Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике
статья на тему

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тема

 Особенность нашего времени — это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. Свобода, духовность, культура — основы современного общества.

Учитель готовит учеников к испытаниям в мире, изобилующем открытиями научно-технического прогресса. Очень важно, чтобы ученики не испытывали страха перед жизнью, смотрели на нее открытыми глазами. Поэтому на уроках, внеклассных мероприятиях нужно  предлагать ученикам различные виды деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты — очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Особое внимание нужно уделять  развитию и саморазвитию ученика.  

Научно-технический прогресс требует огромного количества образованных людей не только потому, что для выполнения любой работы человек должен  обладать большей, чем раньше суммой знаний, но и потому, что даже сравнительно простую работу люди, обладающие более высокой общей культурой, как правило, выполняют лучше. Например, во многих фирмах Японии кандидатам на «рабочие» места устраивают экзамен, проверяющий именно уровень общего развития. Особое место при этом уделяют математическому развитию, так как согласно закону: «Математик это сделает лучше». Это, конечно, шутка. Но можно вспомнить: «Сказка — ложь, да в ней намек...».

Следует так излагать курс математики, чтобы ученики поняли, что эта наука будет развиваться вечно.

В процессе преподавания, начиная с первых лет обучения, нужно приучать учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Это первостепенная задача школы, каждого учителя. Математика в этом плане обладает исключительными возможностями, но мы не научились использовать их в полной мере. Нужно  стараться,  чтобы  школьные уроки математики были направлены не  на «прохождение» программы, а  на развитие мышления. Если учитель не будет постоянно заботиться об этом, поставляя «пищу для ума», то ученики не смогут состояться как творческие личности. Поэтому главная задача — содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться.

Необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания и применять их. Для решения этой задачи применяется личностно  ориентированная система методов и приемов, позволяющих ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающими познавательную активность и сознательное отношение к учебе, используя различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, семинар, зачетный урок,  дидактическая  игра  и  т.д.).    

 

  Личностно ориентированное обучение обычно связывают с гуманизацией образования, с индивидуализацией обучения, с осуществлением уровневой и профильной дифференциацией и даже с дистанционным обучением, делая особый акцент именно на эти педагогические понятия.

 Речь  идет о личном понимании термина, которое не противоречит общим представлениям о личностно ориентированном обучении и исходит из обычного общеязыкового понимания термина: «личностно ориентированное обучение» — это обучение, ориентированное на личность.

    Личностно ориентированное обучение является  методическим проявлением общей гуманизации обучения (не гуманитаризации образования), поскольку гуманизация в нашем понимании и есть направленность обучения на удовлетворение, а не только учет интересов личности, предполагает их приоритет даже над интересами общества. Преодоление реально существующих противоречий между этими интересами представляет собой конкретную проблему реализации личностно ориентированного обучения, и путь ее решения в настоящее время уже проложен: уровневая и профильная дифференциация и в старшей, и основной школе. Другими словами, дифференциация — это способ осуществления личностно ориентированного обучения.

Таким образом, личностно ориентированное обучение, безусловно, и естественно связано со всеми упомянутыми педагогическими понятиями, однако каждое из них занимает в нем свое место и проявляется специфическим образом.

Одним из важнейших требований, предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности учебной, является создание психологического комфорта для его занятий. Этой деятельностью, включающего и понимание ее цели и значимости этой цели лично для него, и ощущение реальной достижимости цели именно для него, и желание получить адекватную его достижениям оценку результатов его деятельности со стороны учителя и, что не менее важно, со стороны товарищей.

В плане создания такого комфорта математика находится, особенно в старших классах, в особенно трудном положении в сравнении с остальными школьными предметами. Наряду с объективными трудностями предмета, требующими для их преодоления высокого уровня интеллектуального развития,  в старших классах, ученики которых зачастую уже имеют более или менее устойчивые интересы, далеко не всегда совпадающие с математикой или смежными, близкими предметами, приходится бороться с общим негативным отношением к математике как к совокупности утверждений, формул и приемов, которые надо запомнить, «скинуть» на экзамене и потом немедленно забыть, поскольку для дальнейшей жизни это никому не нужно, за исключением профессионалов.

Целью личностно ориентированного обучения является развитие личности ученика, стремление к переходу к саморазвитию, самопознанию, самоопределению, к выбору индивидуальной траектории обучения — формирование интереса к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я, если захочу, быть успешным, не хуже других, именно в математике, т.е. познание себя как субъекта математической учебной деятельности, самостоятельный выбор учебных целей, задач и форм учебной работы, проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях.

