Организация охраны труда в кабинете химии
методическая разработка по химии на тему

В помощь учителю химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohrana_truda.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Организация охраны труда в кабинете химии

УТВЕРЖДЕНО                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                     Директор МОУ «Михневская СОШ»

на заседании профсоюзного   комитета                                   С.А.Филимонова

 МОУ «Михневская СОШ»                                                                                                        

Протокол                                                                        

№___ от «__» __________200__г                      ______________________            

                                                                                    (подпись) _________________М.С.Головачева

 Председатель ПК образовательного                     «__» ___________200__г  

учреждения

(подпись)

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения инструктажей по охране труда

с руководителями, работниками, обучающимися и воспитанниками

муниципального образовательного учреждения

1.Общие положения

1.1 Настоящее Положение определяет виды, содержание и порядок

     проведения  Инструктажей руководителей, педагогических и технических

     работников, обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения.

1.2.Со всеми педагогическими и техническими работниками  

      образовательного  учреждения, поступившими на работу в учреждение в  

      соответствии с законодательством, требованиями ГОСТ  12.0.004-90    

      проводится инструктаж по охране труда, производственной санитарии и

      противопожарной безопасности.

1.3.Изучение вопросов безопасности труда организуется и проводится на всех стадиях

      образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся  (воспитанников) сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих.

1.4. В дошкольных образовательных учреждениях воспитанников в процессе занятий и других видов деятельности знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении при проведении различных мероприятий. С воспитанниками проводятся занятия по правилам дорожного движения, пожарной и электробезопасности и т. д. Контроль осуществляется при опросе воспитанников на практических занятиях. Результаты фиксируются в специальном журнале регистрации инструктажа воспитанников по охране труда.

1.5. Учащимся образовательного учреждения прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности. Обучение учащихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности при:

- учебных занятиях;

- трудовой и профессиональной подготовке;

- организации общественно-полезного труда;

- проведении экскурсий и походов;

- проведении спортивных занятий, соревнований;

- кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной деятельности.

1.6. По характеру и времени проведения инструктажей различают вводный, первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

2.1.Вводный инструктаж по безопасности труда проводится:

  1. со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их
    образования, стажа работы по данной профессии или должности;
  2. с временными работниками и совместителями;
  3. со студентами, прибывщими на производственное обучение или   практику,

-с обучающимися (воспитанниками) образовательного учреждения перед началом занятий по правилам безопасного поведения в учреждении, помещениях, кабинетах, перед выполнением лабораторных и практических работ в учебных кабинетах физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, учебных мастерских и спортзала.

2.2.        Вводный  инструктаж   работников   проводит  руководитель
образовательного учреждения.

2.3.        Вводный инструктаж вновь принятых работников проводится по
утвержденной руководителем учреждения и на заседании профсоюзного
комитета   Программе   вводного   инструктажа.   Продолжительность'
инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

2.4.        В образовательном учреждении разрабатываются несколько программ вводного инструктажа:

  1. программа вводного инструктажа для работников образовательного
    учреждения;        
  2. программа вводного инструктажа для обучающихся (воспитанников)
    образовательного учреждения;
  3. программа вводного инструктажа для учащихся в кабинетах физики, химии,  биологии,  информации,  обслуживающего труда, учебных мастерских и спортзала

2.5. С обучающимися (воспитанниками) образовательного учреждения, вводный инструктаж проводят:

-        классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного
образования, тренеры, каждый со своим классом, группой;

-        учителя физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего
труда, трудового обучения, физкультуры, ОБЖ;

2.6.        Вводный  инструктаж  должен  проводиться  в  специально
оборудованном для этих целей помещении или в кабинете по охране
труда, где должны быть учебно-методические пособия, правила охраны
труда при выполнении различных видов работ, плакаты по безопасности
работы, образцы средств защиты и др.

2.7. О проведении вводного инструктажа с работниками делается
запись в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда с
обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

2.8.        Проведение    вводного    инструктажа    с    обучающимися
(воспитанниками) регистрируют в журнале инструктажа обучающихся,
воспитанников по охране труда с обязательной подписью инструктируемого
и инструктирующего.

