Учебная мотивация в процессе обучения математики
статья по теме

 

 Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Сущность проблемы заключается в развитии математического мышления школьников путем создания максимально благоприятных условий учения каждого, выявления и активного использования в учебной деятельности их индивидуальных способностей. В мою систему работу входят диагоностика уровня учебной  мативации, перспективное планирование, оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм учебной и внеурочной деятельности, элементы развивающего и деятельностного подходов в обучении.
Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:
                1. Сформированность ряда коммуникативных умений
                2.    Развитие мышления учащихся.
                3. Опыт оценочной деятельности

Цель работы: создание системы методов работы по формированию познавательных интересов,             способствующей повышению  мотивации учащихся при обучении математике.

В процессе работы по данной теме  была выдвинуто предположение : процесс формирования положительной мотивации к учебной деятельности будет эффективным, если:

1)его рассматривать как  одно из направлений работы по успешной социализации школьников;

2)будет создана система методов работы, ориентированная на развитие одного из доминирующих  учебно-познавательных мотивов - познавательного интереса учащихся с выделением приоритетных направлений  формирования;

3)будут определены критерии оценки результатов проделанной работы;                         

В соответствии с поставленной целью  поставлены задачи:

     1)обосновать актуальность проблемы;

        2)изучить проблему формирования  мотивации и познавательных интересов в теории и            

 практике;

        3)определить роль познавательных интересов в формировании  мотивации школьников    

 при обучении математике;

        4)создать и описать систему методов работы по развитию познавательных

 интересов, способствующую повышению мотивации учащихся;

        5)определить критерии оценки результатов;

        6)определить уровень эффективности проделанной работы.

В качестве основных критериев были определены:

        1)уровни развития познавательных интересов и мотивационно – самоорганизационных   

состояние школьников;    

          2)выполнение Государственных образовательных стандартов (результаты ЕГЭ);

          3)количество выпускников, продолживших образование в средних профессиональных и

высших профессиональных учебных заведениях по образовательной области «Математика».

 

Новизна моей работы проявляется в использовании диагностики мотивов изучения

математики каждым учеником, в отборе содержания математического образования.

Результативность заключается в осознании учащимися своих мотивов у учебной деятельностипозволяет им лучше понимать, оценивать и приниамть учебную задачу.Наличие устойчивого интереса к изучению математики в классах с разной степенью математической подготовки способствует осознанному усвоению математических знаний, развитию познавательных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная мотивация в процессе обучения математики

(Районная научно-методическая  конференция педагогов «Успешное поколение:опыт, проблемы, перспектива»)

Как побудить ученика желание учиться,

а если оно есть, то как его сберечь

Пойа Д.                                                                                

 Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Сущность проблемы заключается в развитии математического мышления школьников путем создания максимально благоприятных условий учения каждого, выявления и активного использования в учебной деятельности их индивидуальных способностей. В мою систему работу входят диагоностика уровня учебной  мативации, перспективное планирование, оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм учебной и внеурочной деятельности, элементы развивающего и деятельностного подходов в обучении.
Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:
               1. Сформированность ряда коммуникативных умений
               2.    Развитие мышления учащихся.
               3. Опыт оценочной деятельности

Цель работы: создание системы методов работы по формированию познавательных интересов,         способствующей повышению  мотивации учащихся при обучении математике.

В процессе работы по данной теме  была выдвинута гипотеза: процесс формирования положительной мотивации к учебной деятельности будет эффективным, если:

1)его рассматривать как  одно из направлений работы по успешной социализации школьников;

2)будет создана система методов работы, ориентированная на развитие одного из доминирующих  учебно-познавательных мотивов - познавательного интереса учащихся с выделением приоритетных направлений  формирования;

3)будут определены критерии оценки результатов проделанной работы;        

4)будет выполнен анализ эффективности разработанной системы методов по выделенным критериям.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой поставлены задачи:

     1)обосновать актуальность проблемы;

        2)изучить проблему формирования  мотивации и познавательных интересов в теории и            

 практике;

        3)определить роль познавательных интересов в формировании  мотивации школьников    

 при обучении математике;

        4)создать и описать систему методов работы по развитию познавательных

 интересов, способствующую повышению мотивации учащихся;

        5)определить критерии оценки результатов;

        6)определить уровень эффективности проделанной работы.

В качестве основных критериев были определены:

        1)уровни развития познавательных интересов и мотивационно – самоорганизационных  

состояние школьников;        

          2)выполнение Государственных образовательных стандартов (результаты ЕГЭ);

          3)количество выпускников, продолживших образование в средних профессиональных и

высших профессиональных учебных заведениях по образовательной области «Математика».