При личностно ориентированном обучении каждый ребенок имеет возможность включить в процесс обучения свои собственные личностные функции, его субъектный опыт становится востребованным, а ученический коллектив предоставляет возможность совместного развития, для восприятия себя как источника для развития других и других как источника своего развития. Другими словами, ученик становится подлинным центром образовательного процесса.

Одна из важнейших составляющих психологического комфорта в математической деятельности — это постоянное ощущение радости от преодоления трудностей: ученик как личность просто должен «скучать» от рутины, воспринимая ее лишь как необходимый шаг к более интересному, к трудностям, преодоление которых и доставит подлинную радость, повысит самооценку ученика и его оценку со стороны окружающих.

Разумеется, такое положение вещей — лишь идеал, к которому следует стремиться, поскольку для многих учащихся уже сама рутина представляет трудности, но главное для саморазвития — это стремление сделать сегодня больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня. В этом и состоит фактически критерий эффективности обучения — каждая личность имеет свои интересы, свои способности, и ориентация обучения на личность ученика предопределяет уровень знаний, умений, навыков и «компетентностей», необходимых ученику.

 

Приведу несколько примеров организации личностно ориентированного обучения из личного опыта. В 2013 г. в параллели VII классов мы пошли по пути смешанной дифференциации и создали три временные группы - по принципу однородности состава учащихся.

Я работала с детьми  2  уровня. Среди моих учеников выделялись  дети,  которые  от  урока  к  уроку преодолевали свою робость, становились более уверенными в себе и по  результатам  контрольных  работ  выходили  на  новый  уровень   достижений.

При этом они работали над собой, старались каждый этап урока использовать для своего развития.  

 

Учитель предоставляет ученику право выражать свое мнение, свое отношение, «проживать» свое учение.

После дидактической  игры   проведенной на уроке геометрии на тему «Площадь  параллелограмма» и небольшой практической работы, позволяющей сделать вывод о площади  параллелограмма, я планировала доказать теорему путем эвристической беседы и затем прорешать задачи на ее применение. Но ход урока прервал Артур  Валиев:

— Можно я докажу теорему?

— Пожалуйста.

В итоге весь мой план урока меняется. После Артура азарт появляется и у других учеников. И пусть мы не успели решить запланированные задачи, гораздо важнее, что дети почувствовали вкус творчества, испытали радость самостоятельного открытия истины.

    В этом заключается преимущество личностно ориентированного обучения — учащиеся получают возможность внести изменения в планирование работы на уроке, повернуть его течение в другое русло. При этом они прекрасно видят, как учитель реагирует на возникающие непредвиденные ситуации, мыслит прямо на глазах учащихся, испытывает затруднения, а не повторяет заранее выученные теоремы. На мой взгляд, ученик никогда не научится думать, сомневаться, выходить из затруднений, если никогда не видел, как это делает учитель. И все это самым эффективным образом сказывается на авторитете учителя.

  А учитель обеспечивает мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Деятельность его направлена на развитие индивидуальности учащихся, на создание ситуации успеха, повышение уровня «я-концепции», сохранение психического и, как следствие, соматического здоровья учащихся. Ведь еще древние люди понимали, что здоровье детей и учителей — существенный компонент образования, а значит, и моего урока.

  Исходя из этих положений, я стараюсь на своих уроках заложить у учеников методологические  основы познавательной деятельности. Развиваю умения надпредметных способов деятельности, включающие анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, преобразование объяснения в зависимости от цели, построение цепи суждений из как можно большего числа звеньев, рефлексию своей познавательной деятельности.

  В X классе на уроке-практикуме по теме «Параллельность прямой и плоскости» была организована групповая форма работы. Тремя учениками  проведена разминка для групп (задачи для нее ребята составляли сами). В презентации конкурсных задач участвуют еще трое учеников. В защите работы групп активны все. Спорят, отстаивая свое мнение, задают контрвопросы. С предложенным тестом справляются достаточно уверенно.

В заключение был проведен «этап рефлексии».

— Что вам нравится в этой форме урока?

Ответы учащихся:

— Одна голова хорошо, две — лучше!

— Имеет ли смысл все уроки проводить в такой форме?

— Конечно, нет! Мы должны уметь мыслить и самостоятельно, и проверять свои знания.

Большое внимание уделяется мною также и развитию структуры творческого мышления, в нее входят умение переносить знания в незнакомую ситуацию, находить альтернативное решение проблемы, комбинировать разные способы решения, моделировать, выдвигать гипотезу, принимать решения, выстраивать аргументацию.