З. Первичный инструктаж на рабочем месте

3.1.        Первичный   инструктаж   на   рабочем   месте   до   начала
производственной деятельности проводится:

-        со всеми вновь принятыми в образовательное учреждение
работниками;

  1. с работниками, выполняющими новую для них работу;
  2. с временными работниками и совместителями;
  1. со студентами, прибывшими на производственное обучение или
    практику,
  2. с обучающимися (воспитанниками) перед изучением каждой новой
    темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях,
    классах, мастерских;
  1. при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях;
  1. с обучающимися (воспитанниками) при работе в кабинетах физики,
    химии, информатики,
  1. биологии, обслуживающего труда, спортзалах и мастерских;
  1. при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий го всем
    рекомендуемым   направлениям:   пожарная   безопасность;  
  2.  электро безопасность;  профилактика детского дорожно-транспортного трав матизма; безопасность на воде, на льду; меры безопасности при
    проведении   спортивных   соревнований,  экскурсий,   походов,   на
    спортплощадке; профилактика негативных криминогенных ситуаций;
    правила  безопасного  обращения  со взрывоопасными  предметами,
    веществами; при проведении летней оздоровительной работы и трудовой
    практики.

3.2.        Первичный инструктаж на рабочем месте с педагогическими
работниками проводит руководитель образовательного учреждения или
один из его заместителей, на кого приказом по учреждению возложено
проведение первичного инструктажа

3.3.        Первичный инструктаж на рабочем месте с техническим и
обслуживающим персоналом проводит заместитель директора по АХЧ
или иное лицо, на которое приказом по образовательному учреждению
возложено проведение первичного инструктажа.

3.4. Противопожарный инструктаж с работниками проводится лицом,
ответственным за его проведение.

3.5. Первичный инструктаж на рабочем месте с обучающимися
(воспитанниками) образовательного учреждения проводят:

— классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, тренеры, каждый со своим классом, группой;  - учителя физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, трудового обучения, физкультуры, ОБЖ, каждый по своему предмету.

  1.  Первичный инструктаж на рабочем месте с педагогическими
    работниками образовательного учреждения проводится по программе
    первичного    инструктажа    на   рабочем    месте, утвержденной
    руководителем учреждения и на заседании профсоюзного комитета, и
    по их должностным обязанностям по охране труда.
  2. Первичный инструктаж на рабочем месте с техническим и
    обслуживающим персоналом образовательного учреждения проводится по
    инструкциям по охране труда на рабочем месте, разработанными для
    каждой профессии и утвержденными руководителем и на заседании
    профсоюзного комитета.
  3. Противопожарный инструктаж проводится отдельно со всеми
    работниками  по  инструкции  «О  мерах  пожарной  безопасности»,
    утвержденной руководителем образовательного учреждения и на заседании
    профсоюзного комитета в сроки проведения инструктажа на рабочем месте.
  4. Первичный инструктаж на рабочем месте с обучающимися
    (воспитанниками) проводится по инструкциям по охране труда на рабочем
    месте для соответствующих кабинетов, спортзала, мастерских и по
    инструкциям по всем рекомендуемым направлениям, утвержденными
    руководителем образовательного учреждения и на заседании профсоюзного
    комитета.
  1. Номенклатура должностей и профессий, для которых должны
    разрабатываться свои инструкции по охране труда для проведения
    первичного инструктажа на рабочем месте, определяется приказом
    руководителя образовательного учреждения.
  2. Первичный инструктаж на рабочем месте и противопожарный
    инструктаж с работниками регистрируются в журналах установленной
    формы с обязательной       подписью       инструктируемого       и
    инструктирующего.  В  данном журнале оформляется допуск к работе с
    подписью лица, непосредственно отвечающего за работу инструктируемого.

3.12. Первичный инструктаж на рабочем месте с обучающимися (воспитанниками) регистрируется в том же журнале, что и вводный инструктаж, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

4.        Повторный инструктаж на рабочем месте

4.1.        Повторный инструктаж на рабочем месте с работниками
проводится по программам первичного инструктажа на рабочем месте, по
должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда
на рабочем месте, инструкции о мерах пожарной безопасности.

