Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике
презентация по алгебре по теме

Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в поисково-познавательную деятельность, испытывая успех при изучении математики.

Скачать:


Подписи к слайдам:


Повышение мотивации

учащихся на основе идей

личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике




Учитель математики МОБУ СОШ №3 г. Баймака

Мурзабаева Фарида Мужавировна

Условия возникновения и становления опыта

Исходное условие.

Потребность общества в инициативных, творчески

мыслящих, самостоятельных, способных к успешной

социализации и активно адаптирующихся к

изменяющимся условиям молодых людей.

Определяющее условие.

Создание условий содействующих усилению

мотивации учащихся к изучению математики на основе

использования идей личностно-ориентированного

подхода.

Актуальность опыта

Противоречие между существующей

потребностью в использовании идей

личностно ориентированного подхода

и отсутствием адаптированной

технологии их реализации на уроках

математики.

Ведущая педагогическая идея

Именно учитель формирует положительную

мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного

процесса, при которых ученики с разными

способностями и подготовкой могли бы с

удовольствием включаться в

поисково-познавательную деятельность,

испытывая успех при изучении математики.




Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. );

Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

Педагогические технологии адаптивной школы;

Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;

Игровые технологии;

Технологии развивающего обучения;

Проблемное обучение;

Технология интегрированного обучения;

Технологии уровневой дифференциации;

Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

Коллективный способ обучения;

Информационно-коммуникативная технология.

Теоретическая база опыта

Использованы идеи

Идеи личностно-ориентированного подхода

И.Я. Якиманской,

Г.К.Селевко,

Е.Н.Степнова,

идеи проблемного обучения М.И. Махмутова,

принципы системной дифференциации

В.В.Давыдова,

Л.В. Занкова,

игровые технологии В.В. Николиной.

Новизна опыта

В практике обучения математике

реализуется идея учета и развития

индивидуальности личности, признание

ее уникальности и неповторимости

психологических особенностей.

Мотивационный алгоритм:

опора на субъектный опыт учащихся;

стимулирование учащихся к самостоятельному получению знаний,

выбору наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

Мотивация обучаемых обеспечивает

ему возможность

самообразования,

саморазвития,

самовыражения в ходе овладения знаниями.

Основная цель опыта

Создание необходимых условий

содействующих развитию мотивации

личности школьника к изучению

математики, на основе раскрытия их

индивидуального потенциала

Основные способы достижения поставленной цели:

использование разнообразных форм и методов организации

учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный

опыт учащихся;




создание атмосферы заинтересованности и ситуации успеха

для каждого ученика;




стимулирование учащихся к высказыванию, использованию

различных способов выполнения заданий без боязни

ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;




использование в ходе урока дидактического материала,

позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него

вид и форму учебного содержания;



Процесс обучения математике осуществляется,
с учетом возрастных особенностей:




Начальное звено (5-7 классы)

акцент на игровую образовательную технологию, технологию интегрированного урока с целью привития учащимся познавательного интереса к предмету.

Уроки деловой игры, уроки с использованием национально-регионального компонента (уроки-очерки, уроки-праздники и т.д.) позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.










Урок - деловая игра
«Город деловых людей»

Тема: «Решение задач на проценты»

5 класс.

Эпиграф урока: «Счет является, правда, низкой, но уже идеальной деятельностью человека, и с помощью него столь многое осуществляется в обыденной жизни».

Гете И.

Цель: Закрепление умений и навыков решения задач на проценты,

развитие вычислительных навыков,

повышение экономической культуры, культуры общения, использование регионального компонента при составлении задач на проценты.

Задачи на уроке

Задача 3. Итоги дня.

Вычислить процент суммы премии от фонда заработной платы.

Вычислить % проданной готовой продукции.

Сделать выводы о рентабельности предприятия.

Сумма дохода

Фонд заработной платы

Сумма полученного кредита

Реклама на телевидении

Реклама в газете

Новый кредит

Выпуск продукции (планируемая сумма услуг)

Продано продукция на сумму (оказаны услуги на сумму)

Урок математики в 5 классе.
18.01.Тема: Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.

Цель: закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание бережного отношения к хлебу.


