Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении математике на уроках различных типов в информационно-образовательной среде
проект по алгебре на тему

Короткевич Валентина Михайловна

самостоятельная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotkevich._lyubertsy._sm1.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

кафедра математических дисциплин

Самостоятельная работа № 1

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении математике на уроках различных типов в информационно-образовательной среде

Выполнил

слушатель учебного курса

«Конструирование системы уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО»

учитель математики МОУ СОШ № 21  

города  Люберцы Московской области

Короткевич Валентина Михайловна

Руководитель курса: к.п.н., доцент кафедры математических дисциплин Е.Л. Мардахаева

Москва, 2014

Содержание

Стр.

Введение

§  1.  Типы уроков в информационно-образовательной среде

§ 2. Сравнительный анализ использования различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках разных типов

Заключение

Список литературы

3

4

6

10

11

Введение

Всякая деятельность человека, в том числе и образовательная, представляет собой единство теории и практики. Знание педагогической теории необходимо для эффективного выполнения практических образовательных действий [2].

В процессе обучения каждому ученику важно овладеть рациональными приемами деятельности, научиться эффективно работать с учебной литературой, наблюдать, ставить опыты, осуществлять измерения, анализировать, обобщать изученный материал, делать логические выводы и так далее. Эти умения важны каждому ученику для самостоятельного углубления, расширения объема знаний по вопросам будущей специальности.

Организация процесса обучения в школе требует систематизации, дифференциации, составления ориентировочной основы отобранных действий, включения их в процесс обучения, в неразрывной связи с усвоением учебной информации [1].

          Познавательная деятельность рассматривается как самостоятельный вид человеческой деятельности. Познавательная деятельность личности, осуществляемая в специфических учебных условиях, представляется как учебно-познавательная деятельность [2]. Под познавательными действиями понимают такие действия, которые обеспечивают познание - умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний [1]. К познавательным действиям относятся общеучебные, логические учебные действия, а также постановка и решение проблем. Эти действия должны обеспечить  успешное усвоение знаний, умений и навыков. Все виды учебно- познавательной деятельности направлены на познание целостного мира, реализуют познавательные потребности, обеспечивают формирование и развитие интеллектуальной сферы личности.

§  1.  Типы уроков в информационно-образовательной среде

1. Урок  открытия нового знания.

2. Урок построения системы знаний.

3. Урок  рефлексии.

4. Урок  развивающего контроля. 

         

Структура уроков

1.  Урок открытия нового знания:

2.  Урок построения системы знаний:

  • Этап постановки целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
  • Этап первичного закрепления.
  • Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации.
  • Этап информирования о содержании и инструктаж по выполнению домашнего задания.
  • Этап рефлексии, подведение итогов.

3.  Урок рефлексии:

  • Этап самоопределения, мотивации к деятельности.
  • Этап актуализации знаний.
  • Этап локализации затруднений.
  • Этап построения проекта выхода из затруднений.
  • Этап обобщения затруднений во внешней речи.
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  • Этап включения в систему знаний и повторение.
  • Этап рефлексии учебной деятельности.

4.  Урок  развивающего контроля:

  • Этап мотивации.
  • Этап актуализации знаний.
  • Этап целеполагания контроля.
  • Этап контроля деятельности.
  • Этап самопроверки.
  • Этап самооценки.
  • Этап рефлексии.
  • Этап согласования оценок.

§ 2. Сравнительный анализ использования различных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках разных типов 

          На уроках открытия нового знания формируются способности к основным видам деятельности. Образовательной целью таких уроков является усвоение содержания учебной программы.          

          Для мотивации учащихся, создания проблемной ситуации, побуждающей учащихся к новым знаниям, используются различные способы: жизненные и учебные ситуации, создание ситуации удивления, использование метапредметных связей и т.д.

          Для успешного изучения темы необходимо зафиксировать место, выявить причину затруднения, построить и реализовать проект выхода из затруднения.

          Первичное индивидуальное закрепление обязательно должно проходить с проговариванием во внешней речи. Необходимо, чтобы учащиеся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько новых заданий, при этом  вслух проговаривая выполненные шаги и их обоснование - определения. алгоритмы, свойства.  

          На этапе самостоятельной работы возможна коллективная и индивидуальная форма работы, позволяющая организовать самостоятельное выполнение заданий, самопроверку и взаимопроверку, а также предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

          Этап включения в систему знаний предусматривает использование групповой и индивидуальной работы для повторения и закрепления ранее изученного материала и подготовки к изучению следующих тем.

          На уроках  рефлексии формируются способности к коррекции собственных знаний на основе алгоритма рефлексивного  мышления. Образовательной целью является повторение и закрепление учебного материала. Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
         Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.

          Эталон должен  грамотно описывать сущность выполняемых преобразований и составляться  вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, он должен быть максимально понятен и являться  реальным инструментом решения задач данного типа. Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.
         При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания». 
         Учащиеся должны научиться сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки. 
         Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен составляться учащимися самостоятельно. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют. 

          На уроках построения системы знаний  происходит формирование способности учащихся к новому способу действия, связанной с построением структуры изучаемых понятий и алгоритмов. Образовательной целью такого урока является выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.

          На уроках этого типа используются различные формы работы, позволяющие закрепить изученные знания, использовать их при решении творческих, проблемных заданий, заданий в измененной ситуации.

          Уроки построения системы знаний  призваны сформировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а также о методах организации учебной деятельности, направленной на саморазвитие и самореализацию.

          На уроках развивающего контроля формируются способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательной целью является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения больших  разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
         На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре контроля по критериям.

          Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

1.  Написание учащимися контрольной работы и ее оценивание.
2.  Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
         Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
         В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
         Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
         При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
         Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результатов  работы  на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

         

Заключение

          Проблема образования учащихся путем организации учебно- познавательной деятельности является сейчас наиболее актуальной.

          Учебно-познавательная деятельность - это  вид деятельности, элемент целостной системы образования личности, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение учащимся на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способов деятельности, а также его  развитие.

          Использование различных видов учебно- познавательной деятельности, а также форм их организации позволяет добиться успешного построения системы знаний, высоких результатов, а также способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся.

Список использованной литературы

1. «Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии», Л.И. Боженкова, Москва, «Бином», 2013.

2. «Образование. Деятельность. Личность», В.А. Беликов, Москва, «Академия естествознания», 2011.

3.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2011.