Групповые и коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности
материал по математике

Анучина Виктория Викторовна

выступление на районном методическом объединении учителей математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_i_kollektivnye_formy.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №4  ст. Ольгинская Приморско-Ахтарского района

Учитель математики – Анучина Виктория Викторовна

Групповые и коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности.
                                                                               

«Помоги другому и поймёшь сам!»

В процессе поиска возможностей более эффективного использования различных типов уроков особую значимость в современной общеобразовательной школе приобретает форма организации учебной деятельности учащихся. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности.

Социальное обоснование коллективной формы учебной деятельности на уроках математики в средней школе народная мудрость выразила в пословице: “Ум – хорошо, а два – лучше”.


 Групповая форма организации познавательной деятельности - это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Такую форму организации можно применять при рассмотрении разных способов решения одной и той же задачи. Например, при изучении темы «Нахождение процентов от числа» можно предложить одной группе решить задачу, переводя проценты в десятичную дробь и умножая на неё число, другой – найти сначала один процент от числа, а затем умножить на число процентов, а третьей группе – решить задачу с помощью пропорции. Так же такую форму можно применять при изучении новой темы с опорой на какой-то фактический материал. Например, в 6 классе рассматривается без доказательства тема «Сумма углов треугольника». Можно предложить разным группам измерить отдельно сумму углов в остроугольных треугольниках, отдельно в тупоугольных треугольниках, отдельно в прямоугольных треугольниках, и затем сделать вывод. Или, например, в 8 классе при изучении «Теоремы Виета», разным группам учащихся предлагается разный набор квадратных уравнений и предлагается установить связь между их корнями и коэффициентами.
Объединение в группы может осуществлять учитель (в основном на добровольных началах, по результатам жеребьевки) или сами ученики по своему выбору.

Группы могут быть гомогенными (однородными), т.е. объединенными по определенным признакам, например, по уровню учебных возможностей, или  гетерогенными (разнородными) В разнородных группах, когда в одну группу входят сильные, средние и слабые ученики.

Большинство современных педагогических технологий основано на использовании именно групповой формы работы из –за преимуществ, которые она дает.

Отношения между учителем и учениками при такой форме работы приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за помощью к учителю.
Контакты и обмен мнениями в группе существенно активизируют деятельность всех учеников - членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению индивидуального опыта.

В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д. Важную роль она играет в реализации воспитательной функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культура ведения диалога.

Недостатки данной формы организации учебной деятельности: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения, что приводит к потере учебного времени.

Групповая форма обучения требует особой организации класса и применяется как форма организации учебной деятельности  нечасто, но эта работа даёт заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. В каждой группе выделяется свой лидер, который чувствует ответственность за работу всей группы, а менее подготовленные ученики стараются показать себя с лучшей стороны.

              Групповую форму обучения можно применять на следующих этапах обучения:

  • закрепление пройденного материала;
  • проверка знаний и умений учащихся;
  • при проведении зачёта;

Командиров групп (консультантов) с согласия детей назначает учитель. Ими становятся учащиеся, хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью и требовательностью к себе. С их помощью учитель получает информацию об усвоении каждым учеником изучаемого материала. Чтобы учебные группы успешно работали целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга. Ученики с высокими учебными возможностями при самостоятельной работе, как правило, успевают выполнить задание за более короткий срок, благодаря чему у них находится время для оказания помощи товарищам. Совместно анализируя материал, решая задачи, они все достигают более высоких результатов. Сильный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже, основательнее.

Преимущества групповой формы учебной работы:  

1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.

2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

3. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала. Как показывает практика, систематическая организация групповой работы учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше её усваивает. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения. Следует чаще создавать ситуацию «успеха». При изучении нового материала учитель старается учебный материал на достаточно строгом научном уровне, доступно, но не все учащиеся воспринимают и осмысливают его объяснения. Ученики имеют разные способности, некоторые из них имеют большие затруднения при изучении нового материала. Чтобы помочь таким учащимся, а также, чтобы развить творческие способных учеников и проводится групповая работа на уроках математики.

Коллективная форма познавательной деятельности
учащихся - это наименее разработанная в дидактике форма организации познавательной деятельности. Признаки,

характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:

  • Наличие у всех участников общей цели.
  • Между её участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.
  • Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив - это группа людей, сотрудничающих друг с другом.
  • Участники работы привлекаются к учёту и контролю за её выполнением.
  • Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.
  • Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.
  • Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика.


Работа в парах
. Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Каждый ученик здесь непременно является то учеником, то учителем.

Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и, лишь потом, озвучивать свои мысли перед классом.  Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию.

Парная форма групповой работы проста в организации, так как дети сидят за партой в паре.

Но только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебно - познавательной деятельности

Формы организации учебно - познавательной деятельности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описываются различные формы организации учебно - познавательной деятельности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При организации учебно-познавательной деятельности, конечно,  в первую очередь применяются словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства,...

2020 год. Формы организации учебно-познавательной деятельности

В работе представлен опыт работы учителя-филолога по организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Материал может быть использован в работе учителей различных предметов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ. Коллективные формы организации творческой деятельности как способ формирования мотивации образовательного процесса в условиях ФГОС

В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Любому учителю ИЗО нужно знать классификацию форм...

Исследование, как форма организации учебно-познавательной деятельности

Виды учебно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной работе...