Урок-очерк в 6 классе на тему
«Рациональные числа и проценты»

Цель:

работа с рациональными числами, решение задач на проценты переводом рациональных чисел в десятичную дробь,

развитие вычислительных навыков и умений решения текстовых задач,

воспитание любви к Родине на примере жизни и деятельности Рахимгулова В.З., приобщение культуре башкирского и русского народа.

О Рахимгулове Вилюре Зиннатовиче

Рахимгулов Вилюр Зиннатович - удостоен Национальной Народной Награды «Звезда Созидания», его имя вошло в энциклопедию «Лучшие люди России» и в энциклопедическое, краеведческое издание «Баймакский край».




Задачи на этом уроке с региональным содержанием

Задача 2. В 2005 году ЦНП «Баймак» выпущено 70 юрт, в 2005 году – 78. В связи празднованием 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав России, возрос заказ на юрты. На сегодняшний день уже заказано 90 юрт. На сколько процентов увеличился выпуск юрт по сравнению с предыдущими годами?




Задача 3. В ЦНП «Баймак» принят заказ на пошив 450 зилянов для выступления кураистов Бурзянского района во время празднования 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав России. Известно, что на пошив одного зиляна уходит 5 м ткани. Какой процент заказа можно сшить из 1 км ткани?




Задача 4. С начала года в ЦНП «Баймак» было изготовлено:

Курай – 29 шт.

Кубыз – 10 шт.

Домбра – 5 шт.

Гитара – 6 шт.

Сколько процентов составляют кураи от числа изготовленных инструментов?

Задача 1.

1З конкурсантов на праздновании 250-летия Салавата Юлаева были одеты в национальные костюмы ЦНП «Баймак». И 9 из них завовали гран-при. Сколько процентов конкурсантов в лучших костюмах ЦНП «Баймак» были удостоены высшей награды?

Фрагменты урока




Урок-праздник в

5 классе на тему




«Числовые и буквенные выражения».

Цель урока. Закрепить з.у.н. учащихся по темам «Выражения. Уравнения»; расширить и углубить краеведческие знания учащихся; приобщить учащихся к национальным традициям, воспитать чувство патриотизма.

Задача. Прекрасна природа нашей республики. В Башкортостане насчитывается около 1300 рек, а озера составляют 2/13 часть числа рек. Сколько озер в нашей республике?




Задача. Пусть белый цвет - это цифра 1, зелёный - 2, голубой - 3.

Найдите число, соответствующее государственному флагу республики Башкортостан, если считать цвета снизу вверх.

Урок с использованием местного материала

Задача

«Сибайский» совхоз;

«Зилаирский» совхоз - в 2 раза больше, чем Сибайский совхоз;

«Ирандыкский» совхоз - в 3 раза больше, чем Сибайский совхоз.

Всего привезли 90 л кумыса. Сколько кумыса привезли каждое хозяйство?

Задача

Кораллы;

Бисер - в 2 раза больше, чем кораллы;

Монеты - на 10 больше, чем кораллы.

Всего было 830 украшений.

Сколько украшений было на селтяре?

5 класс

Короткое сочинение на тему: «Моя семья и моя Родина» с использованием римских цифр.

Результаты опроса респондентов показать на круговой диаграмме.

Составление задач на проценты с использованием местного материала.

В периодической печати найти округленные данные и определение диапазона верных значений.

Рецепты различных блюд, кондитерских изделий, напитков с использованием отношений или частей.




6 класс

Начертить план нынешнего и будущего дома или квартиры при прохождении темы «Масштаб».

Составление задач и рисунков на координатной плоскости.

Изображение рейтинга на столбчатой диаграмме.




7 класс

Сочинения по графику

Вычисление погрешностей в приближенных значениях

Составление задач по комбинаторике




Творческие домашние задания

Работы с использованием местного материала

Динамика качества знаний по предмету в «начальном звене»

88,9%

100%

2007-2008

III четв.

7б класс

82,4%

100%

2006-2007

6б класс

73,3%

100%

2005-2006

5б класс

Результат

Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке.

В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.




