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

    20

    Проектная работа «Школьный двор моей мечты». Выставка лучших работ.

    1

    Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

    21

    Исследовательская работа «Площадь и периметр школьного двора»

    1

    22

    Проектная работа «Фартук для моей мамы» (работа с лоскутками треугольной и четырехугольной формы)

    1

    Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

    23

    Творческая мастерская «Задача для друга». Составление задач на доли и дроби.

    1

    Интерактивная доска

    24

    Творческая мастерская «Задача для друга». Составление задач на доли и дроби

    1

    Интерактивная доска

    25

    Развертка куба. Создание разверток куба.

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, линейка

    26

    Модель куба. Создание моделей куба.

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, линейка

    27

    Развертка прямоугольного параллелепипеда. Создание разверток прямоугольного параллелепипеда.

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    28

    Модель прямоугольного параллелепипеда. Создание модели прямоугольного параллелепипеда.

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    29

    Развертка конуса. Создание разверток конуса.

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    30

    Модель конуса. Создание модели конуса.

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    31

    Развертка цилиндра. Создание разверток цилиндра.

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    32

    Модель цилиндра. Создание модели цилиндра.

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    33

    Творческая мастерская «Замок из многогранников». Выставка лучших работ.

    1

    Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

    34

    Построение диаграмм. Исследовательская работа «Одноклассники и их успеваемость», «Одноклассники и их увлечения»

    1

    Альбом, цветные карандаши, линейка, циркул


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика учебных достижений учащихся при обучении математике.

    Обзор форм и методов диагностики результатов обучения....

    Учебная мотивация в процессе обучения математики

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося ...

    Развитие учебной мотивации в процессе обучения математике и информатике

    •С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что у...

    Методическое объединение по теме "Использовании электронных образовательных ресурсов как одной из стратегий формирования универсальных учебных действий школьников при обучении математике. "

    В своей работе я следую  изречению  известного французского  публициста и общественного деятеля Анри Барбюса: «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо ...

    Выступление на РМО учителей математики "Формирование универсальной учебной деятельности (УУД) при обучении математики как средство реализации ФГОС ООО"

    Универсальные учебные действия-это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющимиоснову умения учиться....

    Организация учебной деятельности учащихся в обучении математики

    Материал предназначен для учащихся средних классов, общеобразовательных школ....