Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования
статья на тему

Елена Васильевна Ильина

Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской психики, когда дети начинают самостоятельную жизнь. Поэтому именно занятия проектной деятельностью способствуют расширению практического кругозора обучающихся, находящихся в особой жизненной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_v_ddsh.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей Заводского района

Доклад

Проектная работа

как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы

в условиях поэтапного введения ФГОС

основного образования

Доклад подготовила

учитель физики МКОУ

«Детский дом-школа №95»

Ильина Е.В.

Новокузнецк, 2016

Современная учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Поэтому сегодня важно не столько дать обучающемуся как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться - это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных компетенций выпускника: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; самостоятельность планирования и организация собственной деятельности, выбирая методы и способы выполнения профессиональных задач; осуществление поиска и использование информации; использование информационно-коммуникационных технологий; обучение через практическую деятельность.

С появлением телекоммуникационных технологий актуально использовать метод проектов, позволяющий обучать деятельности в условиях реальной действительности, воспитывать деятельных, инициативных; знающих, целеустремленных людей.

Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

В современном образовании метод проектов является одной из технологий продуктивного обучения, позволяющий существенно повысить качество образовательного процесса.

Работа с проектами занимает особое место в системе образования, позволяя обучающемуся приобретать умения и знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.

Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, практико-ориентированных, проблемных методов, творческих по своей сути.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной задачи. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чаще всего тематика проектов требует привлечения знаний и умений, обучающихся не по одному предмету, а из разных областей. Таким образом, достигается и реализация межпредметных связей, интеграция знаний, что не маловажно для процесса образования.

Таким образом, в ходе работы над проектами проявляются творческие способности обучающихся, проявляется стремление к саморазвитию, умение ставить и решать проблему, анализировать полученные данные, работать с информацией и мультимедиа средствами. Применение созданных обучающимися проектов в реальной жизни расширяет возможности обучающихся, повышает интерес к предметам, обучающиеся получают бесценный опыт настоящей практической деятельности.

Но нельзя забывать и о преподавателях. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Преподаватель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников, а так же использования компьютера, которое должно быть во благо в процессе обучения и воспитания.

Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской психики, когда дети начинают самостоятельную жизнь. Поэтому именно занятия проектной деятельностью способствуют расширению практического кругозора обучающихся, находящихся в особой жизненной ситуации. У ребят повышается интерес к изучению общеобразовательных наук, ответственное отношение к выполняемой работе, бережное отношение к окружающему миру, повышается уровень коммуникабельности, снимается ряд психологических барьеров, особенно связанных с общением со взрослыми. Ситуация, при которой учитель для такого ребенка выступает в роли уже не наставника, а соратника, заставляет его менять свое мнение и о других окружающих, и о своей жизни в целом.

Полученный в ходе проектной деятельности продукт позволяет обучающимся выйти на более высокий уровень своего развития, увидеть себя в ином свете. Однажды полученный положительный результат приводит к цепочке моральных побед ребенка, лишенного, в связи с жизненными обстоятельствами, доступа к расширенному социуму.