4.2. Для педагогических работников, технического и обслуживающего
персонала повторный инструктаж на рабочем месте и противопожарный
инструктаж проводятся 1 раз в год не позднее месяца с начала учебного
года.

4.3. С обучающимися (воспитанниками) повторный инструктаж на
рабочем месте проводится не реже 2-х раз в год по инструкциям по охране
труда на рабочем месте, инструкциям при проведении внешкольных и
внеклассных мероприятий по всем рекомендуемым направлениям.

4.4. Повторный инструктаж на рабочем месте регистрируется в тех же
журналах, что и первичный инструктаж.

5.        Внеплановый инструктаж

5.1. Внеплановый инструктаж проводится:

  1. при введении в действие новых или переработанных стандартов,
    правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
  2. в связи с изменившимися условиями труда;
  3. при нарушении работающими и обучающимися (воспитанниками)
    требований безопасности труда, которые могут привести или привели к
    травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
  4. по требованию органов надзора;
  5. при перерывах в работе более чем на 60 календарных дней.

5.2.        Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с
группой работников одной профессии, с группой учащихся по одному
вопросу.

5.3.        Объем и содержание инструктажа определяется в каждом
конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших
необходимость его проведения.

5.4. Внеплановый инструктаж регистрируется в журналах инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего и указанием причины проведения внепланового инструктажа

6.        Целевой инструктаж

6.1. Целевой инструктаж проводится с работниками и обучающимися (воспитанниками) перед выполнением ими разовых поручений, не связанных с их служебными обязанностями или учебными программами.

6.2.        Разовые  поручения  оформляются  приказом  руководителя
образовательного учреждения. Исполнители обеспечиваются, при этом
спецодеждой и иными средствами защиты и необходимым для выполнения
работы инструментом, инвентарем.

  1.  Запрещается давать разовые поручения по выполнению опасных
    и вредных работ, требующих специальной подготовки, навыков по
    выполнению данного вида работы, специальных приспособлений и т.д.
  2.  Регистрация целевого инструктажа ГОСТом 12.0.004-90 в журнале
    регистрации инструктажей не предусмотрена, однако устно инструктаж
    проводить необходимо.

7.        Общие требования

7.1. Дата регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте в специальном журнале с обучающимися (воспитанниками) по химии, физике, биологии, трудовому обучению, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности должна совпадать с записью о проведении данных инструктажей в классном журнале.

7.2.        Вводный инструктаж с обучающимися (воспитанниками),
инструктаж по охране труда при организации общественно-полезного труда
и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий по всем
рекомендуемым направлениям проводится классным руководителем,
воспитателем, педагогом дополнительного образования, тренером со
своим классом, группой и регистрируется в специальном журнале
установленной формы отдельно для каждого класса, группы.

7.3.        Все журналы регистрации инструктажей:

-        вводного по охране труда с работниками,

-        по охране труда на рабочем месте с педагогическими работниками
и специалистами,

-        по охране  труда на рабочем месте  с  техническим  и
обслуживающим персоналом;

-        по охране труда с обучающимися (воспитанниками) (вводного, на
рабочем  месте  и  при  проведении  внешкольных,  внеклассных
мероприятий) должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены
печатью с указанием количества листов и с подписью руководителя
образовательного учреждения.

7.4.        Все  инструкции  по  охране  труда   для  работников,
разработанные согласно номенклатуре должностей и профессий в
соответствии с приказом руководителя образовательного учреждения,

утверждаются   руководителем    учреждения    и    на   заседании профсоюзного комитета с указанием номера протокола.

7.S. Все инструкции по охране труда в образовательном учреждении регистрируются в журнале учета инструкций по охране труда и выдаются работникам учреждения с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.

\

Должностные обязанности по охране труда

заведующего учебным кабинетом

УТВЕРЖДЕНО                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                     Директор МОУ «Михневская СОШ»

на заседании профсоюзного   комитета

МОУ «Михневская СОШ»                                                       С.А.Филимонова

Протокол                                                                        

№___ от «__» __________200__г                      ______________________            

                                                                                    (подпись) _________________М.С.Головачева

 Председатель ПК образовательного                     «__» ___________200__г  

учреждения

(подпись)

Заведующий учебным кабинетом.

