Исследование, как форма организации учебно-познавательной деятельности
статья по географии

Мамешева Татьяна Ряхимжановна

Виды учебно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование, как форма организации учебно-познавательной деятельности

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового. Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Результаты ученических исследований узкоприкладного, экспериментального характера в таких областях как социология, экология, вполне могут нести в себе определённую объективную новизну (например, исследование экологической ситуации в небольшом водоеме). Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования - опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности. Перед тем, как начинать со школьниками исследования, необходимо четко поставить цели и задачи. Главная цель всегда должна быть одна. Потому как человек не может стремиться к двум целям одновременно, так же, как невозможно одновременно идти по двум дорогам в двух различных направлениях. Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, - иначе исследование, главный смысл которого - в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов. При развитии исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:

 - мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

 - контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Виды   учебно-исследовательской деятельности

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:  

проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

 аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

 диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

 изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

 экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

  проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Исследовательская работа во внеурочной деятельности.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок - исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок - рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок - экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п.]. - Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

 Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

 1) Некоторые школы включают в свои образовательные программы исследовательскую практику учащихся. Она может проводиться в самой школе, на базе внешних учреждений образования и науки или в полевых условиях.

2) экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.

 4) Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.

 5) Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) - форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ.

6) Участие старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий .

7) Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов необходима для целеполагания и диагностики результативности проект. Для организации учебно-исследовательской работы старшеклассников, приемлемо создавать в школах учебно-исследовательские группы.

Из опыта работы

Какими же должны быть географические ресурсы Интернета для учащихся?

Для начального курса географии главным правилом должна быть умеренность и высокая образность информации. В 5-м классе легко можно неумелыми действиями вызвать у детей пожизненную ненависть к географии как неживому и скучному предмету, повествующему об абстракциях — о холме вообще, о море вообще, о реке вообще.

Прежде всего, я думаю, пяти-шестиклассникам необходимо позволить увидеть свой город. Это можно сделать с помощью сайта maps.google.com И перед школьником в виде космического снимка предстанут знакомые места, наш город, наш район, наша школа.

Никто из нас не был в космосе и не наблюдал Землю в иллюминатор орбитальной станции. Как же заставить детей поверить в истинность гелиоцентрической системы Коперника? Для этого в Интернете имеется доступная модель космического пространства «Селестия» (Сelestia), позволяющая наблюдать объекты Солнечной системы, да и всей Вселенной, в трех измерениях.

С помощью этого Интернет-ресурса можно совершить космическое путешествие с Земли, с близкого расстояния понаблюдать за Луной, осмотреть черные пятна на Солнце, воочию увидеть, как на орбитах располагаются планеты, подлететь к Сатурну и его спутнику, посмотреть на Полярную звезду и Южный Крест.

Использование Интернета при изучении географии материков и океанов

Специфика изучения курса географии материков и океанов в 7-м классе заключается в значительных трудностях усвоения объемного и разнопланового материала. За один год предлагается изучить во всех подробностях шесть материков и четыре океана, для каждого запомнить особенности рельефа, климата, природного зонирования, хозяйственного использования.

Особую проблему вызывает демонстрация климата. Климат на карте показать сложно из-за множества его параметров. К глубокому сожалению, сейчас климатограммы, по которым его можно изучить — нечастые гости в наших школьных учебных пособиях. Поэтому необходимо использовать немецкий сайт www:klimadiagramme.de. на котором размещена наиболее полная коллекция климатограмм .

 На ведущем российском метеопортале «Гисметео» в разделе «карты» можно ознакомиться санимированными картами температуры воздуха на момент просмотра. Также можно понаблюдать за облачностью и фронтами, также в режиме онлайн.

На сайте Генеральной батиметрической карты океанов при ЮНЕСКО можно рассмотреть рельеф дна Мирового океана. Эта международная организация согласует данные о строении Мирового океана, утверждает наименования котловин, желобов, подводных хребтов и гор.

Интернет-ресурсы на уроках физической географии России

Видное место в курсе физической географии России занимает информация о выдающихся природных объектах.

           С помощью космических снимков можно исследовать большие пространства родной страны, но эффекта присутствия при этом, увы, не получится – это будет обобщенный образ территории. На сайте кандидата биологических наук А.С. Боголюбова  www.ecosystema.ru размещен богатейший банк фотографий природных объектов России, который позволит окунуться  и почувствовать  обучающимся красоту нашей природы. Здесь можно найти фотогалереи, повествующие о таких природных районах России, как Куршская коса, Подмосковье,побережье Байкала, Саяны, Камчатка, Сихотэ-Алинь, Курильские острова и др. Скачать фотографии можно в отличном качестве и украсить ими свою исследовательскую работу.

В курсе физической географии нашей страны много внимания уделяется охране природы. Границы заповедников и национальных парков показаны в школьных атласах и на картах учебников. Но где узнать об охраняемых территориях подробнее? Справочные сведения о российских заповедных уголках даются на сайте  http://oopt.infoМожно выбрать абсолютно любой регион на карте и получить об объектах, расположенных в этом месте.

Возможности Интернет-ресурсов в курсе географии населения России.

Сколько и каких людей населяет Россию? Для того чтобы это узнать, нужно обратиться к официальным информационным источникам. В нашей стране самый компетентный из них — Федеральная служба государственной статистики (Росстат). На титульной странице сайта можно найти много интересных сведений, касающихся современного состояния нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебно - познавательной деятельности

Формы организации учебно - познавательной деятельности...

Статистическое исследование, как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Наиболее доступной, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, становится исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описываются различные формы организации учебно - познавательной деятельности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При организации учебно-познавательной деятельности, конечно,  в первую очередь применяются словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства,...

2020 год. Формы организации учебно-познавательной деятельности

В работе представлен опыт работы учителя-филолога по организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Материал может быть использован в работе учителей различных предметов....

Групповые и коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности

выступление на районном методическом объединении учителей математики...