Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях Лицея
статья на тему

Иванова Светлана Борисовна

Описание результатов работы над мтодической темой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_rezultatov_raboty_nad_metodicheskoy_temoy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание результатов работы над методической темой  

в 2013-2016 учебном году.

Я, Иванова Светлана Борисовна, продолжая исследования, в этом периоде работала над проблемой «Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях Лицея». 

Цель моего исследования: «Выявить и обосновать условия повышения уровня учебной мотивации учащихся в условиях общеобразовательной школы».

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по темам:
  • «Дифференцированный подход в обучении»;
  • «Мотивация обучения»;
  • «Работа с неуспевающими учениками».
  1. Сформировать и апробировать комплект методик диагностирования учебной мотивации обучающихся.
  2. Разработать систему тематических разноуровневых обучающих и контрольно-диагностических заданий.
  3. Апробировать разработанную систему заданий.
  4. Проанализировать результаты исследования.

На мой взгляд, факторы, влияющие на содержание и организацию процесса обучения в условиях общеобразовательной школы таковы:

  1. низкая учебная мотивация или её полное отсутствие;
  2. несформированность умения учиться;
  3. специфика контингента учащихся.

При этом компоненты мотивации – это:

  1. Личностный смысл учения, т.е. внутреннее отношение к учению.
  2. Виды мотивов учения:
  • познавательные, связанные с содержанием учебной деятельности;
  • социальные (позиционные), связанные с взаимодействиями с другими людьми;
  • внутренние, характеризующие интерес как к процессу обучения, так и к результатам;
  • внешние, в силу долга, по обязанности;
  • достижение успеха и избегание неудач.
  1. Целеполагание, уметь ставить цели, обосновывать и достигать их.
  2. Реализация мотива в поведении.
  3. Эмоциональное отношение к учёбе

Начиная заниматься данной проблемой, я выявила, что преобладающий мотив учения — внешний (родители, друзья, учителя) в 5-9 и 10 классах, а в 11 классе – внутренний. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие математику, физику. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса снизится. Чтобы организовать продуктивную деятельность школьников, необходимо осуществлять на отдельных этапах уроков дифференцированное обучение. Дифференцированные задания позволяют обеспечить усвоение всеми учениками содержания материала, которое может быть различным для разных учащихся, но обязательным для всех выполнением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям. Кроме того, при дифференцированном обучении школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность на разных уровнях усваивать учебный материал, но они должны быть не ниже уровня обязательных требований. Также дифференциация предполагает вариативность темпов изучения материала, различие учебных заданий, выбор разных видов деятельности.

Исследуя различные способы мотивировки нового знания, я выделила три принципиально различные их разновидности:

  • От потребностей самой математики в решении ее задач;
  • От потребностей практики в решении ее задач;
  • От потребностей практики в решении ее задач — к потребностям математики в новом аппарате — к созданию нового математического аппарата — к решению задач практики.

Сравнение разновидностей мотивировок показало преимущества третьего способа, при котором обеспечивается понимание того, что математика совершенствует свой аппарат под влиянием практики. Этот способ наиболее убедителен для учащихся. Дело в том, что при первом способе мотивировки школьникам чаще всего бывает неясно, так ли уж необходимо уметь решать поставленную задачу: формальное обоснование необходимости нового знания потребностями самой математики не предоставляется им убедительным — ведь, может быть, практика вовсе не требует умения решать эту задачу. А потому у школьников низкая познавательная активность на занятиях. Поэтому было бы методической ошибкой ограничиться чисто формальным обоснованием необходимости нового факта потребностями самой математики. Второй способ в этом смысле удачнее, но, если поставленная практическая задача не переводится на язык математики, то школьники не видят, какое отношение она имеет к математике, к тому материалу, которой вводит затем учитель.

При третьем способе ученики видят, что потребности в создании того или иного аппарата диктуются потребностями практики в решении ее задач. Эта схема носит диалектический характер, присущий объективным закономерностям отражения математикой реальной действительности, и формирует у школьников способность к моделированию процессов действительности математическими методами. Последнее становится возможным, если учитель приводит пример не одной, а несколько прикладных задач, делающих необходимым введение нового понятия, теоремы, формулы и др. В этом случае вводимый математический аппарат будет получен в результате самостоятельного обобщения школьниками общих, существенных, частных их особенностей.

Успешность решения задач углубленного изучения математики зависит от организации учебного процесса. Учителю предоставляется возможность свободного выбора методических путей и организационных форм обучения, проявления творческой инициативы. Углубленное изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне. Поэтому, первое, с чего я начинаю свою деятельность в этих классах, — это формирование идеи, гипотезы, концепции своей собственной педагогической работы с конкретным учеником, учитывая его возрастные интеллектуальные особенности и включающей в себя механизм формирования мотивации совместной деятельности.

Целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"

Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...

Методическая тема "Роль дифференцированного обучения,как средство повышения познавтельного интереса и качества знаний учащихся на уроках географии и биологии".

Фундамент всестороннего развития человека закладывается школой в ходе многообразной учебно- воспитательной работы с учениками, при их активном участии.       Всесто...

Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности учащихся через положительную эмоциональную атмосферу на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" Петропавловск-Камчатского городского округаМарчук Ирины Николаевны...

Презентация "Применение проектных и информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня учебной мотивации учащихся старших классов"

Мучительная, но успешная (на 80%) попытка выполнения компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности для аттестации - подтверждения высшей категории учителя трудового об...

«Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса и мотивации учащихся при изучении математики »

в данной статье рассмотрены различные формы проведения уроков , позволяющие учителю разнообразить методы подачи материала , повышать интерес учащихся к предмету....