Выступление на педсовете
статья по химии по теме

 

Формирование самооценки личности обучающегося как условие повышения качества образования.

 

Рассматривая самооценку как способность человека к оценке самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей, следует признать, что самооценка является сложным образованием, оказывающим значительное влияние на развитие личности. Это влияние обусловлено важнейшими функциями самооценки в личностном становлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Формирование самооценки личности обучающегося как условие повышения качества образования.

Рассматривая самооценку как способность человека к оценке самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей, следует признать, что самооценка является сложным образованием, оказывающим значительное влияние на развитие личности. Это влияние обусловлено важнейшими функциями самооценки в личностном становлении.

Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, важным является научить видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Подбирая, задания я  стараюсь,  конструировать их таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

Все обучающиеся  разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как использование в работе взаимо- и самоконтроля;

Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого ученика в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно. Основная проблема, возникающая при работе в группах – сколько унесет ученик с урока? Только ли тот «кусочек», который был набран в его группе, или даже лично им? Не будут ли тогда его знания односторонними, поверхностными? Одним из путей разрешения этой ситуации в организации урока – постепенное перетекание работы одной группы в работу другой. Затем происходит дополнение ее, обобщение, уточнение. На протяжении всей работы ученики заинтересованы во взаимообогащении знаниями.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии. В течение нескольких лет в общеобразовательных и профильных классах я использую в своей работе исследовательскую технологию. Что это дает? Профессиональное самоопределение учащихся. Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии и биологии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

На уроках я стремлюсь привить детям любовь к природе, расширять кругозор, постоянно ищу способы повышения познавательной активности учащихся. Использование дидактических игр повышает познавательную активность обучающихся на уроках биологии, химии.

Данный опыт позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок. Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
Урок – ролевая игра «В мире животных. Тип Членистоногие». Этот урок я провожу в 7 классе как урок – обобщение пройденного материала. Заранее распределяю роли, (это зависит от количества учащихся в классе), чтобы в процессе урока было задействовано как можно больше детей. Выбираю двух ведущих, которые должны хорошо знать признаки типа Членистоногих и классов, входящих в данный тип. Следующие роли – роли корреспондентов, которые рассказывают о разных представителях типа Членистоногие. В качестве представителей выбираем животных, обитающих в разных точках нашей планеты, не забываем о наших местных видах. Готовясь к этому уроку, ребята учатся работать с дополнительной литературой – подобрать источник, выбрать главную, интересную информацию. У учащихся развивается речь, так как свои доклады они не читают, а рассказывают. Каждый ребёнок хочет доказать себе и одноклассникам, что он способен подготовить и рассказать что-то интересное, соответственно повышается самооценка и самоуважение.

При изучении нового материала в старшей школе я использую лекции, семинарские занятия. В основе их содержания — подача материала блоками. На каждом уроке нацеливаю учащихся на достижение конкретных результатов при изучении темы. Веду текущий учет знаний учащихся, но главный итог их работы — тематический зачет.

Каждый зачет составляю, в основном, в виде тестов с выбором ответа, но не исключаю и традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи)

Вопросы, обязательные для усвоения всеми учащимися, подробно объясняю. На каждом уроке обращаю внимание учащихся, где им это пригодится.

  Первичное закрепление материала провожу на самых простых примерах, постепенно наращивая сложность заданий. Поэтому для закрепления темы готовлю разноуровневые задания, продумывая последовательность заданий, которая дает возможность всем учащимся включиться в работу и достичь положительных результатов.

За 2-3 урока до тематического зачета провожу тренировочный зачет, включающий задания, аналогичные заданиям тематического зачета. В результате учащиеся могут объективно оценить свою подготовку к тематическому зачету, и имеют время ликвидировать пробелы в знаниях. Открытость, определенность требований вызывает у учащихся интерес к достижению поставленной цели.

После изучения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот провожу тренировочный зачет 1, после изучения сложных эфиров, жиров и углеводов — тренировочный зачет 2. Завершает изучение раздела «Кислородсодержащие органические вещества» тематический зачет,

Результаты:

Позволяет учащимся реально оценивать свои возможности.