  1. обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования,
    приборов, инструментов и т.д.;
  2. принимает необходимые меры по выполнению действующих
    правил  и  инструкций по безопасности труда,  производственной
    санитарии, правил пожарной безопасности, по созданию здоровых и
    безопасных условий проведения занятий;

-проводит инструктаж с обучающимися (воспитанниками) по безопасности труда;

  1. приостанавливает проведение работ или занятий, сопряженных с
    опасностью для жизни или здоровья, и докладывает об этом руководителю
    учреждения;
  2. несет личную ответственность в соответствии с действующим
    законодательством за несчастные случаи, происшедшие с обучающимися
    (воспитанниками) и детьми во время учебно-воспитательного процесса в
    результате нарушения правил и норм охраны труда;

-        немедленно извещает руководителя учреждения о каждом
несчастном случае;

-        вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для
включения их в соглашение по охране труда;

- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение руководителю образовательного учреждения;

- контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места - инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Должностные обязанности

по охране труда учителя химии

УТВЕРЖДЕНО                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                     Директор МОУ «Михневская СОШ» на заседании профсоюзного   комитета

МОУ «Михневская СОШ»                                                       С.А.Филимонова

Протокол                                                                        

№___ от «__» __________200__г                      ______________________            

                                                                                    (подпись) _________________М.С.Головачева

 Председатель ПК образовательного                     «__» ___________200__г  

учреждения

(подпись)

Преподаватель химии:

  1. в своей работе руководствуется Правилами по технике безопасности
    для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ;
  2. обеспечивает здоровые и безопасные условия труда и обучения, а
    также при проведении лабораторных работ, соблюдение санитарно-
    гигиенического режима, правильное использование спецодежды и средств
    индивидуальной Зашиты;
  3. разрабатывает инструкции по охране труда на основании типовых и
    представляет их к утверждению руководству и профкому учреждения в
    установленном порядке, а также переутверждению один раз в три года,

-        инструктирует лаборанта и практикантов на рабочем месте в
соответствии с Правилами, один раз в квартал с регистрацией в журнале
инструктажа;

-проводит инструктажи учащихся по технике безопасности в пределах учебного плана с обязательной регистрацией в классном журнале;

-        в кабинете сосредотачивает инструкции, плакаты по безопасным
приемам работы с химическими реактивами и растворами;

-        перед началом работ проверяет исправность оборудования, вентиляции,
системы электрического питания; в случае обнаружения неисправностей,

соз дающих опасность, прекращает работу в кабинете до их устранения;

  1. по окончании работы проверяет выключение электроприборов,
    закрывает газовые и водопроводные краны;        
  2. не допускает совместное хранение реактивов, отличающихся по
    химической природе;

не   допускает   хранение   реактивов   сверх   нормативов, предусмотренных Типовыми перечнями и не предусмотренных ими;

  1. не допускает хранение реактивов и растворов в таре без этикеток или
    надписями на ней, сделанных карандашом по стеклу;
  2. организовывает строгое хранение реактивов 7-й группы в отдельном
    сейфе или надежно запирающемся металлическом ящике с вывешенной на
    внутренней стороне дверцы описью реактивов с указанием разрешенных
    для хранения максимальных масс или объемов их (опись утверждается
    руководителем учреждения);

-        добивается эффективной работы вытяжного шкафа кабинета;

-        не   допускает   учащихся   к   приготовлению   растворов   из
концентрированных химических веществ;

  1. переливание концентрированных кислот и приготовление из них
    растворов производит в вытяжном шкафу с использованием воронки, в
    спецодежде и средствами индивидуальной защиты,
  2. при проведении лабораторных и практических работ, связанных с
    нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием
    разъедающих растворов, не допускает к занятиям без защитных очков и
    других средств индивидуальной защиты;
  3. не допускает прокладки самодельных удлинителей и переносок с
    нарушенной изоляцией электропроводок;
  4. на уроках не допускает использование самодельного оборудования;