 

  Таким образом, мною  организована  работа учащихся, исходя из принципов личностно ориентированного обучения:

— ребенок учится только через действие;

— ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;

— ребенок осваивает мир в целостном восприятии;

— ребенок учится от другого ученика так же, как и от учителя на уроке;

— ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;

— ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;

— ребенок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью;

— ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в школьной жизни;

— ребенок успешен в учении, когда он здоров.

В процессе работы мною  определен следующий «алгоритм» личностно ориентированного урока.  

Чтобы из традиционного урок стал личностно ориентированным, важно помнить о следующих аспектах:

1) Дети должны иметь возможность быстрой перегруппировки рабочих мест.

2) Должен быть выбран оптимальный для данного урока стиль общения, организовано учебное сотрудничество.

3) Учитель должен уметь разъяснять целевые ориентиры урока, сделав их личностно значимыми для каждого ученика; использовать технику снятия напряженности; корректировать план урока с учетом конкретной учебной ситуации.

4) Должны использоваться оптимальные формы введения в новый материал, опирающиеся на личный опыт действия, мышления, ощущения учащегося:

— блочная подача-погружение;

— организация самостоятельной работы по   опорным и справочным материалам;

— введение нового материала через лидера  группы;

— введение нового материала через создание проблемной ситуации.

5) Синергетика урока должна включать в себя различные формы работы и способы получения и усвоения знаний; должны присутствовать элементы само -  и  взаимообучения; само- и взаимоконтроля.

6) Этапы работы учащихся над учебной задачей (проблемой) могут варьироваться с учетом учебной ситуации:

— самостоятельная работа с учебной литературой;

— изучение материала внутри групп с использованием внутригруппового контроля (парного или с помощью сильных учеников);

— самоконтроль с помощью тестов и др.;

— способы усвоения знаний (через понятие — к практике или через практику к общему понятию) — каждая группа по желанию;

— акцентирование внимания на способах работы с материалом (закрепляется и отрабатывается техника познавательной деятельности).

7) Должно иметь место быстрое реагирование на непонимание и ошибку («скорая помощь» учителя, совместное обсуждение, опоры-подсказки, взаимоконсультации учащихся).

8) Дети должны иметь возможность обмениваться информацией; должна присутствовать свобода слова и мнения, свобода передвижения в классе во время проработки темы.

9) Учитель должен стимулировать само - и взаимооценку, выступая при этом как партнер, его оценочно-аналитическая деятельность должна быть направлена на формирование положительной «я-концепции».

10) Учащиеся должны иметь возможность оценить урок, выбрать из него те моменты и формы, которые им понравились, для дальнейшей работы.

11) Урок должен способствовать сохранению психического и, как следствие, соматического здоровья.  

    Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести «центр тяжести» педагогического процесса на личность учащегося, на развитие его творческих качеств.

  Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовать работу по ее решению.

   Игра помогает строить продуктивные взаимоотношения педагога и учащегося с присущими ей элементами соревнования, непосредственности и неподдельного интереса, то есть осуществлять принцип педагогики сотрудничества.

Мало знать теорию, необходимо продумать технологию игры, четко определить ее цели.

   В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые и творческие. На многих уроках провожу тренировочные игры «Домино», «Лото», «Составление и решение кроссвордов», мини-конкурсы «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Цепочка», «Карусель». Использую их при отработке вычислительных навыков, как в младших, так и в старших классах.  

   При  изучении  темы  «Положительные  и  отрицательные    числа»  в  6  классе  часто  изучение  нового  материала  строю  материале  учебника  серии  МПИ «Положительные и отрицательные числа в театре Буратино» автора Э.Г. Гельфман.  Дети  с  удовольствием  слушают  новый  материал,  который  излагается  сказочными  героями,  знакомыми  с  детства.

  По  теме  пропорции  мною  предлагаются  учащимся  задачи  сказочного  характера:

«Дядюшка Скрудж подсчитал деньги в своем хранилище. Оказалось, что в каждом из 9 мешков содержится по 18 кг золотых монет. Сколько монет содержится в 11 таких же мешках?»  или  

«Настоящие охотники за привидениями получили новое оборудование - ультрасовременные ловушки. Две такие ловушки захватывают за один раз 18 привидений. Сколько ловушек надо взять на операцию, чтобы отловить одновременно 27 привидений?»  