При формировании химических понятий и предметных умений в процессе обучения химии в средней школе большое значение имеет качество формируемых знаний. Важная характеристика качества знаний — их системность, т. е. четкое осознание связей между отдельными элементами знаний. Осознанность знаний проявляется в умении их использовать в практике, объяснять и предсказывать факты и явления, раскрывать логику материала, грамотно и весомо аргументировать оценочные суждения

В течение ряда лет я использую элементы технологии уровневой дифференциации и могу сделать вывод, что это позволяет учащимся реально оценивать возможности, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся, да и у остальных знания становятся более системными. Адекватной стала самооценка учащихся, исчез страх перед проверкой знаний.

Важный этап подготовка к итоговой аттестации  выпускников. С введением экзамена по биологии и химии  в форме ЕГЭ возникла необходимость специальной подготовки учащихся к этой форме. Она проводится как в урочное, так и во внеурочное время. От обучающегося требуется достаточно высокий уровень знания предмета, психологический настрой. Самооценивание является важнейшим направлением в подготовке учащихся к ЕГЭ. Без этих знаний и навыков ученик не сможет оценить правильность своего выбора  в тестовом наборе, выполнить задания, требующие полного ответа.  

Как положительный результат расцениваю и увеличение числа выпускников, выбирающих экзамен по химии и биологии и подтверждающих качество знаний при поступлении в высшие учебные заведения и при сдаче ЕГЭ.

Важным результатом образовательной деятельности является то, что выпускники, окончив школу, поступают в учебные заведения естественнонаучного профиля. Они продолжают успешное изучение химии и биологии в медицинских, педагогических, сельскохозяйственных учебных заведениях.

Рефлексия  (от лат. reflexio - обращение назад)  – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что полученную информацию и, что самое важное,  сам процесс её усвоения.

Это позволяет снять ответственность за оценивание работы с педагога и передать её непосредственно в руки учащихся, дав им возможность оценить и себя и товарищей в плане накопленных знаний и освоения новых приёмов, а также решить, где остались проблемы, и требуется дополнительная работа. Поэтому рефлексия часто даёт возможность вернуться к осмыслению или выйти на новый вызов.

Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

1)      А вы знаете, что сегодня на уроке я        .

2)      Больше всего мне понравилось        .

3)      Самым интересным сегодня на уроке было

4)      Самым сложным для меня сегодня было

5)      Сегодня на уроке я почувствовал

6)       Сегодня я понял        

7)       Сегодня я научился        

8)       Сегодня я задумался        

9)       Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

На первом уроке четверти ребята заполняют анкету следующего содержания:

1.      За предыдущую четверть по  биологии  имею отметку ________

2.      Отметка объективна, завышена, занижена (нужное подчеркнуть)

3.      Думаю, что в этой четверти я смогу заработать отметку ______

4.      Для этого мне нужно ___________________________________

5.      У меня пока не получается _______

50% - объективно, 5% - занижена,  45% объективно, хотят выше.  Считают, что для этого им нужно учить домашние задание, активнее быть на уроке, больше читать, быть внимательным  и уверенным. Работать над собой. Трудности вызывают письменные работы.

Упражнение «перевод с русского на русский» (на слух).

Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три послови цы, «переведенные» на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления, и анализа смысла отдель ных слов, одновременно, развивая и чувство юмора.

Пример.

1. Сбился с азимута среди трех голосемянных. (Заблудился в трех соснах.)

2. На один из органов кровообращения не распространяются зако ны дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь.)

3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными вещест вами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколь ко волка не корми, он все равно в лес смотрит.)

4. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного сообщества. (Работа не волк, в лес не убежит.)

5. Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердых топлив приводит в непригодное к использованию состояние весь про дукт переработки нектара растений представителями перепон чатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда.)

В учебной деятельности самоконтроль выполняет ответственную функцию. Он регулирует процесс выполнения учебной работы, позволяет учащимся установить, что ими не сделано или сделано не так, как надо, произвести корректировку проделанной работы, осуществить оценку своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...