- не допускает использования кабинета химии в качестве классных
комнат для занятий по другим предметам;

-        запрещает пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и
есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборатории,
принимать пишу в спецодежде;

-        оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим при
несчастных случаях; немедленно извещает руководство школы о каждом
несчастном случае;

-        добивается   обеспечения   кабинета   первичными   средствами
пожаротушения (огнетушитель, емкость не менее 5 литров, кошма, песок,
объемом не менее 0,05 куб. м, совок, охватом не менее
2 кг);

-        организовывает эвакуацию учащихся из помещения в случае
возникновения пожара, а также при неустранимой утечке газа.

Инструкция по оказанию первой

помощи пострадавшему

УТВЕРЖДЕНО                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                     Директор МОУ «Михневская СОШ»

на заседании профсоюзного   комитета

МОУ «Михневская СОШ»                                                        С.А.Филимонова

Протокол                                                                        

№___ от «__» __________200__г                      ______________________            

                                                                                    (подпись) _________________М.С.Головачева

 Председатель ПК образовательного                     «__» ___________200__г  

учреждения

(подпись)

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием пе ревязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в ап течке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся:

-        в кабинетах физики, химии, информатики, домоводства;

  1. в слесарной и столярной мастерских;
  2. в спортивном зале;
  3. в учительской и приемной.

1.        В случае поражения электрическим током необходимо:

1.1. Освободить пострадавшего от действия тока:

-        отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;

-        перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности)

инстру ментом с сухой ручкой из изолирующего материала;

-        отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от
пострадавшего;

-        при невозможности выполнить вышеперечисленные   пункты

необ ходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за егоодежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так,
чтобы самому не оказаться под напряжением.

  1. Вызвать скорую медицинскую помощь.
  2. Оказать первую медицинскую помощь:

-        уложить пострадавшего на подстилку;

  1. распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего
    воздуха;
  1. дать нюхать нашатырный спирт;
  2. обрызгать лицо и шею холодной водой;
  3. растереть грудь и конечности спиртом;
  4. при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

2.        При отравлении угарным газом необходимо:

  1. вынести пострадавшего на свежий воздух;
  2. поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
  1. при необходимости применить искусственное дыхание;
  2. после восстановления дыхания дать валериановых капель.

3.        При порезах необходимо:

  1. при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;
  2. промыть рану дезинфицирующим раствором /например –
  3. фурацилином/;
  4. обработать рану йодом;
  5. наложить повязку;
  6. при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на
    рану положить давящую повязку.

4.        При ушибах:

  1. положить на место ушиба холодный компресс;
  2. забинтовать ушибленное место.

5.        Ожог термический:

  1. смочить обожженное место спиртом или раствором соды;
  2. наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;
  3. забинтовать.        ,

6.        Ожог едкими щелочами:

-        обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором
соляной или лимонной кислоты;

  1. смазать борным вазелином;
  2. наложить марлю или вату;
  3. забинтовать.

7.        Ожог кислотами:

  1. обильно смочить обожженное место раствором соды;
  2. наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;
  3. покрыть ватой;
    -забинтовать.

• Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов:

В аптечке должны находиться:

1.        Перевязочные материалы:  
-бинты;

-вата;

  1. индивидуальные перевязочные пакеты;
    -лейкопластырь;
  2. пакеты со стерильными медицинскими салфетками.

2.        Кровоостанавливающий жгут.

3.        Нашатырный спирт (в ампулах)./Применяется для возбуждения
дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомых./

4.        Настойка валерианы./Успокаивающее средство./

5.5-ти % спиртовой раствор йода. /Для обработки ран./

  1. Перманганат калия или марганцовка. /Для промывания желудка,
    обработки ран).
  2. Питьевая сода. (Для промывания желудка, обработки кожи при
           ожогах).
  3. Борный вазелин. /Для смазывания медицинских салфеток при
          закрытии проникающих ранений; для смазывания кожи./
  4. Активированный уголь. /Для лечения различных острых

       отрав лений./

  1. Борная кислота. /Для промывания глаз, обработки кожи./
  2. Нитроглицерин или валидол. /При болях в сердце./
  3. Анальгин, амидопирин. /При различных болях, ранениях./
  4. Папаверин. /При гипертоническом кризе, болях в сердце./
    Перевязочный  материал  и  лекарственные   препараты  следует

периодически   заменять   и   пополнять.   Их   количество   должно соответствовать числу работающих в данном подразделении.

