Выступление на педсовете «Поиск новых форм организации внеурочной деятельности воспитанников»
презентация к уроку

Рыбакова Лариса Владимировна

Под внеурочной деятельностью обучающихся с умственной отсталостью по ФГОС понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной.
Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Поиск новых форм организации внеурочной деятельности воспитанников» Л.В. Рыбакова, учитель музыки

Слайд 2

Под внеурочной деятельностью обучающихся с умственной отсталостью по ФГОС понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Слайд 3

Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется образовательной организацией: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п ), туристические походы и т. д. Формы внеурочной деятельности

Слайд 4

ФОРМА - внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.

Слайд 6

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ В роли организатора может выступать как педагог, так и обучающиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы , которые стали традиционными и используются многими педагогами. Распределяем роли Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи.

Слайд 7

Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и обучающимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений. РЕГУЛИРУЮЩАЯ

Слайд 8

Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение обучающимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту. ИНФОРМАТИВНАЯ

Слайд 9

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (по Н.Е. Щурковой )

Слайд 10

Мероприятие Это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на обучающихся. Например, знакомство с произведениями искусства, с правилами дорожного движения, лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста, занятие по технике безопасности, прогулки, походы и т.д.

Слайд 11

Каждое коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. Педагогические задачи КТД вторичны. Они - следствие доброго отношения к жизни. Поэтому оно - дело. Дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами. Дело - творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД. Коллективное творческое дело КТД

Слайд 12

ИГРА Э то воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.

Слайд 13

ПРАЗДНИК День радости и торжества, по поводу чего-нибудь, день игр и развлечений.

Слайд 14

Пять типов форм воспитательной работы ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ТРУДОВЫЕ ОБРАЗНО- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СЛОВЕСТНО- ЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Слайд 15

Словесно-логические формы Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. Главное здесь – обсуждение проблем.

Слайд 16

Образно-художественные формы Они объединяют в себе такие дела обучающихся, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.

Слайд 17

Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ремонта школы, разбивки цветников и ухода за ними, ухода за памятниками. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник или праздник. Трудовые формы внеурочной работы

Слайд 18

Игровые ( досуговые ) формы работы Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные.

Слайд 19

В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений педагога (воспитателя). Психологические формы

Слайд 20

Массовые (утренники , школьные вечера , праздники , конкурсы , олимпиады , конференции , субботники). Групповые (урок , лекции , семинар , экскурсия , кружки , клубы , секции . ) Индивидуальные (консультации , доп.занятия). Формы :

Слайд 21

Статичные формы воспитательной работы Преобладающий способ взаимодействия Примеры Ритуал Линейка; вахта памяти; митинг; сбор подписей; торжественное собрание. Коммуникация Круглый стол; заседание экспертной группы; форум; дебаты; судебное заседание; диспут – урок; встреча с интересным человеком. Демонстрация Агит - спектакль; творческий конкурс; спортивное состязание; интеллектуально-познавательная игра, рыцарский турнир. Организация восприятия Просмотр кино; видео- (теле) фильма; спортивного или художественного представления.

Слайд 22

НОВЫЕ ФОРМЫ День коллективного планирования Волшебный стул «Разброс мнений» «Своя игра» или «Кот в мешке», («Вопрос-аукцион», «Счастливый случай») «Кулинарное шоу» Потехи- Аукцион талантов, ярмарки Участие в благотворительных акциях Презентация мира Приглашение к чаю Корзина грецких орехов Театр - экспромт.

Слайд 23

День коллективного планирования Проводится в конце четверти (учебного года). За неделю до этого дня объявляется конкурс на лучшее предложение к плану работы класса или школы. Назначается конкретная дата проведения дня коллективного планирования. Обучающиеся работают в микрогруппах по 5-7 человек. Они обсуждают итоги прошедшейчетверти , что было хорошо, что им не удалось, почему. На общем сборе от имени микрогруппы выступает представитель. В итоге составляется план воспитательной работы с учетом поступивших предложений.

Слайд 24

Чаще всего проводят в 8 - 11 классах Цель : развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности. Волшебный стул

Слайд 25

Организованное поочередное высказывание участниками группы суждений по какой-то проблеме или теме. Источники тем : актуальные проблемы школьной жизни; вопросы о жизни, счастье, совести и т.п. Главное условие – восприятие мнения каждого участника как ценности, не подлежащей оценке "правильно - неправильно". Проводится эта игра перед началом большого коллективного дела и после его окончания. "Разброс мнений"

Слайд 26

Аукцион талантов Продают полезные или ценные вещи. Расплачиваются дети своими талантами: поют, читают стихи, танцуют, кто что умеет. Причем « платить» можно индивидуально, а можно и «в складчину», т.е. объединившись в группы.

