2020 год. Формы организации учебно-познавательной деятельности
опыты и эксперименты

Понамарева Галина Николаевна

В работе представлен опыт работы учителя-филолога по организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Материал может быть использован в работе учителей различных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_organizatsii_uchebno-poznavatelnoy_deyatelnosti.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Понамарева Галина Николаевна

МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2» Томской области

Формы организации учебно-познавательной деятельности

Из опыта работы

        Успешность учебного процесса зависит не только от выбранных учителем методов и приёмов обучения, но и от формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Исследования психологов показали, что знания и умения наиболее успешно формируются в процессе самодеятельности. Для этого использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: общеклассные, индивидуальные, групповые, бригадные и парные.

При организации парной работы часто предлагаю ребятам работу в паре с соседом по парте. Они задают друг другу вопросы, слушают и оценивают ответы, используя для проверки опорные конспекты и учебник. При проведении словарных диктантов использую пары сменного состава. Удачный приём работы в таких парах – диктант «Гусеница», когда ребята одного варианта, передвигаясь вперёд с парты на парту, диктуют слова на заданную орфограмму каждому новому партнёру. «Фронтальная проверка» написанного под мою диктовку, когда обучающемуся приходится проверять тетради одноклассников своего ряда, развивает у школьников орфографическую зоркость, внимательность ответственность.

Методику работы с элементами КСО мои подопечные осваивают также со среднего звена. Деятельность эта состоит из нескольких этапов.

I. «Ученик – Ученик».Каждый из ребят, равных по силе, работает над предложенными мною заданиями самостоятельно (задания разные):

  • изучает теоретический материал;
  • оформляет полученную информацию в опорный конспект или кластер;
  • выполняет практическую работу (2 задания);
  • готовит представление теоретического материала своему товарищу.

II. «Учитель – Ученик».

На этом этапе один ребёнок выполняет роль учителя, другой – ученика. Ученик оценивает своего Учителя. Чтобы закрепить полученные знания, пара совместно выполняет небольшое по объёму задание (новое для обоих). Затем Ученик самостоятельно выполняет упражнение, которое Учитель уже выполнял. Учитель следит за его работой и ставит ему оценку.

III. «Ученик – Учитель».

Ребята меняются ролями, и работа в паре повторяется по сценарию

предыдущего этапа.

Работа по такой методике занимает обычно два урока. В конце второго занятия я провожу контроль знаний обучающихся в устной и письменной формах. В совместном творчестве мы корректирует знания по теме и ликвидируем ошибки.

Эти элементы методики КСО оправдали себя при изучении таких тем: «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях», «Типы простых предложений», «Правописание Ъ и Ь знаков», «Буквы О и Ё после шипящих в разных морфемах», когда ребята будут выполнять аналогичные задания.

При изучении нового материала организую групповую работу, которая способствует созданию атмосферы взаимной ответственности, внимательности, успешности, повышает интерес к работе друг друга, развивает коммуникативные навыки и творческие способности.

В пример приведу урок по роману И.А. Гончарова «Обломов» (литература 10 класс). После вступительного слова предлагаю ребятам объединиться в группы по желанию и поработать над вопросами, обозначенными на компьютерном слайде:

  • 1 группа: по главам 1-2 подготовить, характеристику главного героя  (портрет Ильи Ильича, квартира, интерьер, проблемы, волнующие его).
  • 2 группа: по главам 2-4 рассказать о гостях Обломова: кто они, их занятия, отношения с Обломовым. Чем Обломов выше их?
  • 3 группа: по главам 5-6 рассказать о жизни Обломова в Петербурге, его образовании, отношении к учёбе, науке, имению.
  • 4 группа: по главам 7-8 рассказать о Захаре, его характере, об отношении к Обломову.

        Или на уроке по творчеству Н.А. Некрасова, где организуется аналитическая работа со стихотворными текстами, ребятам предлагаю объединиться  группы и распределить роли «профессионалов».

  • 1 группа. Тема о назначении поэзии и роли поэта в жизни общества.

Стихотворения: «Поэт и гражданин», «Элегия», «Муза», «Умру я скоро», «О Муза! Я у двери гроба!», «Блажен незлобивый поэт…»

  • 2 группа. Тема Родины и народа.

Стихотворения: «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоска», «В полном разгаре…», «Родина», «В дороге».

  • 3 группа. Любовная лирика.

Стихотворения: «Мы с тобой бестолковые люди…»

«Да, наша жизнь текла мятежно»,  «Тяжёлый год – сломил меня недуг», «Тяжёлый крест достался ей на долю»,  «Так это шутка? Милая моя…»

Так, в группах появились чтецы - лирики, лингвопоэтики, эксперты, судьи, обвинители, защитники и спасатели.

При изучении отдельных тем русского языка, где можно организовать параллельное изучение материала, также использую групповых форм работы. Каждая группа получает свое задание, изучив и практически отработав которое, должна донести полученную теоретическую информацию до ребят других групп и провести практическую работу по своей теме (небольшой диктант, запись и анализ предложения и т.п.). Должность Учителя, проводящего практическую работу, в группе выборная. Обучаемые имеют право задавать вопросы и получать инструктаж по выполнению самостоятельной работы. В конце урока под моим руководством пройдёт обобщение и закрепление  полученных знаний.

В среднем звене удачными здесь бывают уроки по таким темам, как: «Разряды имён прилагательных (наречий, числительных)», «Спряжение глаголов», «Служебные части речи» и другим. В старших классах подобную работу усложняю: обучающимся предлагаю самостоятельно выделить основные вопросы темы, а затем, разбившись на группы, изучить материал и донести его до ребят остальных групп.

Особое место в практике моего преподавания занимают Уроки хорошего настроения.

Это одна из форм уроков развития речи, где обучающиеся формируют коммуникативные и общекультурные компетентности, а также развивают свои творческие способности. Структура такого урока выглядит так: в зависимости от темы урока ребята выбирают задание: понаблюдать, изобразить, найти, подобрать, доказать. На уроке объединяются в группы по интересам (4-6 человек): одни будут вести словесное описание, другие – музыкальное оформление, третьи представят тему в красках, четвертые – доказательную базу в полотнах художников и т.п. Условие одно – хорошее настроение. После представления работы группами начинается КТД (снова в этих же группах) – ребята создают творческую работу с учетом информации, представленной другими группами. Звучит музыка, способствующая настроить их на нужный лад. В конце урока или начале следующего проводим презентацию работ групп. Мне на данном уроке отводится роль управленца, связующего звена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебно - познавательной деятельности

Формы организации учебно - познавательной деятельности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описываются различные формы организации учебно - познавательной деятельности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При организации учебно-познавательной деятельности, конечно,  в первую очередь применяются словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства,...

Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"

Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"...

Групповые и коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности

выступление на районном методическом объединении учителей математики...

Исследование, как форма организации учебно-познавательной деятельности

Виды учебно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной работе...