Новизна моей работы проявляется в использовании диагностики мотивов изучения

математики каждым учеником, в отборе содержания математического образования.

Результативность заключается в осознании учащимися своих мотивов у учебной деятельностипозволяет им лучше понимать, оценивать и приниамть учебную задачу.Наличие устойчивого интереса к изучению математики в классах с разной степенью математической подготовки способствует осознанному усвоению математических знаний, развитию познавательных компетенций.

Анализ изученной литературы по данному вопросу

Проблема формирования у учащихся мотивации учения является  важной и актуальной, ибо мотивация - одно из важнейших условий успешности или не- успешности ребенка.

 Мотивация- это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности ( в соответствии с логическим словарем- справочником Н.И.Кондакова)

    В современной педагогической  и психологической литературе понятие мотивации рассматривается как «вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения» .

        Важно отметить, что мотивация как процесс изменения состояния и отношений личности      

основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины,

заставляющие личность действовать, совершать поступки.

        Вопрос классификации мотивов в психологической литературе решается по - разному.

                Основываясь на классификации, предложенной  М.В.Матюхина выделяет следующие мотивы и подгруппы мотивов.

Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности - учебно- познавательные.

  К этой группе автор относит мотивы, связанные с содержанием учения (мотивация содержанием) и мотивы, связанные с самим  процессом учения (мотивация процессом).

.Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения- с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.

Эти мотивы М.В.Матюхина подразделяет на:

1.Широкие социальные:

  1. мотивы долга и ответственности;
  2. самоопределения и самосовершенствования (понимание социальной значимости учения, возможность получить развитие в результате учения).

2.Узкие социальные (или позиционные) мотивы:

  1. стремление занять определенную должность в будущем;
  2. получить признание окружающих, достойное вознаграждение за свой труд.

3.Отрицательные мотивы (стремление избежать неприятностей).

Анализ литературы по заявленной проблеме позволяет выделить ряд условий, которые создают благоприятную почву для формирования мотивации  учения.

        Среди них можно выделить:

  1. усвоение научных понятий, раскрытие условий их происхождения, формирование специфической учебной деятельности (В.В.Давыдов, А.К.Маркова, Д.Б.Элоконин);
  2. создание противоречий между известным и неизвестным (Н.Г.Морозова);
  3. положение ученика в системе межличностных отношений (В.Ф.Морсун);
  4. организация коллективной деятельности (С.Е.Злочевский, Л.К.Золотых и др.);
  5. использование системы поощрений и порицаний (Б.Д.Ананьев, И.Лингарт, А.И Липкина) и др.

Соблюдение этих условий, реализуемых в совокупности, чрезвычайно важно, так как каждый из них  рассчитано в большой степени на формирование определенной группы мотивов: либо широких социальных, либо учебно – познавательных.

Таким образом, мотивация – сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости, поэтому процесс формирования  мотивации должен быть комплексным.

Мотивация- это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности ( в соответствии с логическим словарем- справочником Н.И.Кондакова)

Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции. По мнению В.Н.Мясищева, он является эффективным инструментом учителя, позволяющим ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное  внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться и переживать.

Как отмечает Б.Г.Ананьев, опираясь на интерес, вся деятельность ученика становится плодотворной.

Анализ широкого круга педагогических исследований по познавательным интересам позволил сделать следующие выводы:

  1. познавательный интерес предопределяет успешность  познавательной деятельности, являющейся основой общего психического и личностного развития человека;
  2. познавательный интерес коррелирует с такими свойствами личности человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует  развитию этих свойств.

ии, сопровождающие учебный процесс.

Таким образом, анализ литературы по заявленной проблеме позволил сделать следующие выводы:

1.Познавательный интерес выступает в учебном процессе в своих разнообразных проявлениях, являясь средством учения  и устойчивым качеством личности.

2. познавательный интерес способствует овладению опытом самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на  основе которого может быть осуществлено предварительно личностное, социальное, профессиональное самоопределение.

Работа по проблеме формирования познавательных интересов включала в себя 4 этапа:

1.Первый этап (2007) был посвящен изучению состояния проблемы в теории и практике.

Результаты I этапа:

1)обоснование актуальности проблемы;

2)обогащение знаний по заявленной теме;

         3)подбор и систематизация в изучаемом аспекте литературы и диагностических                

методик.

2.На втором этапе (2007) была проведена начальная диагностика по выявлению уровней развития познавательных интересов учащихся и сформированности мотивационно-самоорганизационных состояний школьников.

Результаты II этапа:

 1. определение форм, методов работы с учащимися.        

3.На третьем этапе (2008) шла реализация созданной системы методов работы и ее корректировка.