Инструкция составлена:        

Зав.кабинетом химии С.А.Филимонова

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

УТВЕРЖДЕНО                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                     Директор МОУ «Михневская СОШ»

на заседании профсоюзного   комитета

МОУ «Михневская СОШ»                                                        С.А.Филимонова

Протокол                                                                        

№___ от «__» __________200__г                      ______________________            

                                                                                    (подпись) _________________М.С.Головачева

 Председатель ПК образовательного                     «__» ___________200__г  

учреждения

(подпись)

Общие положения

  1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для
    учащихся, работающих в кабинете химии.
  2. К проведению работы в кабинете химии допускаются учащиеся с
    8-го класса, прошедшие медицинский осмотр.

3.        Вредными и опасными производственными факторами при
проведении лабораторных и практических работ могут быть:

  1. химические ожоги при работе с химреактивами;
    -термические ожоги при работе с нагревательными приборами;
  2. порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
  3. отравления токсичными веществами.
  1. Вход в кабинет химии только по приглашению учителя, без верхней
    одежды и в сменной обуви.
  2. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения занятий
    возможен только по разрешению учителя.
  3. Проходы между столами не должны загромождаться портфелями,
    сумками.
  4. В лаборатории нельзя работать при плохом самочувствии.
  5. При получении травмы (порезы, ожоги и т.д.); а также при плохом
    самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю,
    лаборанту.
  6. Нельзя вносить в кабинет и выносить из него какие-либо вещества без
    ведома учителя.        

Требования безопасности веред началом работы

1. Перед началом работы необходимо изучить по учебнику порядок ее проведения. Учащиеся в соответствии с инструкцией учителя    подготавливают рабочее место, проверяют исправность

оборудования, инструментов, приборов и т.д. Соблюдают все указания по безопасному обращению с реактивами, нагреванием веществ.

2.        Проверьте исправность оборудования; водопровода, электросети и
т.п. Обо всех неполадках в их работе необходимо ставить в известность
учителя или лаборанта. Нельзя устранять неисправности самостоятельно.

3.        При проведении работ, связанных с нагреванием жидкостей до
температур   кипения,    использованием    разъедающих   растворов,
подготовьте защитные очки.

4.        Подготовьте рабочее место, уберите все лишнее.

Требования безопасности при работе

1. Работать необходимо аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, изученный по учебнику или пособию, выполнять требования охраны труда при проведении практических или лабораторных работ. Работайте только над столом.

2. Подготовленный прибор покажите учителю или лаборанту.

3.        Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными
растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.

  1. Берите вещества для опыта в минимально необходимых количествах и
    только в чистую посуду.
  2. Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных

     твер дых веществах нужно сообщить учителю или лаборанту.   Самостоятельно убирать любые химические вещества нельзя.

6. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующим веществом. 7. Не оставляйте без присмотра включенные нагревательные приборы.

8.  Не  проводите самостоятельно  опыты,  не  предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. При возникновении в кабинете во время занятий чрезвычайных
    ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов и т.п.) не
    допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.
  2. При разливах растворов, рассыпании твердых веществ немедленно
    сообщите об этом учителю или лаборанту. Не убирайте самостоятельно
    никакие вещества.

3.        При разливах легковоспламеняющихся или горючих веществ
немедленно погасите открытый огонь, сообщите об этом учителю или
лаборанту, по его указанию немедленно покиньте помещение.

4.        В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирайте ее
осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и
совок.

5.        В случае возникновения травм, сообщите об этом учителю или лаборанту,
при необходимости окажите пострадавшему первую помощь.

б. Для тушения пожара используйте имеющиеся в кабинете противопожарные средстве: песок, совок, покрывало, огнетушитель.

