Организация учебной деятельности учащихся в обучении математики
методическая разработка по алгебре на тему

Каримова Лариса Николаевна

Материал предназначен для учащихся средних классов, общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебной деятельности учащихся в обучении математики

Реализация программы по математике позволяет не только научить ученика читать, писать и считать, а также формирует его универсальные учебные действия, которые помогают   демонстрировать «умение учиться».

Чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность и сделать хозяевами этой деятельности. Учитель должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создания учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности

(«зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления и регулирования

(«как учиться»). Вместо формулировок заданий: решите, выполните, найдите, должны звучать: проанализируйте, докажите(объясните), сравните, выразите символом, создайте

 схему или модель, выберите решение или способ решения.

Наиболее рациональные способы(приемы) учебной деятельности тесно связаны с содержанием предмета, помогают понять его логическую структуру, на их основе формируются необходимые универсальные учебные навыки.

Какие приемы усвоения математики необходимы учащимся? Как сформировать их у учащихся в процессе обучения? Какие задачи целесообразно решать на уроках математики с этой целью? Какие производить для этого умственные и практические действия? Какими методическими средствами этого можно достичь?

Предлагаемые здесь методические рекомендации учитель может непосредственно использовать на уроках математики или варьировать их в зависимости от конкретных условий обучения. На их основе можно самостоятельно составлять приемы учебной деятельности учащихся по усвоению математики.

Деятельность учащихся на уроке для достижения намеченной цели организуется по разному: краткое коллективное или индивидуальное повторение памятки или ее демонстрация тем или иным способом, проверка выполнения домашнего практического задания, включение специальных заданий на использование памяток в самостоятельную работу учащихся на уроке и т. д. Учитель создает ситуации для практического использования памяток; например, на уроке учащиеся под руководством учителя составляют конспект соответствующего пункта учебника.

Для формирования универсальных учебных действий учащихся можно использовать следующие приемы: работа с учебником, составление плана ответа по математике, ведение тетради по математике, организация домашней работы, выполнение письменной работы по математике, изучение теоремы(задачи), усвоение теоремы, контроль за усвоением теорем, общий прием контроля решения задачи и др.

Примерный состав некоторых из этих приемов.

Работа с учебником математики:

  1. найти задание по оглавлению;
  2. обдумать заголовок (т.е. Ответить на вопросы: о чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?);
  3. прочитать содержание пункта (параграфа);
  4. выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей);
  5. задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говориться? Что мне уже известно об этом? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что уже известно? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить? Когда и как применять?
  6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия или правила;
  7. выделить основные теоремы или правила;
  8. изучить определения понятий;
  9.  изучить теоремы (правила);
  10.  разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои;
  11. провести самостоятельно доказательство теоремы в тетради;
  12.  составить схемы, рисунки, таблицы, чертежи;
  13. ответить на конкретные вопросы в тексте;
  14. придумать и задать себе вопросы.

Составление плана ответа по математике:

  1. выделить понятия, которым нужно дать определение;
  2. выделить теоремы или правила, которые нужно сформулировать и доказать;
  3. выделить определения, теоремы, правила, на которые нужно сослаться при доказательстве;
  4. составить доказательство теоремы или правила;
  5. продумать записи на доске во время ответа;
  6. показать, где и как применяется теорема (правило);
  7. сделать вывод.

Прием усвоения теоремы:

  1. прочитать теорему (по учебнику, тетради);
  2. усвоить содержание теоремы (используя прием работы над теоремой;
  3. выучить формулировку теорему;
  4. рассмотреть (если есть) чертеж, усвоить его;
  5. прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу;
  6. повторить доказательство;
  7. сделать свой чертеж;
  8. доказать с его помощью теорему самостоятельно;
  9. если нужно, проверить себя, прочитав доказательство еще раз;
  10.  попробовать найти другой способ доказательства.

Организация домашней работы по математике:

  1. ознакомиться с заданием;
  2. вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради;
  3. прочитать и усвоить материал учебника;
  4. выполнить письменные задания;
  5. составить план ответа.

Общий прием контроля решения задачи:

  1. проверить правильность записи условия;
  2. проверить ход решения, правильно ли использован прием решения;
  3. проверить правильность записей и чертежей;
  4. проверить вычисления;
  5. исследовать решение, рассмотреть частные случаи; рассказать кратко ход решения задачи;
  6. полезно проверить решение у товарища.

В зависимости от особенностей изучаемого материала, от учебных задач, решаемых на этом этапе, приемы могут быть различными способами получены один из другого. Наиболее важным в обучении являются приемы работы с книгой (учебником, справочником, популярной книгой по математике и т. д.) Можно выделить некоторые виды упражнений, используемых на различных этапах формирования учебных действий:

  1. Найти ошибку («ошибающийся учитель»).
  2. Найти незнакомые слова незнакомые слова в тексте и выяснить их значение.
  3. Найти непонятные словосочетания в тексте и выяснить их значение.
  4. Выделить в тексте основные мысли.
  5. Разделить текст на смысловые части.
  6. Составить схемы, рисунки, краткий конспект по тексту.
  7. Сформулировать вопросы к тексту.
  8. Найти в тексте ответы на данные вопросы.

Выбор видов упражнений на уроке зависит от учебного текста, его доступности и целесообразности использования его для самостоятельной работы, возможностями учащихся, уровнем сформированности у них умений работы с учебником.

В связи с выше перечисленными приемами могу отметить, что на практике полученные результаты подтверждают, что у многих учащихся формируются алгоритмы распознавания соответствующего задания и по сути дела являются своеобразным мостиком, соединяющим требования стандарта и учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коллективных средств обучения в организации учебной деятельности учащихся

Цель моей педагогической деятельности – организация учебной работы, направленной на формирование ключевых компетентностей учащихся посредством использования коллек...

Тема по самообразованию "Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике."

Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике...

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Статья, описывающая различные формы организации учебной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках математиеки....

Организация учебной деятельности учащихся на уроках математики в рамках ФГОС ООО

Организация учебной деятельности учащихся на уроках математики в рамках ФГОС ООО (из опыта работы)...

Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке математике и их кратоке содержание....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

в статье раскрыто определение нетрадиционных организационных форм урока, также представлено исследование, проведённое в МБОУ Гимназии №32 города Кургана, для выявления зависимости между видом нетрадиц...