Среднее звено (8-9 классы)

акцент на дифференцированный подход,

который способствует дальнейшему

развитию учащихся высокого уровня

с обязательным овладением минимума

знаний по математике всеми учащимися.

Процесс обучения математике осуществляется,
с учетом возрастных особенностей:

Разноуровневые задания, тренажеры, осуществление самоконтроля и самооценки учащихся, и когда учитель на уроке выступает в роли консультанта создают атмосферу заинтересованности и ситуацию успеха для каждого ученика.







Уроки «Умники и умницы»

На уроке можно получить медали и ордена за ответы

во время устного вопроса.

Ученики сами выбирают траекторию действия на уроке.

можно консультироваться с учителем

(слабая подготовка)

можно дважды консультироваться с учителем

(ученик не уверен в своих знаниях)

самостоятельная работа ученика

(ученик уверен в своих знаниях)







Задания в форме ЕГЭ

Критерий оценивания итогового теста по алгебре в 8 классе.

Максимальный балл за каждое верно решенное задание

серии А – 1 балл,

серии В – 2 балла,

серии С – 4 балла.

Максимальный балл по всему тесту – 25 баллов.

0 – 8 баллов (0 – 32%) – «2»,

9 – 14 баллов (36 – 56%) – «3»,

15 – 20 баллов (60 – 80%) – «4»,

21 – 25 баллов (84 – 100%) – «5».




Схема диагностики и мониторинга успеваемости и качества знаний

по алгебре в 8 классе.




4

3

2

1



Бланк ответов.

2

1

5

4

3

2

1

7

6

5

4

3

2

1

Оценка

%

Баллы

С

В

А

Фамилия, имя



Процесс обучения математике осуществляется,
с учетом возрастных особенностей:

Старшее звено (10-11 классы)

акцент на образовательные технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, модульно-рейтинговые технологии которые способствуют развитию исследовательской деятельности и творческого мышления каждого ученика,




Модульно-рейтинговые технологии.




При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Здесь идет и индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Учитель на таких уроках как бы беседует с учеником, активизирует его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует на успех.

Рейтинг ученика 10 класса Ирназарова Роберта по теме «Тригонометрические уравнения».

4

16

Баллы за зачетную работу

4

16

Баллы за контрольную работу

4

15

Баллы за задания на уроке

3

13

Баллы за контроль на выходе

3

13

Баллы за промежуточный контроль

Группы уровневой дифференциации учащихся профильного 10 в класса по мониторингу и диагностике успеваемости и качества знаний по предмету «математика».

1 четверть




1 уровень (высокий)

Байбулатов Т.БаймухаметоваЛ.

Муллаярова А.




2 уровень(средний)

Абдулов И.Байзигитова

Н.Изотов Р.Кашапова Г.

Мухамедьянова Р.Мухамедьянова М.

Мурзабаев А.СагитоваИ.

Титова К.Туляков З.Харрасова Э.




3 уровень(низкий)

Ишмуратов А.Ирназаров Р.

Шарипов И.




1 уровень – 18%,

2 уровень – 64%,

3 уровень – 18%

3 четверть




1 уровень (высокий)

Байбулатов Т.Баймухаметова Л.

Муллаярова А.Мухамедьянова М.

Харрасова Э.Туляков З.




2 уровень (средний)

Абдулов И.Байзигитова Н.

Изотов Р.Кашапова Г.

Мухамедьянова Р.Сагитова И.

Титова К.Ирназаров Р.

Мурзабаев А.




3 уровень(низкий)

Ишмуратов А.Шарипов И.




1 уровень – 35%,

2 уровень – 53%,

3 уровень – 12%




Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ на уроках и во время индивидуальных консультаций позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке




Создание мультимедийных презентаций к урокам, к защите проектов

Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися была используется программа PowerPoint из пакета программ Microsoft Office.



Результаты ЕГЭ.

Наивысший балл на ЕГЭ.




95 баллов (Абдулов И.) Этот результат остается лучшим в районе за все годы проведения ЕГЭ по математике.




2

0

2005

6

2

2004

3

2

2003

8

2

2002

Серебряные

медалисты

Золотые

медалисты

Год

выпуска

Медалисты

Олимпиады по математике

Результаты районных олимпиад.

