Главные вкладки

    "ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ
    статья по теме

    Полякова Маргарита Владимировна

    Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon polyakova_statya.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

                                                                            Полякова М.В.,

    учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Петровска

    Саратовской области

    Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

    В последнее время  администрация и педагогический коллектив нашей школы активно использует преимущества проектной деятельности как одной из форм организации внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам нового поколения.

    Проектная деятельность во внеурочной деятельности  используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но  особенно широко она представлена в  предпрофильной и профильной школе. Учебное проектирование учащиеся осваивают в том числе на уроках русского языка и литературы. Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта: изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований и т.д.

    Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся обращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет.  Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

    Другой  вид  внеклассной работы — функционирование  школьного научного общества учащихся.

    Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ. Деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, семинары, консультации с научными руководителями. Одним из главных результатов нашей работы с НОУ мы считаем создание атмосферы научного поиска.

    Наша школа имеет давние традиции патриотического воспитания, поэтому большое место в проектной деятельности учащихся мы уделяем проектам военно – патриотической, краеведческой и поисковой направленности. Данная работа осуществляется в рамках деятельности клуба «Память». Члены клуба исследуют и собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий. Их проекты направлены на охрану памятников истории родного города, а также на организацию просветительской и  культурно-массовой работы среди учащихся и жителей микрорайона. В Музее нашей школы  на основе материалов поисковой работы проводятся уроки Мужества и экскурсии (используются материалы исследовательских проектов «Его именем названа наша школа», «Петровчане в годы Великой Отечественной войны», «Учителя и выпускники нашей школы – защитники Отечества», «Их именами названы улицы города» и др.).

    Большими возможностями в осуществлении проектной деятельности располагает школьная детская организация «Бригантина». Проекты, реализуемые в рамках этого движения,  являются организационно – социальными проектами, воспитывают гражданскую позицию школьников, формируют их лидерские качества. Коллективные проекты учащихся «Школа моей мечты»  и «Школа будущего» дали возможность проследить отношение школьников к современным проблемам школы, а также проявить активность и инициативу в осуществлении мечты об идеальной школе.

    Однако главным организационно-социальным проектом является организация научно-практической конференции учащихся школы.  Школьная научно-практическая конференция - основная и ключевая форма  презентации  достижений учащихся  в исследовательской, проектной учебной и внеурочной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной.  Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности. Лучшие работы учащихся хранятся у преподавателей, занимающихся проектной деятельностью, и любой желающий может воспользоваться материалами для подготовки к уроку, написанию доклада или реферата, компьютерные презентации служат хорошим иллюстративным материалом для учителя на уроке.

              В современном понимании проект – это шесть  «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация.  Шестое "П" проекта - это его  Портфолио. Технология ведения ученического портфолио отрабатывается в нашей школе уже несколько лет. Причем, если изначально многие дети, родители и даже педагоги относились к идее портфолио отрицательно, не понимая его смысла, то  сейчас портфолио -  это своеобразная визитная карточка ученика. И чем больше ученик мотивирован на творческую и проектную деятельность, тем больше для него представляет ценность портфолио, отражающее не только его достижения, но и индивидуальность.

    Для успешного осуществления проектной деятельности в школе есть необходимое  информационно – технологическое оборудование:  компьютерный класс,  который  соединен локальной сетью и имеет доступ к сети Интернет, двенадцать мультимедийных проекторов, восемь интерактивных досок, видеокамера, цифровой фотоаппарат, химическая, физическая и биологическая лаборатории.

    Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Для успешной реализации компетентностного подхода проектной деятельности необходима грамотная организация методической поддержки учителей. Были разработаны и проведены обучающие семинары: «Технология компетентностно - ориентированного образования», «Метод проектов», «Педагогическая технология портфолио». Огромную работу проводит «Научная лаборатория Петровского района», возглавляемая Сторожевой Т.Ю. В школе курирует работу Герасимова Т.В. Традиционными стали конференции, имеющие межрегиональный статус: «Мартыновские чтения», «Удивительный мир научных книг», «Удивительный термин». Такая работа имеет свои положительные результаты: с каждым годом растет количество участников научно – практических конференций различного уровня, качество самих исследовательских работ становится  с каждым разом лучше, требования к содержанию и оформлению соблюдены в большинстве из них. Увеличилось количество учащихся, занимающих призовые места на конкурсах проектов и исследовательских работ муниципального , регионального уровней и межрегионального уровней, появились призеры всероссийских конкурсов. Сами педагоги проявляют значительный интерес к разработке педагогических проектов.

           Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

           Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он развивает большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

           Он может варьироваться, и поэтому он интересен и привлекателен. Он решает множество воспитательных задач, и поэтому он нравственен, т.е. является комплексным, многоцелевым, современным, инновационным, востребованным, интегративным, социально ориентированным и личностно ориентированным. Он позволяет «учить не для школы, а для жизни».

               Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности в нашей школе.

         Литература:

    1. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 
    2. Кудрявцев А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.
    3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии".

    Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии...

    Олимпиада как одна из форм организации внеурочной деятельности при изучении информатики в базовом курсе

    Олимпиада как одна из форм организации внеурочной деятельности при изучении информатики в базовом курсе. Рассмотрены следующие вопросы:1. Возрастные особенности детей подросткового возраста в об...

    Театр, как одна из форм организации внеурочной деятельности детей

    В российскую школу пришел новый образовательный стандарт.   Интересным является то, что в рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная деятельность». Эт...

    Клуб выходного дня для многодетных семей как одна из форм организации досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС

    Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.Согласно требованиям ФГОС родители становятся активными учас...

    Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования

    Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...

    «Стартинейджер» как одна из форм организации внеурочной (досуговой) деятельности учащихся, с ограниченными возможностями здоровья в условиях МАОУ ШИ 31

    laquo;Стартинейджер» - это увлекательная игра.«Стартинейджер» - это стиль жизни.«Стартинейджер» - это повод собраться подросткам для совместного времяпрепровождения...