Статистическое исследование, как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике
статья (алгебра) по теме

Мясникова Татьяна Сергеевна

Наиболее доступной, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, становится исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов, учителя и ученика, по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мясникова Т.С. 

brusnika13t@yandex.ru

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

        В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться и принимать решения в сложных ситуациях, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”.

        Наиболее доступной, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, становится исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов, учителя и ученика, по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.[2]        Самым благоприятным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, «происходит подъем воображения и глубокое его преображение».[1]  Главное для подростка,  на данном этапе, уяснить для себя: Что делать? Для чего делать? Для кого делать? Как делать? Как рассказать о том, что делали?                         В этом ему должен помочь учитель, выступающий в данном случае научным руководителем данной исследовательской работы. Учитель не должен забывать то, что исследовательская деятельность должна быть основана на базовом образовании средней школы, направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний и умений; способствовать формированию научного мировоззрения, развитию логического мышления.

        В своей работе мне пришлось столкнуться с тем, что учащиеся лучше воспринимают теоретический материал, связанный с повседневной практикой. Поэтому на уроке математики в 7 классе, при знакомстве с темой «Статистика», мною было предложено учащимся провести статистическое исследование. Так как в это время в школе проводилась акция, направленная на пропаганду здорового образа жизни, учащиеся предложили выяснить насколько серьезно стоит проблема подросткового курения в нашей общеобразовательной школе.

Исходя из этого и была поставлена цель исследовательской работы: доказать, что курение подростков - это серьезная угроза здоровью учащихся. Для проведения исследования было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов по вопросу курения. Ввиду возможности недобросовестных ответов, был выбран вариант анонимного опроса. При обсуждении плана предстоящей исследовательской работы, учащимся была выдвинута следующая идея – большинство подростков хотя бы один раз пробовали курить, но только небольшая их часть становятся заядлыми курильщиками.

        В течение недели по составленному учащимися вопроснику было опрошено 336 учеников 5 - 11 классов. Из них 182 (54,2%) ученика из семей, где есть курящие родители.

         При этом практически не встречаются семьи с обоими курящими родителями. У 67 (20%) учеников из семей курящих родителей имеют курящих брата или сестру.

Всего опрошено

Курит отец

Курит мать

Курит брат

Курит сестра

336 (100%)

171 (51%)

11 (3,3%)

58 (17%)

9 (3%)

 Затем результаты были обработаны и произведен подсчет ответов. Для этого  были составлены таблицы в программе Microsoft Office Excel и построены графики. При подсчете результатов анкеты, учащиеся вносили результаты каждой анкеты сразу во все таблицы, отображенные на экране монитора. Это позволяло избежать повторного подсчета по одной и той же анкете.

        Таким образом, сложилась следующая картина:

        Из всех опрошенных 164 ученика заявили, что они пробовали курить, имея на это различные причины. Но только 38 человек продолжили свой опыт и заявили что они и сейчас постоянно курят. При этом только 20 человек ответили, что им нравится курить.        

Пробовали курить

Курят

Нравиться

164 (49%)

38 (11,3%)

20 (6%)

        Значит из 164 учеников пробовавших курить, только 20 (6%) ученикам этот опыт принес положительные эмоции.

Имея перед собой сложившуюся картину, учащиеся легко выдвинули следующие предположения:

- многие учащиеся пробовали курить, но только незначительная их часть стала постоянными курильщиками;

- большинству постоянных курильщиков курение не нравится.

Сопоставляя эти данные с данными о причинах курения, исследователи сделали вывод, что большинство заядлых курильщиков готовы отказаться от курения, но не могут этого сделать по следующим причинам.