1




2




1




2




3




2

11




11




8




8




11




10

2003




2003




2005




2005




2006




2007

Место

Класс

Год




1

2

2

3

2




1

3




1




7

7

6

6

6




7

6




6




2004

2004

2004

2004

2004




2006

2006




2007

Место

Класс

Год

Призеры районного математического турнира

Персональный сайт учителя математики FM http://fm2577.narod.ru/

Система научно-методической работы учителя математики

Тематическое планирование по математике

Разработки уроков по математике Народ.Ру:

Материалы для подготовке к ЕМЭ по алгебре в 9 классе

Подготовка к ЕГЭ по математике

Научно-исследовательские работы учащихся

Олимпиада школьников по математике

Мой фотоальбом

Дидактические материалы к урокам

Гостевая книга

Народ.Ру: Обо мне

Классное руководство

Переводные экзамены по математике в форме ЕГЭ. Свои тесты.

Внеклассные мероприятия по математике

Профильное обучение




Приветствую творческих учителей России!!!

Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её

преподаванием.
Пуассон С.Д.

http://fm2577.ucoz.ru/

Персональный сайт учителя математики FM

Сайт создан учителем математики

средней общеобразовательной школы №3 г. Баймака

Мурзабаевой Фаридой Мужавировной.

О себе:

Учитель высшей категории,

отличник образования Республики Башкортостан,

обладатель Президентского гранта 2007 года.

В сайте собраны

методические, дидактические материалы по математике,

материалы из опыта работы классного руководителя.

Сравнение подходов в обучении

Учитель:

Объясняет

Спрашивает

Оценивает

Ученик:

Слушает

Отвечает

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Учитель:

Организует

Управляет

Консультирует

Ученик:

Систематизирует

Углубляет знания

Делает выводы

Традиционное обучение

Образное понимание обучаемого: «человек – глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы.

Личностно – ориентированное обучение

Образное понимание обучаемого: «человек – семя» - имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств.

Выводы

Ученик - главный работник на уроке. Его учебная деятельность направлена на образование и формирование своей личности. Главный мотив деятельности - учебно-познавательный.

Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывает им необходимую помощь и поддержку.







Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации

2007 года.

Победитель районного конкурса творческих работ учителей на приз имени А.А.Галлямова

2007 года.

Результативность опыта

Работа над проблемой использования

личностно ориентированного подхода в

обучении математике дает свои

положительные результаты: повышается не

только уровень мотивации к предмету

математика, но и в тоже время растет

качество знаний и уровень обученности.

Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок»




Мурзабаева Фарида Мужавировна

Место работы: МОУ "СОШ № 3", г. Баймак, Республика Башкортостан
Должность: учитель математики

На Фестиваль 2007/2008 года представлены статьи




Использование национально-регионального компонента в обучении

математике

Противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы можно разрешить, используя систему прикладных задач с региональным содержанием. Разработка урока по математике в 6-м классе на тему "Рациональные числа и проценты", посвящена 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России. Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть "живую математику", а не сухую бездушную науку.




Один из подходов к изучению тригонометрии в 10-м классе

Знать школьный курс математики - значит владеть материалом каждого из направлений математики, быть в состоянии актуализировать любое из них в любое время. В изучении тригонометрии в 10-м классе целесообразно использовать "тригонометрический круг". "Круг" может послужить опорным сигналом для воспроизведения в памяти понятий и формул тригонометрии:




Получено статей: 15184

Опубликовано статей: 5010

СТАТИСТИКА ФЕСТИВАЛЯ 2007 / 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся

Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся...

Статья по теме «Использование дифференцированного подхода в процессе обучения математике"

В современных условиях важно осознать и  принять принципиально новую педагогическую установку- каждый у4ченик может выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного тр...

доклад на тему "Повышение эффективности процесса обучения математики на основе использования информационных технологий"

Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостояте...

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике...

Сообщение на ШМО «Повышение мотивации и качества знаний обучающегося на основе идей личностного ориентированного подхода в процессе обучения математики»

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности,...