   При  решении таких задач класс преображаётся.    Ребята стремятся высказать свои мысли, проанализировать предложенную ситуацию, изменить ее, найти решение. Таким образом, уже на первом этапе удается установить необходимый контакт с  классом, создается рабочая обстановка. Следующий этап - решение задач, содержащих сведения из других наук. Для их составления можно использовать занимательные книги по физике, биологии, истории и т. д. Благодаря решению таких задач, удается добиться того, что у учащихся заметно расширяется кругозор, появляется желание прочитать другие книги. Кроме того, они решают задачи осмысленно.  

  Нельзя сказать, что к концу каждого  урока  в  6   классе  удается  достичь все поставленные цели, однако основы успешного обучения будут заложены. Класс активно работает на уроке, темп работы достаточно высок, хорошо освоены некоторые методы и приемы решения примеров и задач. Математика из одного из самых трудных для учащихся предметов превращается в один из самых интересных.

      Педагогика сотрудничества, сотворчества, основанная на гуманистической идее совместной развивающей деятельности детей и взрослых, основывается на искренности, открытости, доверительности отношений, организации такого общения учителя с учениками и учащихся между собой, в процессе которого происходило бы обучение, воспитание и развитие личности каждого учащегося в обучении математике. Правильно организованное педагогическое общение снимает психологический дискомфорт его участников, создавая условия для посильного участия учащегося в процессе обучения.

    Воспитание у учащихся умения включаться в общение, чувствовать себя комфортно в новых, непривычных условиях не является целью обучения математике, но, тем не менее, вносит важный вклад в общее воспитание и развитие учащихся. Вот почему при проведении многих   занятий я отдаю предпочтение коллективному способу обучения, как способу организации познавательной деятельности и развивающего общения учащихся.

    Использование коллективного способа обучения на уроке позволяет реализовать обучающую и воспитывающую функции урока не только через содержание, но и через форму организации учебной деятельности, формировать такие качества учащихся, как коллективизм и ответственность в учебной работе, что при традиционных способах обучения было затруднительно.

   

   В качестве раздаточного материала  можно  использовать  индивидуальные  образовательные  карты.  Для  себя  я  определила  следующую  классификацию  карт: обучающие (для изучения нового материала),  контролирующие (для первичного контроля полученных знаний),  корректирующие (для  коррекции  пробелов  знаний  учащихся).  При  коллективном  способе  обучения  удобно использовать два типа карточек: обучающие  и контролирующие.

Содержание каждой подтемы оформляется на отдельной обучающей карточке. Набор карточек по теме образует блок заданий. Ученик может начать работу по изучению нового материала с любой карточки и выполнять задания в любой последовательности. Таким образом, каждая карточка является самостоятельным входом в тему. Для наглядности каждая карточка может  иметь свой сигнальный цвет (красный, желтый, зеленый и др.).

Обучающая карточка состоит из трех частей: в первой части излагаются теоретические сведения, формулы, правила, которые ученик должен записать в тетрадь; вторая содержит разобранный пример; третья включает набор упражнений для прочного и глубокого усвоения, для выработки умений и навыков выполнения заданий данного типа.  Приведу  пример  такой  карты.

     Обучающая  карта  №1.

Тема «Нахождение  дроби  от  числа».

           Нахождение  обыкновенной  дроби  от  натурального  числа.

  • Чтобы  найти  дробь  от  числа,  нужно  умножить  число  на  эту  дробь.

Пример.  Найти  ¾  от  20:

                20*3/4 =20*3 =15

                               4

Задание. Найдите:

                а) 1/7  от 35;   б)1/6  от  36;   в)2/3  от  12;   г) 4/5  от  25.

 Дополнительное  задание:  учебник  № 471(а, б)

  В  обучающей  карте  №2  изучается  нахождение  обыкновенной  дроби  от  обыкновенной  дроби,    в  карте  №3 – нахождение  десятичной  дроби  от  натурального  числа  или  от  десятичной  дроби,  в  карте  №4 – нахождение  процентов  от  числа.  Учащиеся  разделяются  на  группы  и  получают  для  изучения  одну  из  карт,  через  определенное  время  группы  меняются  картами  и  изучают  следующую.  Работа  считается  завершенной,  когда  каждый  ученик  изучил  все  карты  блока  заданий.   В начале урока каждый ученик в своей тетради составляет, а в процессе урока заполняет индивидуальную карту учета учебных вопросов.  

Для того чтобы проверить, как усвоена новая тема, в конце урока проводится контроль в форме теста по тестовым карточкам. С целью реализации дифференцированного подхода к обучению учащихся разного  уровня подготовки, тесты содержат обязательную и дополнительную части.  Критерии оценки выполнения контролирующего теста предлагаются  детям.  