Результаты III этапа:

1)Определение содержания работы по формированию познавательных интересов по следующим направлениям: обучение, внеучебная деятельность, индивидуальная работа с учащимися, работа с родителями.

2)Изготовление и структурирование дидактического материала:

  1. системы разноуровневых самостоятельных работ, индивидуальных карточек;
  2. тематических зачетов, тестов;
  3. системы заданий, способствующих развитию познавательных процессов.
  4. опор-карточек по коррекции знаний у слабоуспевающих учащихся 5-6 классов.
  5. заданий, требующих применения знаний в повседневной жизни;
  6. карточек для речевых минуток.

3)Разработка программ предметных кружков «Юный математик» для учащихся 5-6 классов и  «Будущий абитуриент» для старшеклассников.

4)Подбор и систематизация материала для проведения предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов.

4.На четвертом этапе (2008) осуществлялось изучение эффективности проведенной работы, для чего была проведена итоговая диагностика.

        Результаты IV этапа:

1)Определение эффективности методов работы по формированию познавательных интересов.

2)Описание основных положений педагогического опыта.

3)Распространение опыта в общеобразовательные школы района посредством выступления перед коллегами на РМО математиков.

На первом этапе работы была проведена диагностика уровней познавательных интересов учащихся

Методика «Мотивы учения школьников»

Цель: определить уровень познавательного интереса учащихся к математике.

                Порядок проведения.

1.Провести анкетирование  учащихся 5 классов.(2008-2009г.-7»а»,7»г» в  обследовании  приняло участие 42 ученика)

Обработка данных:

Уровни познавательного интереса:

I-проявляет ситуативный интерес.

II-учит по необходимости.

III-интересуется предметом.

IV-проявляет повышенный познавательный интерес.

Параллельно шло диагностирование уровня сформированности учебно- познавательных умений учащихся

В ходе начального диагностирования были получены следующие результаты:

Уровни

Познавательного интереса к математике



I-68%

II-25%

III-7%

IV-0%

сформированности мотивационно-самоорганизационных состояний.

низкий-90%

средний-10%

высокий-0%

Они свидетельствовали  о низком познавательном интересе к математике, низком уровнях сформированности  мотивационно-самоорганизационных состояний учащихся, что сказывалось на их учебных результатах.

Все это привело к необходимости проанализировать всю свою работу по создании системы методов работы по формированию  мотивации учения через развитие познавательных интересов.

        Ее становлению способствовали анализ психолого-педагогической, методической литературы, опыт работы коллег, собственные наработки в обозначенном  аспекте, а также коррекционная работа по ее оптимизации.

        В процессе работы по данной теме было выделено 4 приоритетных направления формирования познавательных интересов:

1) обучение;

2)внеучебная деятельность учащихся;

3)индивидуальная работа с учащимися;

4)работа с родителями.

В обучении большое значение придавалось:

1)отбору содержания учебного материала (мотивации содержанием);

2)организации процесса учения, поиску важнейших путей побуждения учащихся к познавательной учебной деятельности (мотивации процессом).

1.Отбор содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, производился таким образом, чтобы он способствовал появлению и укреплению познавательных интересов. С этой целью:

-знакомила учащихся  с новыми данными, показывающими современный уровень науки и  перспективы ее движения.

*Раскрывала историю вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности).

К этой работе привлекала и учащихся, которые готовили небольшие сообщения к уроку. Весь необходимый для этого материал ребята находили в кабинете математики в подобранной библиотечке, в которой систематизирована дополнительная литература под рубрикой «За страницами школьных учебников».

Так при изучении  натуральных чисел мы обращаемся к А.С. Пушкину и рассматривает его теорию об происхождении  арабских цифр.

*Давала обоснование практической значимости излагаемого материала, раскрывала возможности применения его в последующей трудовой деятельности, в повседневной жизни.

Так, например, при изучении темы «Проценты» в 5 и 6 классах предлагала задачи практического содержания составленные самими ребятами совместно с родителями.

                Как правило, решение таких задач находило эмоциональный отклик со стороны ребят.

Возникновению интереса способствовало и оптимальное соотношение известного и неизвестного: новое должно дополнять, развивать или  противоречить старому. Поэтому при объяснении нового материала оставляла некоторое  пространство для мысли - давала учащимся  возможность соучастия в познании нового.

                Так например, в 6 классе при изучении темы «  Сложение и вычитание десятичных дробей» объяснение нового материала строила следующим образом:

        Вначале ребята вспоминали правила сложения и вычитания обыкновенных дробей. Затем предлагала найти их сумму и разность десятичных дробей.