Телефон скорой помощи -03, пожарной команды - 01. Адрес ближайшего мед. учреждения _______________________________________

Требования безопасности по окончанию работы

Погасите спиртовку специальным колпачком, приведите в порядок рабочее место.

Не оставляйте склянки с реактивами открытыми, не сливайте и не ссыпайте оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты. Не выливайте в канализацию растворы и органические жидкости, сливайте их в специальные сосуды на рабочих местах. Уборка рабочих мест по окончанию работы производится в соответствии с указаниями учителя. По окончанию практических и лабораторных работ снимите спецодежду и вымойте руки с мылом.

Инструкция составлена:        

Учитель химии С.А.Филимонова

ИНСТРУКТАЖ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ (ПЕРВИЧНЫЙ, ПОВТОРНЫЙ)

УТВЕРЖДЕНО                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                     Директор МОУ «Михневская СОШ»

на заседании профсоюзного   комитета

МОУ «Михневская СОШ»                                                         С.А.Филимонова

Протокол                                                                        

№___ от «__» __________200__г                      ______________________            

                                                                                    (подпись) _________________М.С.Головачева

 Председатель ПК образовательного                     «__» ___________200__г  

учреждения

(подпись)

Работа в химической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества ядовиты и взрывопасны. Большинство несчастных случаев являются следствием небрежности и невнимательности работающих.

Существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работающего, независимо от того, какой эксперимент он выполняет.

  1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается, т.к. при
    возникновении  несчастного  случая будет  некому  оказать  помощь
    пострадавшему.
  2. Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и
    правила охраны труда, т.к. поспешность, неряшливость часто приводят к
    несчастным случаям.
  3. Каждый работающий должен знать, где в кабинете находятся
    средства пожарной защиты и аптечка, уметь ими пользоваться.
  4. Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу, пить
    воду, курить, пробовать вещества на вкус.

5. Нельзя приступать к работе, пока не усвоена техника безопасного
ее выполнения.

  1. Сосуды с реактивами после употребления необходимо закрывать
    пробками и ставить на соответствующие места.        '  .
  2. Опыты следует проводить только в чистой лабораторной посуде.
  3.  Нюхать вещества можно лишь осторожно, направляя на себя пары
    или газы легким движением руки; не наклоняясь к сосуду и не вдыхая
    полной грудью.

9. При проведении работы можно пользоваться только теми склянками,
сосудами и т.п., на которых имеются четкие надписи на этикетках        

10.Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой - поддерживать снизу за дно.

11. Нельзя, пользуясь пипеткой, затягивать ртом органические вещества и их растворы.

12. Во время нагревания веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Также нельзя заглядывать в нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.

13. После окончания работы все отходы нужно сливать в сосуды для отработанных жидкостей.

14.Необходимо знать месторасположение и уметь пользоваться средствами противопожарной защиты: песком, совком, огнетушителем.

Инструкция составлена: ____________'

Зав.кабинетом химии С.А.Филимонова

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

УТВЕРЖДЕНО                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                     Директор МОУ «Михневская СОШ»

на заседании профсоюзного   комитета

МОУ «Михневская СОШ»                                                          С.А.Филимонова

Протокол                                                                        

№___ от «__» __________200__г                      ______________________            

                                                                                    (подпись) _________________М.С.Головачева

 Председатель ПК образовательного                     «__» ___________200__г  

учреждения

(подпись)

1. Общие требования безопасности

  1. К работе в кабинете химии допускаются лица, достигшие 16-
    летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по
    охране труда.
  2. Опасные и вредные производственные факторы:
  1. химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких
    химических веществ,
  2. термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и
    нагревании жидкостей;
  3. порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

-        отравление парами и газами высокотоксичных химических
веществ;

-   возникновение   пожара   при   неаккуратном   обращении   с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

  1. При работе в кабинете химии используется специальная
    спецодежда:    халат    хлопчатобумажный,    а    также    средства
    индивидуальной защиты: фартук прорезиненный, очки защитные,
    перчатки резиновые.        
  2. Для тушения очага возгорания кабинет химии должен быть
    обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями,
    ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
  3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему,
    сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости
    отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
  4. После окончания работы в кабинете химии тщательно вымыть
    руки с мылом.

