«Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса и мотивации учащихся при изучении математики »
статья по алгебре (5, 6, 7, 9, 10, 11 класс)

Картэнова Светлана Петровна

в данной статье рассмотрены различные формы проведения уроков , позволяющие учителю разнообразить методы подачи материала , повышать интерес учащихся к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_publikatsii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Картэнова С.П.

Учреждение ГБОУ СОШ № 2065 Москва

Должность Учитель математики

Тема статьи «Использование нетрадиционных форм уроков   математики как средство повышения интереса и мотивации учащихся  при изучении математики »

 «Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса и мотивации учащихся при изучении математики»

            В современном мире в связи с бурным развитием IT-технологий и внедрением всеобщей компьютеризации во всех областях деятельности человека , наше растущее поколение теряет  интерес к чтению. Это привело к тому, что учащиеся фактически перестали читать учебную литературу; как результат: снизилась культура монологической речи, понизился уровень осмысления прочитанного, поэтому обьем запоминаемой информации небольшой и кратковременный. Поэтому учителя  применяют  нетрадиционные формы проведения уроков- таких как игра, урок- соревнование, уроки - конференции, уроки - семинары, лабораторные работы, тематические игры, уроки в музее, урок- исследование.

        Кроме того, происходит модернизация процессов образования. Введение новых ФГОС в начальной школе способствовало изменениям в образовательном процессе в основной и средней школе. Постоянные изменения заданий и требований к итоговой аттестации в 9-ом классе (ГИА) и в 11-ом классе (ЕГЭ) привели к некоторой «нервозности» участников образовательного процесса. Именно поэтому разнообразные нетрадиционные формы ведения уроков математики способствуют  повышению интереса к предмету, мотивации к обучению, повышению качества образования.

1. Урок - игра

Этот тип уроков хорошо разнообразит изучение «скучных тем». Но тут учитель должен проявить творческие способности для того, чтобы придумать игру, иногда я предлагаю учащимся по конкретной теме самим придумать игру и они с удовольствием это делают.  Результаты бывают просто фантастическими: учащиеся с энтузиазмом решают примеры с дробями, различные логические задачи, задачи- шутки, придумывают сюжеты - сказки.  Урок – игра  неизменно дает  положительные результаты. Я использую также разработками сказок других учителей , опубликованных в МЭШ, на страницах журнала «Квантик» и на различных сайтах, сайт - Архимед. Особое место занимают уроки – игры «Морской бой», где участвуют две флотилии и, имея снаряды – задания, топят корабли противника. Изучение истории отважных кораблей и морская символика придают уроку романтику и связь с жизнью. В «Морской бой» играют с увлечением не только учащиеся 5-х, 8-х классов, но и выпускники 9-х и 11-х классов. Уроки – соревнования – Новогодний турнир, Весенний марафон, которые я провожу в конце триместров создают дополнительную атмосферу праздника на математике, мотивируют учащихся  и вселяют уверенность в успехе обучения.

2. Урок - конференция

Урок - конференцию целесообразно проводить как повторительно-обобщающий,  причем это можно делать и после какой- либо отдельной темы, и после изучения нескольких тем (по остаточным знаниям). Обычно такие уроки хорошо проводить в старших классах. Для проведения урока учеников класса можно разделить на группы. Для каждой группы сформулировать тему доклада, строго регламентировать время доклада, а в остальном предоставить полную свободу действий. Это позволит учащимся сделать компьютерные презентации своих докладов, привлечь к участию в выступлениях слабых учащихся, которым за их выступление непременно ставится хорошая оценка,  так как оценка всей группе ставится совокупно по участию каждого ученика.  Несомненно,  команда заставит выучить предложенный доклад любого неблагополучного учащегося, проверив его неоднократно, объяснит и спросит зачастую так, как не спросит учитель. После докладов, то есть пленарного заседания в рамках урока, обязательно необходимо провести проблемную часть урока, то есть подготовить практическую часть, где ученики реализуют на практике имеющиеся у них знания и умения. Обычно после конференции я выделяю урок для подведения итогов, дополнительного закрепления полученных знаний, а затем даю контрольную работу.

3.Урок- семинар

Уроки - семинары можно проводить как  для введения новых понятий, приобретения новых знаний, расширения кругозора, так и для обсуждения проблемных моментов. Примером первого типа семинарских занятий является, например, обсуждение параграфов, отмеченных значками (*).

Второй тип – это, например,  обсуждение различных способов доказательства теоремы Пифагора, или такая насущная в 11 классе проблема, как трансцендентные уравнения, приводимые к  квадратным, которая может быть вынесена на семинар при итоговом повторении курса.

4. Урок - лабораторная работа

Лабораторные работы по математике можно проводить, начиная с 5 класса. На  таких уроках дети учатся делать выводы, подтверждать или опровергать гипотезы, ставить эксперименты. Лабораторные работы по математике  готовят учащихся к проведению работ такого типа и приучают правильно оформлять работы по физике и химии.

Я провожу в 5 и 6 классах следующие лабораторные работы:

  1. Нахождение среднего арифметического,
  2. Нахождение световой площади помещения,
  3. Нахождение значения числа «π»,
  4.  Нахождение полезного объёма воздуха и пр.
  5. Нахождение площади дорожек на дачном участке.
  6. Вычисление суммы оплаты за израсходованную электроэнергию.

В старших классах с 7-9 класс, 10-11 класс появляется новый предмет «Геометрия», и учащиеся с интересом выполняют различные  практико-ориентированные задачи, их обилие учителю можно найти в МЭШ или интернете.

В  10-11 классах перед тем, как приступать к построению графиков с помощью производной, можно предложить учащимся выполнить лабораторную работу, позволяющую обобщить знания о промежутках монотонности и экстремумах функции.

5. Урок в музее – находка для учителя и запоминающее событие для учеников.

Алгоритмы проведения таких уроков хорошо разработаны в МЭШ, Здесь можно найти урок по изучаемой теме, где уже продуманы задания, подобран раздаточный материал, подготовлены тесты. Учителю легко воспользоваться данным ресурсом, а учащиеся с удовольствием изучают предлагаемый материал, выполняют тесты.

  1. Урок- квест – также нетрадиционная форма урока.

Чаще такие уроки я провожу на уроках геометрии, или в 6 классах на уроках наглядной геометрии. Учащиеся с интересом изучают материал, исследуют свойства фигур, признаки и решают различные лабиринты.

        Нетрадиционных форм уроков много, а еще больше каждый учитель со своими учениками может придумать. В этой статье просто хотелось показать как можно мотивировать учащихся по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий как одного из средств повышения учебно-познавательного интереса к изучению английского языка

Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса. Использование новых информационных технологий расширяет ра...

Использование нестандартных форм урока географии как средство повышения интереса к предмету

Многие творчески работающие учителя используют необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от традиционных форм организации уроков. Нет, они не заменяют э...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другимиучастниками образователь...

«Использование ИКТ на уроках математики как средство повышения мотивации учащихся»

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока, как повысить интенс...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как средство повышения интереса к предмету

Эффективность обучения зависит не столько от способностей человека, сколько от сформированности его мотивации учения. Учащиеся, которые осознают значимость процесса обучения, достигают высоких ...

Статья «Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету»

О нетрадиционных формах ведения урока написано множество статей и пособий. Особенно  много их появилось в последние годы в связи с тем, что вследствие тотальной компьютеризации у школьников ослаб...

Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету

О нетрадиционных формах ведения урока написано множество статей и пособий. Особенно  много их появилось в последние годы в связи с тем, что вследствие тотальной компьютеризации у школьников ослаб...