                В ходе дискуссии приходили к выводу, что для этого нужно записать их в виде обыкновенных дробей, что позволит справиться с поставленной задачей, выявляли закономерности в записи решения и выводили алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей

        

При отборе учебного материала особое значение  придавала внутри предметным и межпредметным связям.

        Изучение геометрического материала 5-6классах  было выделено в курс « Практическая геометрия».

Геометрические преобразования рассматриваем изучая  бурятские национальные узоры и бордюры.

 Богатый материал в этом плане находила при изучении темы» Производная. Физический смысл производной». (10 класс)

                

В процессе работы в обозначенном аспекте заметила, что содержание учебного материала должно быть вполне доступным для учащихся, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и  требовать от ребят работы по его осмыслению и усвоению. Тогда он будет удовлетворять потребностям учащихся в постоянном развитии памяти, мышления, воображения.

Существует еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности, о которой часто говорят в школе, - интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивации

        С целью формирования у учащихся содержательных мотивов учебной деятельности, решения серьезных проблем научно-теоретического познания, содержание учебного материала отбирала таким образом, чтобы оно было глубоко мотивировано и направлено на овладение методами такого познания.

                Так как в каждом классе есть ребята с различным уровнем обученности, производила дифференциацию познавательных задач, используя «веер» вариантов заданий, самостоятельных работ различной степени сложности, предлагая свободный их выбор. Познавательный интерес  является сильнейшим средством побуждения детской активности, развития мышления и творческих сил учащихся.

        Применительно к этому на своих уроках использовала следующие формы, методы и приемы обучения.

       1.С учетом поставленных на уроке задач оживляла уроки элементами занимательности. Новизна, необычность, несоответствие прежним представлениям являлись сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряя эмоционально-мыслительные процессы и позволяя найти выход из создавшейся ситуации.

Для достижения намеченных результатов проводила нестандартные уроки: урок-игру; урок-путешествие, урок – исследование, урок-поиск и др.

2.Опираясь на деятельностный подход к организации учебной деятельности учащихся, использовала активные формы работы: парную, групповую, которые позволяли сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.

        Это способствовало развитию у них контрольно-оценочных действий, умений анализировать и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияло на формирование самостоятельности, овладению способами самообразования.

3.Для становления мотивации учебной деятельности использовала  проблемное изложение учебного материала, организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Так например на уроке в 6 кл « Длина окружности» ставился вопрос : Почему у кочевых народов основание  жилище (в частности юрты у бурят) имеет в основании окружность?

           4.С целью актуализации знаний учащихся использовала интеллектуальные разминки,  способствующие  втягиванию в работу, когда несложные упражнения, занимательные вопросы облегчали переход к наиболее сложной и ответственной части заданий.

Все это способствовало раскрытию и поддержанию глубокого познавательного интереса к содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий и формированию тем самым   мотивации учебной деятельности у учащихся.

На третьем этапе формирования устойчивой положительной мотивации учащихся – рефлексивно - оценочном совместно с учащимися анализировали выполненные задания, сопоставляя достигнутые результаты деятельности с поставленными задачами.

Работу по подведению итогов изученного материала строила таким образом, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного.

 Это способствовало формированию у учащихся ориентации  на переживание таких чувств в будущем, что, несомненно, приводило к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной работе, то есть появлению   мотивации учебной деятельности.

Таким образом, содержание учебного материала является одним из источников поддержания стимуляции познавательных интересов при формировании  мотивации учащихся на уроках математики и способствует общему психическому и личностному развитию учащихся.

С целью формирования познавательных интересов, их поддержания, укрепления и углубления большое внимание уделяла внеурочной  деятельности.

Привлекала ребят к активному участию в международном конкурсе «Кенгуру». Это позволяло им проверить свои достижения в работе по формированию логического мышления, смекалки, сообразительности, удовлетворить любознательность и достичь определенных результатов .

Разработан курс «Юный исследователь», рассчитан на учащихся 5-8классов. Учащиеся с успехом представляют свои работы на конференциях «Шаг в будущее» не только районного, но и республиканского уровня в секциях «математика», « экономика».

С 2007г я стала работать в классах с очень низкой математической подготовкой

                Учащиеся с низким уровнем развития познавательных интересов, как правило, слабо мотивированы на учебу.

                Они требуют очень большого внимания и терпения в работе, так как это в основном слабоуспевающие и неуспевающие  учащиеся. Поэтому в  коррекционной   работы с ними ставлю такие цели, которые были достижимы за относительно короткое время. Это позволяет  относительно восстановить положительное отношение к учению.

