ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по теме

Шуина Елена Павловна

В статье описываются различные формы организации учебно - познавательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_sezde.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ  ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ  ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шуина Е.П.( Саров, учитель информатики МОУ СОШ №17)

При организации учебно-познавательной деятельности, конечно,  в первую очередь применяются словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков), практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).

Сегодня, я хотела бы рассказать о тех специальных формах организации учебно-познавательной деятельности, которые использую на своих уроках.

Во что зачастую превращается совместное творчество взрослых людей? Кто не знает ответа на этот вопрос – пусть включит телевизор и посмотрит заседание депутатов Государственной Думы. А увидит он: неумение слушать и слышать коллег; неумение спорить тактично; агрессивную реакцию на критику…

Что же мешает взрослым дядям и тетям? Да ведь они просто не умеют работать коллективно! Ну, не научили их… И учить поздновато. А мы давайте сделаем то, что можем,- научим детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща.

Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Уровень развития одноклассников? Или количество книг в школьной библиотеке? Как бы Вы ответили на этот вопрос?

Результаты грандиозного исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов…  Но больше всего - коллектив! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее, чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, количество книг в библиотеке и даже квалификация учителя.

В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым»- помочь классу умело организоваться на своих уроках. В этом и кроется секрет лучших учителей, умеющих создать класс.

Существует несколько форм организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Можно выделить несколько схем для организации работы с детьми.

Схема 1: группы получают одно и то же задание.

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или руководитель одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.

Так  при изучении темы «Компьютерные презентации», целесообразно разбить детей на группы по 3-4 человека. Каждой группе дается задание «Составить критерии оценки презентации одноклассника».

Дети сначала работают в группах, а затем озвучивают предложения для остальных учащихся. Все ребята принимают участие в обсуждении ответов  и обобщают результаты работы групп в единый перечень критериев, по которым в последствие оцениваются выполненные работы.

Схема 2:  группы получают разные задания.

В результате этой деятельности группы или руководители групп отчитываются перед классом.

Данную схему удобно использовать на уроках повторения. Например, одна группа получает задание подготовить опорный конспект – сигнал по теме «Кодирование текстовой информации». Другая делает разбор нескольких задач по этой же теме. Остальные группы заняты подобным же образом, но по темам «Кодирование числовой информации», «Кодирование графической информации». Таким образом, на одном уроке можно повторить несколько тем.

Схема 3:  группы получают разные, но работающие на общий результат задания.

На уроке обобщения по теме  «Текстовый редактор» детям предлагается выпустить классную газету, которая  будет содержать  несколько рубрик и отражать  жизнь классного коллектива. Дети разбиваются на группы. Каждой из них дается задание подготовить одну из рубрик,  после чего вся работа групп сводится в единую газету. Ребята остаются довольны тем, что результат их работы оказывается нужен всему классу.

Величина групп в приведенных схемах различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

По такой схеме создавался сайт нашей школы. Учащиеся 10 класса работали над страницами сайта по группам. Затем всё наработанное объединили в одно. Получился школьный сайт.

Схема 4: учитель группам или отдельным учащимся дает задания с ошибками.

Ребята ищут ошибку, спорят, совещаются и приходят к определенному мнению. Учащиеся выбирают ответственного, который передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее для него определяется время.

Удобно использовать такие задания при подготовке к ЕГЭ по темам: «Логические выражения: таблицы истинности», «Алгоритм построения последовательностей»,  при разборе задач вида С1(чтении фрагмента программы на языке программирования, исправление допущенных ошибок).

Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применение приема.

Схема 5: комментирование ответа учащимися по алгоритму.

Ученики комментируют самостоятельно ответы своих товарищей. Цели этой формы:  научить детей внимательно слушать ответы товарищей, уметь разбирать, анализировать, находить ошибки, неточности, дополнять ответ, отмечать положительные моменты, делать выводы и ставить объективную оценку.

Алгоритм анализа:

  1. Что сказано верно или с чем вы согласны?
  2. Какие допущены ошибки и неточности в ответе?
  3. Что не отражено в ответе?
  4. Верно ли сделан вывод?

Схема 6:  Ребята составляют списки вопросов.

Дети могут работать над одним и тем же текстом или над разными частями параграфа.

В 6- 7 классах я использую работу над текстом в виде карточной игры. Цель данной игры: хорошо изучить текст параграфа, придумать интересные вопросы и предугадать чужие, найти на них ответы. Данная игра предполагает опережающие задания и подготовку дома: каждый разрабатывает по 3-5 карточек, на которых записывает по одному вопросу на заданную тему и ответы на них. Игра происходит следующим образом: дети разбиваются на пары, один из пары выбирает карту, отвечает на поставленный  в ней вопрос. При правильном ответе выигрывает отвечающий. При неправильном – карта остается у противника. Выигрывает набравший большее количество карт.

Конечно, рассмотренные мной приемы и примеры лишь малая частичка того, что можно использовать на уроках информатики. И нет сомнений, что со временем найдутся учителя, которые разработают большое количество дидактического материала к этим и другим приемам.

А закончить своё выступление я хотела бы словами К.Э. Циолковского

« К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-познавательной деятельности школьников при изучении информатики в младших классах

Курсовой проект по методике преподавания информатики на примере курса  3 класса...

Формы организации учебно - познавательной деятельности

Формы организации учебно - познавательной деятельности...

Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики

Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При организации учебно-познавательной деятельности, конечно,  в первую очередь применяются словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства,...

Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"

Выступление "Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся во время проведения учебных занятий"...

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ».

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ». ...