Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке математике и их кратоке содержание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности  учащихся при обучении математики

   Самостоятельная работа – одна из эффективных форм учебной деятельности учащихся. Уровень самостоятельности при организации такой  деятельности учащихся может  быть различным : от воспроизведения действий по образцу  до самостоятельного составления плана действий в принципиально новых ситуациях.  Не следует забывать , что :

- степень сложности задания , предложенного для самостоятельной работы , должна соответствовать учебным возможностям учащегося;

- переход от одного уровня самостоятельности на другой должен осуществляться постепенно;

- каждый предыдущий урок – это подготовка к последующему.

  Содержание самостоятельной работы , форма и время ее выполнения должны соответствовать основной цели обучения на определенном этапе. Избыток самостоятельности , как и ее недостаток в учебном процессе,  может оказаться так же вредным.

 Учащиеся  при самостоятельной работе сталкиваются с репродуктивными , реконструктивными и вариативными  заданиями.

Репродуктивные задания – это задания на воспроизведение или непосредственное применение теорем , определений , свойств . Например , выбрать из предложенных ( на рис.) остроугольные треугольники или указать возрастающие функции.

 Такие задания мало способствуют развитию мышления , но необходимы  для заданий более высокого уровня  воспроизводящей деятельности.

 Реконструктивные задания указывают  только на общий принцип решения: «решить квадратное уравнение» , «найти площадь треугольника». Эти задания таковы , что приступая к их выполнению  , ученик должен проанализировать  возможные пути решения задачи , использовав несколько репродуктивных задач.

 При выполнением  вариативных заданий  , ученику необходимо из всего арсенала математических задач отобрать нужное , воспользоваться «математической зоркостью» и , может быть , интуицией. Это задачи на доказательство , на «сообразительность».

 Люба я самостоятельная работа должна иметь обратную связь – контроль .

  Рассмотрим некоторые виды самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа обучающего характера с предварительным разбором.

Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями . Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача , а затем задание с усложненным элементом.

Самостоятельная работа обучающего характера с последующей проверкой.

Ученик после выполнения задания самостоятельно проверяет свою работу по образцу данному учителем , при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность его решения путем постановки вопросов.

Самостоятельная работа контролирующего  характера с готовыми ответами по типу перфокарт

Эта работа поможет быстро установить обратную связь , выявить пробелы и своевременно разобрать неясные ситуации.

Самостоятельная работа контролирующего  характера в виде математического диктанта с последующей самопроверкой.

Учитель диктует ученику задания (для лучшего восприятия , возможна запись на доске). Ученику выполняет задания  , а затем сам проверяет его по готовому образцу.

Самостоятельная работа обучающего  характера с показом.

Такая работа позволит ученику не только увидеть , как решать данную задачу , но и самостоятельно установить логические связи  между увиденным и тем , что надо сделать. Например , когда нужно выбрать один из нескольких способов решения.

Самостоятельная работа обучающего   характера по заданному алгоритму.

Такая работа целенаправленно организует мыслительную деятельность ученика и приучает его к четкой последовательности выполнения задания.

Самостоятельная работа контролирующего  характера

В работу входят задания различной степени сложности. Сначала учащийся выполняет карточку с простым заданием . Справившись с ними ,  он берет карточку с более сложным заданием . И так в течение всего урока . Карточка с более сложным заданием выдается учителем при условии , что учащийся справился с предыдущим заданием . Здесь надо сказать , что критерии выставления отметки учителем устанавливаются самостоятельно.

Такая самостоятельная работа требует от учащихся хорошей подготовки .

В заключении о самостоятельной работе с учебником.

   Это  форма работы учит учащихся работать с информацией  : понимать прочитанное , выделять главное и , на основании этого , делать несложные выводы.

  Применяется , в основном , когда материал для изучения несложный . Такая работа проводится в два этапа :

- учащиеся ,читая текст, выделяют главное в прочитанном тексте

- учитель предлагает ученику план ответа по заданному тексту  .

В итоге учащийся должен самостоятельно изучить новый материал  и применить его в простой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы организации учебной деятельности при обучении математике

Развить интерес учащихся к процессу  изучения математики в 7-9 классах...

Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...

Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 МАТЕМАТИКА"

Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ   САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ   ЕН.01 МАТЕМАТИКА"...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...

Сообщение на тему: "Самостоятельная работа как средство развития способностей учащихся на уроках математики"

Данный материал может быть использован учителем на уроках математики в 5-9 классах...