                Для этого подбираю доступные для учащихся задания, поддерживающие их уверенность в себе, создавала условия для ситуации успеха.

Параллельно с этим идет  формирование у учащихся умений учиться:

  1. устранялись пробелы в знаниях;
  2. учащиеся обучаются  выполнению действий по инструкции

С этой целью;

  1. при объяснении нового материала используется наглядность, идет проговаривание отдельных моментов учебных действий;
  2. учащиеся привлекаются к оценке своих и чужих знаний, показывается  динамика достижений учащихся;
  3. рефлексия своей деятельности.

Трепетного отношения требуют  к себе и ребята со средним уровнем развития познавательного интереса к математике.

                Таких ребят было не очень много, но их возможности  используются  по следующим направлениям:

  1. подготовка сообщений, докладов по истории математики и практическому   применению знаний;
  2. углубленное  изучение отдельных тем и вопросов;
  3. подготовка к олимпиадам, конкурсам,;
  4. выполнение творческих заданий;
  5. побуждение к поиску альтернативных решений задач.                        

Одно из условий эффективности развития познавательных интересов заключается  в организации работы с родителями учащихся.

Она состоит  в ориентации родителей на необходимость создания оптимальных условий в семье для активного формирования познавательных интересов.

Для этого используются  следующие методы и формы работы: беседы, анкетирование, консультации, родительские собрания. Родителям даются следующие рекомендации:

  1. рекомендовать книги с целью углубления познаний в интересующем их направлении;
  2. беседовать по интересующим учащихся вопросам;
  3. поощрять ребят к учебе в очно - заочных школах;
  4. помогать им в раннем профессиональном определении для углубления знаний в необходимой предметной области.

Эффективность работы по формированию познавательных интересов в описанных направлениях во многом зависит  от установившихся отношений между учителем и учащимися, а также их родителями.

Познание своих возможностей происходит  под влиянием общения, которое  рассматривалось как сильный побудитель познавательного интереса.

В процессе общения  происходит  сравнение собственных успехов с успехами товарищей, результаты деятельности оцениваются  другими, сам же школьник участвует  в оценке деятельности товарищей.

Если мы проанализируем структуры основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. Цели этого этапа: раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание учащихся, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить.

Заключение

        Проведение итоговой диагностики показало существенные изменения уровней развития познавательных интересов и сформированности  мотивационно- самоорганизационных состояний деятельности учащихся при обучении математике.

        По сравнению с начальной диагностикой получены следующие результаты:

Уровни

Развития познавательных интересов к математике

сформированности мотивационно-самоорганизационных состояний деятельности учащихсяУр

Начальная диагностика5кл

Промежуточная диагностика 7кл

Начальная диагностика 5кл

Итоговая диагностика 7кл

I-68%

II-25%

III-7%

IV-0%

I-42%

II- 40%

III-18%

IV-0%

Низкий

Средний

Высокий

90%

10%

              0%

62%

36%

2%

Анализ полученных данных позволил отметить существенную закономерность между уровнем развития познавательных интересов и  мотивацией учения.

                Эффективность работы по данной проблеме доказывают и результаты ЕГЭ (2006г)  по математике.

           Такие результаты позволили им  выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения и продолжить образование в выбранной им области, где профилирующим предметом является математика( экономиеские факультеты)        Успешно занимаются и ребята, поступившие на  специальности, вплотную не связанные с этим предметом.

                Достижению оптимальных результатов способствовало и повышение чувства ответственности у родителей  ребят за их  судьбу,  развитие и социальную адаптацию.

                Таким образом, результаты опыта работы соответствуют выдвинутой гипотезе и позволяют сделать следующие выводы:

1.Формирование  мотивации учения  является социальным заказом общества и насущной потребностью, способствующей  становлению личности, ее самореализации в настоящем и будущем.        Одним из эффективных механизмов в достижении этого  является развитие  познавательных интересов учащихся.

2.Теоретически обоснованная и созданная  система методов работы по развитию познавательных  интересов с выделением приоритетных направлений  их формирования, способствует повышению  мотивации учения.

3.Опыт работы по заявленной проблеме позволил достичь положительной динамики развития познавательных интересов и как следствие этого повышения положительного отношения к учению и продолжению образования.

                Это дает основание утверждать, что созданная система методов работы доказала свою эффективность, сформулированные  задачи решены и цель достигнута.

                В то же время нельзя считать проблему формирования  мотивации через развитие познавательных интересов исчерпанной.

                Требуют дальнейшего решения вопросы выявления специфики формирования познавательных интересов у учащихся разного возраста, особенностей работы с одаренными детьми. Необходимо проработать вопрос рейтинговой оценки успешности и качества знаний.