Слайд 27

«Своя игра» В игре участвует 3 команды. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку после вопроса ведущего. Цена вопроса соответствует определенному количеству баллов – 10, 20, 30 и т. д. При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее цене вопроса число баллов. При неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов. Есть секторы «Кот в мешке», «Вопрос-аукцион», «Своя игра», «Счастливый случай». Обучающиеся могут играть индивидуально и в команде.

Слайд 28

Участие в благотворительных акциях В деле воспитания у обучающихся интереса к благотворительности важнее не стремление к остроте переживаний, а формирование у воспитанника желания дарить кому-то свое время, свое тепло, свою любовь. Пусть это будет просто ежегодная традиция благотворительных ярмарок. Но поучаствовав в них, ребенок начинает осознавать, что приятно не только получать, но и делать подарки. Так через участие даже в малых делах милосердия у детей начинает формироваться христианское отношение к окружающему. Никто не знает, когда, в какой момент у ребенка проснется желание сделать кому-то добро. Поэтому нужно стремиться любую благотворительную акцию делать яркой, запоминающейся, чтобы они были как вспышки, которые, возможно, запечатлятся в сознании школьника на всю жизнь.

Слайд 29

Презентация мира Эта форма групповой деятельности является лишь одним из элементов общей системы духовного становления школьника. Избирается любой предмет из окружающей школьника действительности, ставится вопрос о его роли в жизни человека, в том числе и вопрос о личном отношении к предмету. Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Предметом презентации могут стать явления, события, факт, процесс. Воспитанники и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая, то возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересен индивидуальный выбор и веер таких выборов. "Презентация мира" может выступать частью какой-либо программы (на вечере, на поляне в лесу, на уроке).

Слайд 31

Приглашение к чаю Испарилось кондитерское содержание, но осталась форма, сохранив себя самое, и наполнилась новым содержанием. Это похоже на игру, но это не игра. "Приглашение к чаю " обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений некоторых воспитанников, психологического раскрепощения отдельных детей. Самой трудной стороной этого группового дела выступает тон педагога и стиль его поведения, именно от педагога, его педагогической технологии зависит исход этого группового дела: мягкий, добрый, веселый, уверенный, воодушевляющий тон учителя и спокойный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения сыграют свою позитивную роль.

Слайд 32

Корзина грецких орехов «Грецкий орех» – зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед школьниками. Бесспорна решающая роль психологического климата этого нового дела: доброжелательность, деликатность, сочувствие и понимание – вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона педагога, от характера речевого обращения к детям, от манеры слушать и от общей поведенческой стилистики педагога. Конечно, «корзина грецких орехов» – это доверительный разговор, эта форма может быть отдельным приемом . Игровая деталь создаёт детям психологическую опору, снимает зажатость и, безусловно, стимулирует активность.

Слайд 33

Театр-экспромт В этом деле принимают участие абсолютно все дети класса или группы, и делают все легко, весело, успешно. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, не очищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него будет роль – поэтому его поведение свободно.

Слайд 34

Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью. В.А. Сухомлинский Семья и школа – два важных института социализации обучающихся. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития школьника необходимо их взаимодействие.

Слайд 35

Традиционные формы работы Родительские собрания; Общешкольные конференции; Индивидуальные консультации педагога, психолога; Посещения на дому.

Слайд 36

Новые формы взаимодействия семьи и школы Родительские вечера; Родительские чтения; День открытых дверей; Индивидуальные консультации; Родительский лекторий; Групповые консультации; Тематические консультации; Ведение тетрадей общения; Внеклассные мероприятия с участием родителей; Тренинги; Родительские собрания с участием детей; Тематические мероприятия, проводимые родителями.

Слайд 37

Совместные мероприятия Проект «Здоровый образ жизни»; Сезонные экскурсии на природу; Дни здоровья («Папа, мама, я – спортивная семья»); Конкурс семейных газет «Моя родословная»; Посещения театра, кино… Дни рождения.

Слайд 38

Успехов, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Осуществление гигиенически правильной организации учебной деятельности школьников"

Выступление на педсовете "Осуществление гигиенически правильной организации учебной деятельности школьников"...

Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования

Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...

В поисках новых форм организации деятельности ребенка в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Квест-игра.

В бесконечном потоке новых идей, задаешься вопросом-как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию детей, как современными играми организовать деятельность ребенка, развивая ег...

презентация выступления на педсовете "Форма организации внеурочной деятельности - ГПД"

Одной из форм внеурочной деятельности является организация работы групп продленного дня.  Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для у...

Выступление по теме "Формы организации внеурочной деятельности - проектная деятельность учителя и учащихся"

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школь...

Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)

Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...

Доклад на тему: "«Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС».

     Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школ...