Для здоровья

По слабости характера

Для повышения авторитета

Снятие стресса

Нечем заняться

Быть крутым

Сохранение фигуры

Не могут бросить

Не выделяться из компании

Против ожирения

Затягивает

Чтобы побаивались

Нравится получать «наркотики»

Много нервничают

Для престижа

Удовольствие

Попадают под чужое влияние

Чтобы не быть белой вороной

Наслаждение

Не могут остановиться и привыкают

Чтобы казаться взрослее

Из-за разлуки с любимым человеком

Из-за плохого душевного состояния

Не хватает любви и тепла

Нет силы воли

Много проблем

Зависимость от сигарет

Обида

Что-то не получается в жизни

От злости или горя

Отвлечься от реальности

Среди учащихся считающих, что курение полезно, существует мнение, что оно является средством от полноты. Это заблуждение возникло под влиянием кино и телевидения, где стройные фотомодели постоянно держат сигарету в руке. Но ученики не думают о том, что процесс похудания может начаться из-за того, что в организме начинается болезнь, причиной которой стали никотин и табачный дым.

Далее учащиеся из имеющегося материала сделали следующий вывод. «Курение, скорее всего, влияет на здоровье самих курильщиков, но страх заболевания от курения не известен учащимся. Практически везде они видят только внешнюю сторону курения, его престижность и моду на курение. В фильмах и телепередачах, которые смотрят ученики, никто не говорит об опасности курения. Там даже спортсмены держат в руках сигарету!

        Получается замкнутый круг. Многие бросили бы курить, но они думают, что не нравится курение только им и это признак слабости. Но слабость  не в этом, слабость в неспособности бросить то, что не нравится, а значит и вредит здоровью».

Таким образом, исследование показало, что среди учащихся 5-11 классов пробовали курить 48,8% . При этом особой роли не играло наличие в семье курящих взрослых. Чаще всего пробуют курить не те, у кого перед глазами пример родителей, а те, у кого слабый характер.

        Многие пробуют курить потому, что курят их друзья или хотят быстро повзрослеть. Некоторые хотят казаться сильными, крутыми и независимыми внешне, при этом оставаясь слабыми и зависимыми.

        При обсуждении результатов исследования было принято решение вынести его на всеобщее обсуждение, что могло повлиять на решение некоторых учащихся бросить курить.         Для этого была организована защита исследовательской работы в классе, а затем на конференции научного общества учащихся школы. По результатам защиты работа была выдвинута на республиканский конкурс, где была отмечена за оригинальность проведенного исследования.

В процессе подготовки выступления значительное внимание уделялось выработке умения формулировать свои мысли и эмоционально излагать их и отвечать на возможные вопросы. В результате такой подготовки защита работы прошла практически без замечаний и ошибок.

В последующем данная работа нашла практическое применение в двух направлениях:

  1. Стала образцом для проведения статистических исследований среди учащихся школы. Например, были проведены исследования на темы: «Во что нам обходятся мобильные телефоны?», и «Расход питьевой воды в селе Вавож»;
  2. Материалы исследования использовались для проведения классных часов, выступления на Республиканской конференции и в проведении Дня науки.

В результате, выполняя исследовательскую работу, учащиеся на практике закрепили знания по построению столбчатых и круговых диаграмм, вычислению процентов, а также приобрели умения обработки статистических данных.

Количество учащихся желающих принять участие в проведении исследований с использованием знаний по математике с каждым годом возрастает. В работу включаются даже пятиклассники с проектами «Математика в строительстве», «Строю свой дом».

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический      очерк. 3-е изд.  М.: Просвещение. 1991.

2. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999.-С.152-158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Организация внеурочной деятельности учащихся по математике

В докладе представляется материал по организации внеурочной работы по математике. К докладу прилагается презентация....

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Статья, описывающая различные формы организации учебной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках математиеки....

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

«Формы организации внеурочной деятельности ФГОС по математике»

Изложены цели, задачи внеурочной деятельности по математике. Приведены примерные темы внеурочной деятельности по математике в 5 классе....

Выступление по теме "Формы организации внеурочной деятельности - проектная деятельность учителя и учащихся"

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школь...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

в статье раскрыто определение нетрадиционных организационных форм урока, также представлено исследование, проведённое в МБОУ Гимназии №32 города Кургана, для выявления зависимости между видом нетрадиц...