Как правило, после таких уроков все учащиеся могут правильно выполнить тестовые задания. Но главное - благоприятный психологический климат в классе, чувство комфорта и удовлетворения от работы, которое ощущает и учитель, и ученик.

Во время построенного таким образом урока не теряется ни минуты учебного времени.

   Также  в  работе  мною  используются  корректирующие  карты.  Их  я  тоже  подразделила  на  три  группы: 1)коррекция  одной  темы;  2)коррекция  блока  тем;  3)коррекция  материала  за  прошедший  год.

   Карты  первого  вида  позволяют  проводить  коррекцию  темы,  неусвоенной  учащимся  на  уроке  по  какой – либо  причине.  Карта  содержит  теоретический  материал,  в  виде  опорного  конспекта,  решенный  пример,  задание  для  закрепления  и  задание  для  проверки  усвоения  пройденного  материала (как  правило,  1 уровня).  Приведу  пример  одной  из  карт  такого  типа.

Карточка № 1. Сложение и вычитание многозначных чисел (повторение)       5  класс

ПРАВИЛО

ОБРАЗЦЫ

ЗАДАНИЯ

Складывай и вычитай числа по одноименным разрядам

 

          2537 + 51343 = ?

Найти суммы и разности:

десятки тысяч

тысячи

сотни

десятки

единицы

4801 + 15100

81064 — 7569

35347 + 24252

701960 — 85971

3828 + 2132

2

5

3

7

5

1

3

4

3

5

3

8

8

0

            +

   2537     51343

53880

43321 + 5483

90205 — 12336

7357 + 2848

800309 — 783810

54271 + 39439

               51343 — 2537 = ?

десятки тысяч

тысячи

сотни

десятки

единицы

5

1

3

4

3

1644 + 2136

15683 — 7606

943836 + 854243

837247 — 594789 156004 + 888539

2

5

3

7

4

8

8

0

6

           __

51343

  2537

48806

 

   Карты  второго  типа  используются  мною  для  коррекции  знаний  учащихся,  имеющих  отрицательную  оценку  за  триместр.  Здесь  уже  ребятам  дается  задание  по  блоку  тем,  не  предполагается  наличие  справочного  материала,  назначено  время  пересдачи  неудовлетворительной  оценки.

                 Индивидуальная  карта  по  алгебре

 

Тема

Упражнения

Сроки

Оценка

Подпись

1.

Свойства  функций.

№29.

6.12.

2.

Разложение  квадратного  трехчлена  на  множители.

№60(а,б).

13.12.

3.

Построение  графика  квадратичной  функции.

№104(а)

13.12..

4.

Решение  неравенств  второй  степени  с  одной  переменной.

№114(а,в)

 20.12.

5.

Решение  неравенств  методом  интервалов.

№131(а,б)

27.12.

  Карты  третьего  типа  рассчитаны  на  коррекцию  знаний  за  весь  учебный  год.

   Данные  коррекционные  карты  позволяют:

  • Направлять  поэтапную,  пошаговую  систематическую  самостоятельную  работу  учащихся  в  классе,  дома,  во  время  индивидуальных  занятий;
  • Акцентировать  внимание  на  главных  моментах  содержания;
  • Подготавливать  усвоение  нового  материала  путем  тщательного  восстановления  опорных  знаний  и  умений;
  • Формировать  приемы  учебной  деятельности  учащихся;
  • Побуждать  к  сознательному  усвоению  учебного  материала.

         

 

   В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие человечества существенно зависит от уровня образования, что переход в режим последовательного развития общества предполагает внедрение новых образовательных технологий с расчетом на два — три поколения вперёд. Системы образования, которые медленно меняют и развивают свой уклад, становятся тормозом развития общества.

Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед обновляющейся школой, необходимо кардинально сменить приоритеты целей обучения, на первый план следует выдвинуть развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной активности.

Переход на технологии личностно  ориентированного  обучения  обеспечивает не только превращение ребёнка в субъекта, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии и способного к этому. Теоретики   уверены, что подготовка такой личности должна работать на цели устойчивого развития общества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...

Статья по теме «Использование дифференцированного подхода в процессе обучения математике"

В современных условиях важно осознать и  принять принципиально новую педагогическую установку- каждый у4ченик может выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного тр...

Сообщение на ШМО «Повышение мотивации и качества знаний обучающегося на основе идей личностного ориентированного подхода в процессе обучения математики»

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности,...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усво...