2.        Требования безопасности перед началом работы

  1. Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрессивными
  2. вещест вами использовать средства индивидуальной защиты.
  3. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.

2.3.        Убедиться в наличии и исправности первичных средств
пожаротушения, а также укомплектованности медаптечки необходимыми
медикаментами.        ,

3.        Требования безопасности во время работы

3.1. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной
комнаты для занятий по другим предметам и групп продленного дня.

  1.  Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении
    кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (преподавателя).
  2.  Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта
    кабинета химии.
  1. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы, растворы,
    принимать пищу и пить напитки в кабинете химии.
  2. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и
    нагревательные приборы с открытой спиралью.
  1. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по
    химической природе.
  2. Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток,
    растворы   щелочей   в   склянках   с   притертыми   пробками,   а
    легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных
    материалов.
  1. Выдача учащимся реактивов для проведения лабораторных и
    практических работ производится в массах и объемах, не превышающих
    необходимые для данного эксперимента, а растворов концентрацией не
    выше 5%.        s
  2. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в
    нее  растворы,  легковоспламеняющиеся  и горючие жидкости.  Их
    необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную
    тару с крышкой, емкостью не менее 3 л.

ЗЛО. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

3.11.        Приготавливать    растворы    из    твердых    щелочей,
концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается
только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном
шкафу в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость большей
плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности,

3.12.        Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с
помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим
    песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать
    в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать
    нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.
  2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических
    веществ объемом до 0,03 л погасить открытый огонь спиртовки и проветрить
    помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учебного
    помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему
    электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую
    жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать
    деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до
    полного исчезновения запаха.
  3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании
    немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить
    к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

4.4. В случае если разбилась лабораторная посуда, не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить

об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего

 в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

  1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на
    свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замок шкафы и сейфы.
  2. Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару- с
    крышкой, емкостью не менее 3 л, для их последующего уничтожения.

5.3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

i 5.4. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкция составлена:        

Зав.кабинетом химии С.А.Филимонова

Литература

  1. Грабецкий А.А., Назарова Т.С. Кабинет химии.
    Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1974,
  2. А.А. Грабецкий, Л.С. Зазнобина, Т.С. Назарова.
    Использование средств обучения на уроках химии. - М.:
    Просвещение, 1988.
  3. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной
    химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций.
    - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТЙ, 2003.
  4. Организация службы охраны труда в муниципальных
    образовательных учреждениях: Сб. документов и нормативных
    актов / Сост. Н.В. Шабанов и др.. - Волгоград, 2000.
  5. Назарова Т. С.Организация кабинета химии в средних учебных заведениях. Нормы и требования: Пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2007.
  6. Игнатьева С. В. Организация деятельности кабинета химии в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД  «Корифей», 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ

Методические рекомендации устанавливают основные требования охраны труда  в лагерях с дневным пребыванием детей, профилактике травматизма,  предупреждению несчастных случаев с детьми и распр...

Стенд охрана труда в кабинете информатики и ИКТ

Стенд охрана труда в кабинете информатики и ИКТ....

Охрана труда в кабинете химии.

Необходимые документы по охране труда и ТБ в кабинете химии....

Документация классного руководителя по вопросам организации охраны труда и личной безопасности в работе с учащимися начальных классов

ДОКУМЕНТАЦИЯклассного руководителя по вопросам организацииохраны труда и личной безопасностив работе с учащимисяначальных классов....

Организация охраны труда в кабинете информатики

Практико-значимая работа по курсу «Охрана труда в образовательной организации». Тема работы "Организация охраны труда в кабинете информатики"...

Охрана труда в кабинете химии

Основные документы по охране труда в кабинете химии...

Открытый урок профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело) "Охрана труда" для обучающихся с ОВЗ в 7 классе. На тему: "Организация охраны труда на уроке отделочных работ".

Тема урока: Организация охраны труда на уроке отделочных работ.Цели занятия:1. Образовательная:проверка знаний и навыков по охране труда;проконтролировать степень усвоения материалов;2. Воспитательные...